Муза Картье и подруга Шанель: как Жанна Туссен вдохновляла парижскую богему
Жанна Туссен

Принято говорить, что за каждым великим мужчиной стоит великая женщина. Это действительно часто происходит именно так, однако Жанна Туссен не была просто тенью популярной личности. Она смогла не только вдохновлять Луи Картье и наталкивать на новые идеи, но и самой встать у руля крупного ювелирного бренда и задавать тренды эпохи 30-х – чем не пример для подражания в наше время? 

Один из наиболее известных символов ювелирного бренда Картье – опасная, неприступная и элегантная пантера. Культовый мотив впервые появился в 1914 году на наручных часах, украшенных ониксом и бриллиантами, где и было изображено дикое животное. Считается, что символ был придуман самим Луи Картье, но историки уверены, что изображение этого хищного животного ввела в моду именно Жанна Туссен. Подруга Коко Шанель, независимая и свободная Туссен имела такой же яркий, но более современный и необычный стиль. Она с легкостью сочетала тюрбаны и длинные нити жемчуга с вечерними шелковыми пижамами или костюмами на китайский манер, за что моментально полюбилась богемным кругам Парижа. 

null

null

Красотой и модой Жанна Туссен была окружена с детства: ее семья занималась производством кружева. Однако жизнь девушки в маленьком индустриальном городке в пригороде Бельгии проходила не так гладко: ее отец умер, а мать влюбилась в немца, который крайне жестоко обращался с двумя девочками – Жанной и старшей сестрой Шарлоттой. В возрасте 13 лет будущая муза Картье сбежала в Брюссель, где быстро завела роман с графом Кенсоном, который был старше ее на 40 лет. Пара решила уехать в Париж, и когда девушке исполнилось 16 лет, граф преподнес возлюбленной первые украшения Cartier. Однако в любви все складывалось не так гладко: граф обещал жениться на юной красавице, но вскоре отказался от этой идеи под давлением своей семьи.

Девушка осталась одна в большом и малоизвестном ей городе, но на помощь пришла старшая сестра, которая в это время жила в центре французской столицы. Шарлотта быстро приобщила младшую к обществу cocottes, что в переводе с французского означало «цыпочки». Так в XX веке называли девушек, живущих на содержании обеспеченных любовников, но не зарегистрированных в полиции как проститутки – такие «жрицы любви», как правило, были более образованы и интересны для обеспеченных представителей бомонда. В череде беспрерывных любовных связей Туссен смогла найти увлечение по душе: она занималась декором сумочек и украшала их бисером, камнями и цепочками. В это же время, накануне Первой мировой войны, она познакомилась с Луи Картье, одним из трех братьев, которые унаследовали ювелирный дом своего отца Альфреда Картье. Богатый наследник усмотрел в ней не только привлекательную девушку, но и креативного профессионала, тонко чувствующего красоту, и вскоре предложил ей должность руководителя отдела аксессуаров (читайте такжеДизайнеры и их музы: главные тандемы модной индустрии).

null

null

Бурному роману Луи Картье и Жанны Туссен, который начал набирать обороты, вновь помешало происхождение девушки: семья Картье отказывалась принимать ее из-за сомнительного прошлого. Поэтому их браку не суждено было случиться – зато рабочие отношения сложились крайне удачно.

Жанна Туссен удивительно легко определяла желания женщин 1930-х годов и формировала тренды. Общественные деятели Барбара Хаттон и Нина Дайер, принцесса Ага Хан и герцогиня Виндзорские были среди тех, кому особенно приглянулись идеи Туссен. Уоллис Симпсон, к слову, моментально стала преданной поклонницей бренда – именно для нее было придумано немало впечатляющих украшений.

null

null

После смерти Луи Картье в 1942 году Жанна сама возглавила парижское отделение и стала арт-директором ювелирного дома, проработав в бренде вплоть до 1971 года. А в 1955 году французское правительство вручило Туссен Орден почетного легиона – заслуженного признания ее огромного влияния на женскую моду.

Интересно, что Туссен смогла объединить любовь к драгоценным камням и роскошным украшениям с политической повесткой. Во время войны Жанна убедила своего коллегу-дизайнера Питера Лемаршана создать броши с изображением птиц в клетке, которые были выставлены в окнах Cartier на улице Рю де ла Пэ. Украшения стали особым политическим заявлением бренда – символом против немецкой оккупации. Гестапо быстро раскусили задумку Туссен и вызвали ее в штаб-квартиру немецкой армии во Франции, но избежать наказания ей (по легенде) помогли близкие отношения с Коко Шанель.

null

null

Фирменным и самым известным мотивом Туссен были ее украшения с изображением пантер, которые часто носила сама герцогиня Виндзорская. Элегантная хищница впервые появился в линейках украшений Cartier еще до Первой мировой войны, и со временем Туссен сделала их иконическими – многие до сих пор ассоциируют пантеру исключительно с Cartier. Первый экземпляр La Pantheré – золотая и эмалевая пантера-брошь с изумрудом кабошон – была изготовлена для герцогини Виндзорской, Уоллис Симпсон, в 1948 году. Успех этого произведения вызвал цепную реакцию, сделав кольца La Pantheré, серьги-капли и подвески предметами вожделения европейской и американской элиты.

Фото: cartier.com