Нано-трикотаж и сумки из шин: как российские бренды становятся экологичнее

Экотехнологии в производстве одежды в мире используются уже повсеместно, но в России современные высокотехнологичные материалы пока только набирают обороты.  Несмотря на то, что наладить российское экологичное производство одежды достаточно сложно из-за специфичного рынка утилизации отходов и находящегося в зачатке спроса, все больше российских дизайнеров увеличивают процент безвредных для экологии тканей в производстве.

К примеру, российская компания Ozero создает эко-купальники, применяя эко-лайкру из переработанных материалов. Corporelle пропагандирует отказ от поролона и косточек в нижнем белье и покупает сырье на стоках в Италии. Norsoyan использует трикотаж из нанотехнологических волокон, разработанных в экспериментальных лабораториях Швейцарии и Кореи. Jeans Revision в производстве своих коллекций дает старым джинсам второй шанс, забирая их из ящиков с благотворительностью «Спасибо». К процессу подключаются десятки людей с инвалидностью, которых обучают распарыванию джинсов, а также кройке и шитью. Благодаря умному дизайну изделий, отходы производства составляют менее 3%.

Нано-трикотаж и сумки из шин: как российские бренды становятся экологичнее

Некоторые российские марки и вовсе обходятся без привычных материалов. В ход идут рекламные баннеры, ремни безопасности, строительные цепи и автомобильные камеры. Бренд Polyarus, поставщиками которого являются обычные шиномонтажки, делает из камер андеграундные рюкзаки, шоперы и кросс-боди. А Wollenberg для производства своих Wollenberg Bags используют тенты с большегрузных автомобилей, рекламные баннеры и баннеры с фотозон. Создатели сумок стараются, чтобы принты не повторялись, поэтому ищут разные варианты. Мастерская #Кофесумки шьет сумки из кофейных мешков со всего мира – есть мешки из Гватемалы, Бразилии, Никарагуа, Кении, Йемена, Коста-Рики и других уголков мира. А Plasticdoom шьет из пакетов плащи-дождевики и сумки, чтобы обратить внимание общественности на последствия загрязнения планеты пластиком. Само название бренда Plasticdoom означает пластиковую бесконечность или обреченность.

Нано-трикотаж и сумки из шин: как российские бренды становятся экологичнее
Шопер Wollenberg, выполненный из баннера торгового центра (@wollenberg_bags)
Нано-трикотаж и сумки из шин: как российские бренды становятся экологичнее
Рюкзак Wollenberg из материала фотозоны торгового центра (@wollenberg_bags)

В противовес эксцентричным проектам из пластика активно развивается индустрия дизайна на основе экологичных и натуральных тканей – лен, хлопок, бамбук, соя, конопля и крапива. Но не все, что выращено, может относится к приставке эко-. С одной стороны, эти ткани производятся из растительного сырья и большинство из них полностью биоразлагаемы, но при этом на выращивание сырья затрачивается колоссальный объем пресной воды, а для окончательной обработки тканей используются химикаты. Поэтому необходимо обращать внимание на технологию производства: действительно органические ткани получают сертификат GOTS: The Global Organic Textile Standard.

Нано-трикотаж и сумки из шин: как российские бренды становятся экологичнее
Поясная сумка из автомобильных камер (@polyarus_bags)
Нано-трикотаж и сумки из шин: как российские бренды становятся экологичнее
Рюкзак из автомобильных камер (@polyarus_bags)

К слову, осознанными могут быть не только производители, но и покупатели  – например, если при покупке льняной одежды выбирать оттенки слоновой кости или серый цвет, откладывая в сторону белый. Все яркие и неестественные оттенки – последствие использования различных реагентов (читайте такжеЭкологичная мода: 6 простых лайфхаков осознанного потребления).

Большой вклад в развитие эко-индустрии вносят производители одежды из эко-меха. Современный искусственный ворс плюс утеплитель не уступают по теплу своим натуральным аналогам, поэтому изделия из искусственного эко-меха очень быстро набирают популярность. Как и потребители в других странах, россияне все чаще тяготеют к одежде из современных материалов и все реже выбирают животных мех. В пользу эко-меха также говорит обилие цветов и фасонов, которые ограничиваются только воображением дизайнеров. Вместе со всем этим растет уровень осознанности, здорового и экологичного образа жизни и эко-мех отвечает этим запросам. Как пример – бренд ANSE, который воплотил в жизнь первую парку из эко-меха. Статистика продаж и ажиотаж вокруг продуктовой линейки парок показали, что данные модели мгновенно стали популярны среди покупателей за счет своей уникальной лояльности к экологи (читайте такжеКрасота без жертв: как производят шубы из эко-меха).

1/2

Радует, что отечественная мода перестраивается на экологичное производство, хотя  пока лишь частично. По данным РБК, только эко-шубы приносят производителям и продавцам примерно 1,5 млрд рублей в год (против 15-16 млрд рублей изделий из натурального меха). Средний чек продаж постоянно растет: так, в 2018 году он вырос почти в два раза, по сравнению с показателями 2012 года.

Экологичное производство – перспективный рынок, но для полного перехода на него нужно как минимум пять-семь лет и поддержка со стороны государства. Фабрики должны использовать высокотехнологичные перерабатывающие сооружения, покупатели – отдавать ненужную одежду на переработку, дизайнеры – взаимодействовать с аналитиками и экологами.

Безусловно, в будущем все больше крупных российских брендов будут создавать отдельные коллекции эко-одежды, развивать мономагазины. Возможно, в какой-то момент брендов, у которых не будет этичного отношения к окружающей среде, попросту не останется - но пока что это вопрос далекого будущего. Хотя западные коллеги весьма успешно вдохновляют своим примером: например, в Великобритании уже изобрели революционную альтернативу обычному пластиковому пакету – биопластик под названием MarinaTex. Он состоит из рыбных отходов – кожи, чешуи и красных водорослей. Этот материал выглядит в точности, как пластик, но при этом не является тем самым проблемным полимером, который загрязняет природу.

Мария Кошкина

основательница бренда Anse, который занимается производством шуб из искусственного меха. Свою компанию она запустила в 2011 году. Название происходит от английского слова Answer как ответ на убийство животных ради создания натурального меха.

Личный сайт

Фото: Getty Images, архив пресс-служб