Между Востоком и Западом: как Кензо Такада перевернул наше представление о моде
Показ Kenzo на Неделе моды в Париже, 1999 год

«Мода — как еда. Не нужно придерживаться одного и того же меню каждый день», — говорил в одном из интервью Кензо Такада. И своей мантре дизайнер всегда следовал неукоснительно —  модельер никогда не боялся экспериментировать с составляющими своих «блюд». Его красочные, полные буйства фантастических форм и оттенков коллекции запоминались публике всегда. Его образы — это хаотичные комбинации ярких цветов и необычных принтов, которые на удивление органично смотрятся вместе. 4 октября стало известно, что культовый дизайнер умер во французской столице из-за осложнений, вызванных коронавирусом. Его смерть наступила в разгар Недели моды в Париже — городе, который он положил к своим ногам в 70-х во время дебюта своей модной линии.

Между Востоком и Западом: как Кензо Такада перевернул наше представление о моде
Кензо Такада, 1974 год

Такада родился 27 февраля 1939 года в японском городе Химедзи в семье отельеров. Модой Кензо начал интересоваться еще в детстве: мальчик любил листать модные журналы сестер. Позже он изучал литературу в университете Кобе  — это было исключительно желанием его родителей, которые не хотели, чтобы Кензо занимался одеждой и не одобряли увлечение сына. Правда, страсть к моде все же пересилила, и позже будущий гений моды бросил учебу и поступил в колледж моды в Токио, где стал одним из первых студентов-мужчин в истории.

В 1960 году он получил премию Soen Prize, которую присуждал престижный японский модный журнал Soen, и начал свою карьеру с дизайна одежды для девочек для универмага Sanai. Жизнь Кензо изменилась благодаря случаю: при подготовке к Олимпийским играм в Токио в 1964 году его дом был снесен, и модельеру в качестве компенсации выплатили сумму, равную десятимесячной арендной плате. На эти деньги он отправился во Францию. На лайнере Такада проплыл через Сингапур, Бомбей и Испанию, вдохновляясь различными культурами и местными традициями, прежде чем в конечном итоге остановился в Париже.

Между Востоком и Западом: как Кензо Такада перевернул наше представление о моде
В Париже, 1985 год
Между Востоком и Западом: как Кензо Такада перевернул наше представление о моде
В Токио, 1989 год

Здесь он начал продавать свои эскизы другим дизайнерам, а позже решил творить самостоятельно. К 1970 году Кензо смог запустить бренд Jungle Jap и открыть свой первый небольшой магазин, который он отремонтировал самостоятельно. Вдохновленный работами художника Анри Руссо, начинающий модельер решил расписать стены безумными цветами.

Изначально вокруг бренда возникли споры, так как Такада называл себя и свое детище Jungle Jap, то есть «япошка» — термин, который многие жители Соединенных Штатов сочли оскорбительным. Это дизайнер выяснил, когда уже начал выходить на американский рынок. «Я знал, что оно имеет уничижительное значение, — рассказывал он в интервью New York Times в 1972 году. — Но я подумал, что если сделаю что-то хорошее, то поменяю его смысл». Правда, со временем Такада все же переименовал лейбл — так и началась история культового бренда Kenzo.

Между Востоком и Западом: как Кензо Такада перевернул наше представление о моде
Кензо во время Недели моды в Париже, 1991 год

Конечно, в начале пути многие модельеры испытывают финансовые трудности, поэтому первая коллекция Такады была полностью выполнена из хлопка — на другие материалы у него не было денег. Но яркая и необычная одежда и талант модельера говорили сами за себя, и спустя время его одежда оказалась на обложке журнала Elle. Вскоре после этого новаторские образы, яркие воздушные платья-палатки и инновационные принты стали настоящей сенсацией в столице и начали регулярно демонстрироваться в крупнейших глянцевых журналах.

«Когда я открыл свой магазин, я подумал, что нет смысла делать то, что делают французские дизайнеры, — рассказывал Такада The South China Morning Post в 2019 году. — Так что я делал все по-своему». Яркий, эксцентричный и отчасти хаотичный дизайн, который освобождал женское тело, а не «заковал» его или менял пропорции, необычное смешение культур и традиций — все это проявлялось в новаторских коллекциях Такады. Его необычный взгляд на одежду моментально сделал дизайнера одним из ключевых фигур моды.

Между Востоком и Западом: как Кензо Такада перевернул наше представление о моде
Кензо Такада, 1989 год

По словам Такады, важным источником вдохновения в его творчестве был Ив Сен-Лоран (читайте также: Вещи-легенды: модное наследие Yves Saint-Laurent). Кензо разделял склонность дизайнера к театральному искусству и постановкам. В 1978 и 1979 годах он организовал шоу в цирковом шатре, а в финале показа модельер вышел на поклон, сидя верхом на слоне. Его шоу были незабываемыми и больше походили на игривый танец и прогулку моделей, чем на каноническое дефиле — что, конечно, было далеко от французского видения моды.

На протяжении трех десятилетий любовь Такады к путешествиям и использование этнических мотивов были самыми сильными сторонами его творчества. В 1993 году Такада продал свой модный дом конгломерату LVMH, а спустя шесть лет отошел от дел. Его вклад в индустрию был значительным: он разрешил женщинам чувствовать себя свободно и вдохновил дизайнеров на творческое безумие.

1/11

Kenzo Pret-a-Porter 1984

Хотя бренд Kenzo продолжал работать под руководством других дизайнеров, в том числе дуэта Умберто Леона и Кэрол Лим, которые вернули в ДНК бренда изображение фирменного тигра Такады, и нынешнего креативного директора Фелипе Оливейры Баптиста, Кензо — тот человек, который никогда не останавливался в расширении своего творческого потенциала. Он разрабатывал костюмы для оперы, создал японскую олимпийскую форму в 2004 году и запустил необычную коллекцию предметов для дома.

Между Востоком и Западом: как Кензо Такада перевернул наше представление о моде
2019 год
Между Востоком и Западом: как Кензо Такада перевернул наше представление о моде
2020 год

«Кензо Такада был невероятно креативным; он придумал гениальную красочную историю, сочетающую в себе и Восток и Запад — его родную Японию и жизнь в Париже, — рассказывал Джонатан Буше Манхейм, генеральный директор бренда K-3, принадлежащего компании Takada. — У меня была возможность работать вместе с ним много лет, и я всегда находился в трепетном состоянии и восхищался его любопытством. Сначала он казался тихим и застенчивым, но он был полон юмора. Он был щедрым и всегда заботился о близких к его сердцу людях. У него был живой интерес к жизни — Кензо Такада был настоящим воплощением искусства жить».

Фото: Getty Images