Нано-трикотаж и сумки из шин: как российские бренды становятся экологичнее

Экотехнологии в производстве одежды в мире используются уже повсеместно, но в России современные высокотехнологичные материалы пока только набирают обороты.  Несмотря на то, что наладить российское экологичное производство одежды достаточно сложно из-за специфичного рынка утилизации отходов и находящегося в зачатке спроса, все больше российских дизайнеров увеличивают процент безвредных для экологии тканей в производстве.

К примеру, российская компания Ozero создает эко-купальники, применяя эко-лайкру из переработанных материалов. Corporelle пропагандирует отказ от поролона и косточек в нижнем белье и покупает сырье на стоках в Италии. Norsoyan использует трикотаж из нанотехнологических волокон, разработанных в экспериментальных лабораториях Швейцарии и Кореи. Jeans Revision в производстве своих коллекций дает старым джинсам второй шанс, забирая их из ящиков с благотворительностью «Спасибо». К процессу подключаются десятки людей с инвалидностью, которых обучают распарыванию джинсов, а также кройке и шитью. Благодаря умному дизайну изделий, отходы производства составляют менее 3%.

Нано-трикотаж и сумки из шин: как российские бренды становятся экологичнее

Некоторые российские марки и вовсе обходятся без привычных материалов. В ход идут рекламные баннеры, ремни безопасности, строительные цепи и автомобильные камеры. Бренд Polyarus, поставщиками которого являются обычные шиномонтажки, делает из камер андеграундные рюкзаки, шоперы и кросс-боди. А Wollenberg для производства своих Wollenberg Bags используют тенты с большегрузных автомобилей, рекламные баннеры и баннеры с фотозон. Создатели сумок стараются, чтобы принты не повторялись, поэтому ищут разные варианты. Мастерская #Кофесумки шьет сумки из кофейных мешков со всего мира – есть мешки из Гватемалы, Бразилии, Никарагуа, Кении, Йемена, Коста-Рики и других уголков мира. А Plasticdoom шьет из пакетов плащи-дождевики и сумки, чтобы обратить внимание общественности на последствия загрязнения планеты пластиком. Само название бренда Plasticdoom означает пластиковую бесконечность или обреченность.

Нано-трикотаж и сумки из шин: как российские бренды становятся экологичнее
Шопер Wollenberg, выполненный из баннера торгового центра (@wollenberg_bags)
Нано-трикотаж и сумки из шин: как российские бренды становятся экологичнее
Рюкзак Wollenberg из материала фотозоны торгового центра (@wollenberg_bags)

В противовес эксцентричным проектам из пластика активно развивается индустрия дизайна на основе экологичных и натуральных тканей – лен, хлопок, бамбук, соя, конопля и крапива. Но не все, что выращено, может относится к приставке эко-. С одной стороны, эти ткани производятся из растительного сырья и большинство из них полностью биоразлагаемы, но при этом на выращивание сырья затрачивается колоссальный объем пресной воды, а для окончательной обработки тканей используются химикаты. Поэтому необходимо обращать внимание на технологию производства: действительно органические ткани получают сертификат GOTS: The Global Organic Textile Standard.

Нано-трикотаж и сумки из шин: как российские бренды становятся экологичнее
Поясная сумка из автомобильных камер (@polyarus_bags)
Нано-трикотаж и сумки из шин: как российские бренды становятся экологичнее
Рюкзак из автомобильных камер (@polyarus_bags)

К слову, осознанными могут быть не только производители, но и покупатели  – например, если при покупке льняной одежды выбирать оттенки слоновой кости или серый цвет, откладывая в сторону белый. Все яркие и неестественные оттенки – последствие использования различных реагентов (читайте такжеЭкологичная мода: 6 простых лайфхаков осознанного потребления).

Большой вклад в развитие эко-индустрии вносят производители одежды из эко-меха. Современный искусственный ворс плюс утеплитель не уступают по теплу своим натуральным аналогам, поэтому изделия из искусственного эко-меха очень быстро набирают популярность. Как и потребители в других странах, россияне все чаще тяготеют к одежде из современных материалов и все реже выбирают животных мех. В пользу эко-меха также говорит обилие цветов и фасонов, которые ограничиваются только воображением дизайнеров. Вместе со всем этим растет уровень осознанности, здорового и экологичного образа жизни и эко-мех отвечает этим запросам. Как пример – бренд ANSE, который воплотил в жизнь первую парку из эко-меха. Статистика продаж и ажиотаж вокруг продуктовой линейки парок показали, что данные модели мгновенно стали популярны среди покупателей за счет своей уникальной лояльности к экологи (читайте такжеКрасота без жертв: как производят шубы из эко-меха).

1/2

Радует, что отечественная мода перестраивается на экологичное производство, хотя  пока лишь частично. По данным РБК, только эко-шубы приносят производителям и продавцам примерно 1,5 млрд рублей в год (против 15-16 млрд рублей изделий из натурального меха). Средний чек продаж постоянно растет: так, в 2018 году он вырос почти в два раза, по сравнению с показателями 2012 года.

Экологичное производство – перспективный рынок, но для полного перехода на него нужно как минимум пять-семь лет и поддержка со стороны государства. Фабрики должны использовать высокотехнологичные перерабатывающие сооружения, покупатели – отдавать ненужную одежду на переработку, дизайнеры – взаимодействовать с аналитиками и экологами.

Безусловно, в будущем все больше крупных российских брендов будут создавать отдельные коллекции эко-одежды, развивать мономагазины. Возможно, в какой-то момент брендов, у которых не будет этичного отношения к окружающей среде, попросту не останется - но пока что это вопрос далекого будущего. Хотя западные коллеги весьма успешно вдохновляют своим примером: например, в Великобритании уже изобрели революционную альтернативу обычному пластиковому пакету – биопластик под названием MarinaTex. Он состоит из рыбных отходов – кожи, чешуи и красных водорослей. Этот материал выглядит в точности, как пластик, но при этом не является тем самым проблемным полимером, который загрязняет природу.

Мария Кошкина
Мария Кошкина

основательница бренда Anse, который занимается производством шуб из искусственного меха. Свою компанию она запустила в 2011 году. Название происходит от английского слова Answer как ответ на убийство животных ради создания натурального меха.

Личный сайт

Фото: Getty Images, архив пресс-служб