Не так великолепны: как на самом деле выглядели султанши Османской империи | marieclaire.ru

Гарем султана никогда не был открыт для всех желающих — посетить его могли только сам правитель, евнухи, служащие в гареме, охранники, лишенные дара речи. О главном объекте их наблюдения — любимых женщинах властителя никто не должен был знать ничего. Тем более, как выглядят жены султана. И тем интереснее для обывателей было получить любую информацию о тайной жизни гарема.

Главной в гареме считалась мать правителя валиде-султан. За родительницей следовали ее дочери, то есть сестры султана, которых называли просто «султанши», добавляя к имени приставку «-султан». После них шли официальные жены султана, которых обычно брали из знатных правящих семей в других странах — старый-добрый брак по расчету, в результате которого укреплялось положение обеих стран. Однако многие знают, что после правления Сулеймана Великолепного статус жен могли получить и наложницы гарема, которых правитель особенно выделял. Такая девушка называлась хасеки-султан и могла быть даже более влиятельной, чем жена правителя — ведь брак с ней заключался по любви, а не из рациональных соображений.

Хюррем Султан и Сулейман Великолепный, автор неизвестен

Хюррем Султан и Сулейман Великолепный, автор неизвестен

После шли кадын-эфенди — женщины, подарившие султану ребенка, но не удостоившиеся брака с ним. В сериалах их называют «главными наложницами», а с турецкого языка статус переводится, как «уважаемая женщина». Далее были обычные наложницы: те девушки, которых валиде-султан готовила для правителя, или же те, кто уже имел с ним близость, но не смог забеременеть. Самое последнее место занимали рабыни — они были обучены только для служения женщинам правящей семьи и никогда не проходили по «золотому пути» к ложе правителя.

Как жили султанши и наложницы гарема?

Хотя в восточных странах у женщин не так много прав, на комфорт они точно не жаловались. Судить это можно хотя бы по площади гарема — он в разы больше, чем официальные комнаты дворца, включая покои правителя. Впрочем, неудивительно: попробуйте разместить вместе 400 женщин.

Развлечения в гареме, картина XIX века художника Генри Гуллема

Развлечения в гареме, картина XIX века художника Генри Гуллема

Рабыни султанского гарема проживали на самом нижнем этаже и не могли претендовать на отдельные комнаты. Тем не менее, в гареме строго следили за чистотой и порядком: у каждой девушки была отдельная кровать, белье в которой менялось еженедельно. Второй этаж гаремных комнат был предназначен для наложниц, а также кадын-эфенди, или главных фавориток господина. А вот дочери и сестры султана, его жены и, конечно, валиде-султан, проживали в отдельно стоящих комнатах, названных «покои».

Комната валиде-султан — самая большая во дворце Топкапы

Комната валиде-султан — самая большая во дворце Топкапы

Помимо большей площади, покои включали в себя окно, выходящее на Босфор или сад дворца. Но главной привилегией отдельной спальни была близость к опочивальне правителя — чем выше статус женщины, тем меньше расстояние ее покоев от комнаты султана.

Вес в сто килограммов и радиоактивная подводка — как выглядели султанши гарема?

В сериалах мы видим стройных султанш, но в реальности женщины, близкие к правителю, выглядели совсем не так. Историки докладывают, что вес девушек мог доходить до ста килограммов, а в приоритете у султана были женщины с выраженными бедрами и грудью. Правда, наложница также должна была обладать тонкой талией — что редко совместимо с большим весом, поэтому мало кто задерживался в покоях правителя.

Хюррем Султан, автор неизвестен

Хюррем Султан, автор неизвестен

Султанша, автор неизвестен

Султанша, автор неизвестен

Большинство султанш обладали темными густыми волосами и белоснежной кожей, которую красили смесью гипса и мела. От того и удивительно, что Хюррем-султан стала любимой женщиной Сулеймана Великолепного, ведь хасеки славянского происхождения имела светлые волосы и тонкие брови. К слову, бровям уделялось особенное внимание: их было запрещено выщипывать, а тем более брить, поскольку густые и даже сросшиеся брови считались признаком невероятной красоты.

Впрочем, такое отношение было только к бровям — остальную растительность женщины гарема должны были убирать под чистую. Для этого наложницы и госпожи пользовались смесью топленого сахара и лимонной кислоты — получалось что-то вроде шугаринга (читайте также: Темные времена: самые жуткие правила гигиены Средневековья).

Хюррем Султан, автор неизвестен

Хюррем Султан, автор неизвестен

Султанша, автор неизвестен

Султанша, автор неизвестен

Султанши наносили full makeup в стиле нулевых. Глаза красили смесью сурьмы — химического элемента черного цвета — и бараньего жира, который придавал металлу консистенцию подводки. Большое внимание уделялось и губам, их султанши окрашивали порошком из измельченного красного перца или вытяжкой из розовых лепестков. Последней, кстати, также подкрашивали зону скул и щек — то были своего рода румяна.

Искусными были и прически госпожей — самыми популярными считались длинные косы и распущенные локоны, завитые плойкой из раскаленных камней. В гареме особенно ценились рабыни, умевшие делать такие прически, а в сами волосы часто вплетали украшения или просто драгоценные камни.

Кадр из сериала «Великолепный век»

Кадр из сериала «Великолепный век»

Кадр из сериала «Великолепный век»

Кадр из сериала «Великолепный век»

Знаменитое кольцо Хюррем Султан и другие украшения женщин гарема

Поскольку султанши не могли показывать свою фигуру, они пользовались другими способами привлечения внимания. Как мы поняли, в этот список входил яркий макияж, а еще украшения — с помощью последних можно было понять, насколько женщина привилегированна и близка к правителю. Так, самые редкие и крупные камни украшали валиде-султан, хасеки-султан, а также сестер и дочерей правителя.

1/3

Заколки и кольца султанш

И наиболее популярным украшением, даже нашедшим отражение в массовой культуре, считается кольцо Хюррем-хасеки с изумрудом и бриллиантами. Оно существовало и в реальности, правда, вместо цветного камня был крупный алмаз — что считалось еще более престижным.

Шкатулки для украшений

Шкатулки для украшений

Настоящее кольцо Хюррем Султан

Настоящее кольцо Хюррем Султан

Госпожи хранили украшения в специальных шкатулках, которые были выполнены из драгоценных металлов и усыпаны рубинами, бриллиантами, сапфирами и изумрудами. И тут, опять же, имеем дело со связью размера и статуса — чем больше шкатулка, тем обеспеченнее женщина (читайте также: Любимые украшения королевских особ и их потрясающие истории).

Закрытое лицо или полная нагота — как одевались султанши османского гарема?

Критики сериалов об Османской империи утверждают: женщины просто не могли выглядеть так откровенно и носить платья с декольте и открытой зоной рук. Однако если обратиться к сохранившимся до наших дней нарядам, то можно увидеть платья на европейский манер с разрезами в зоне бюста и рукавов. Более того, в самом гареме женщины нередко вовсе ходили обнаженными, или облаченными в полупрозрачную ткань — все потому, что в гарем не могли попасть посторонние, за это грозила казнь.

Картина Фердинанда Ройбе «Султанша» — XIX век

Картина Фердинанда Ройбе «Султанша» — XIX век

Тем не менее, покидая гарем женщины были обязаны полностью скрыть фигуру. Все начиналось с волос: султанши надевали некое подобие фаты, а сверху крепили шелковую шапочку, украшенную драгоценными камнями. К слову, на особенные мероприятия женщины семьи носили короны на османский манер, представлявшие из себя высокий каркас, усыпанный камнями.

Портрет Хюррем Султан в ее знаменитой короне

Портрет Хюррем Султан в ее знаменитой короне

Кадр из сериала «Великолепный век»

Кадр из сериала «Великолепный век»

На лицо девушки также надевали платок, оставляя открытыми только глаза. А выходя в город, они вовсе скрывали все лицо — впрочем, на прогулки вне дворца имели право только мать и сестры правителя, а также хасеки-султан.

Сам наряд госпожи состоял из прямого платья без акцента на талии, или широких брюк-шароваров (из-за этого султанш на портретах нередко путали с мужчинами). Однако платьем дело не ограничивалось — девушки надевали несколько накидок, иногда подвязывая их поясом. То был способ скрыть фигуру в соответствии с традициями, а еще показать свой достаток — чем больше тканей было на женщине, тем богаче она была.

Султанша, автор неизвестен

Султанша, автор неизвестен

Султанша на прогулке, автор неизвестен

Султанша на прогулке, автор неизвестен

Среди оттенков популярными считались яркие, преимущественно цвета Ислама — изумрудный, лазурно-синий, а также алый. А когда в гарем проникли европейские тенденции, женщины султанской семьи стали носить только фиолетовый цвет и его оттенки. Дело в том, что фиолетовую краску было трудно и дорого создать — для нее требовались чернила каракатицы (читайте также: У Кейт синий, у Дианы — розовый: любимые цвета королевских особ и лучшие выходы в них).

Портрет валиде Шехсувар Султан, наложницы Мустафы II и матери Османа III, 1700-е

Портрет валиде Шехсувар Султан, наложницы Мустафы II и матери Османа III, 1700-е

Финалом образа была обувь — впрочем, была она не всегда. В обычной жизни султанши выглядели довольно расслабленно и ходили босиком, а в покои господина девушки отправлялись в балетках. Они были сделаны из ткани, расположенной на деревянной подошве и усыпанной камнями. Была у госпожей и «сменка»: они ходили в баню в обуви под названием «налын». Она представляла собой деревянные ходули с кожаной перемычкой, закрепляющей ногу — но это только у рабынь и наложниц. Султанши же ходили в налынах из черепашьего панциря, украшенного драгоценными камнями, которые доходили в высоте до 30 сантиметров — эти женщины в прямом смысле были выше других.

Султанша в налынах, автор Андреа Викенти

Султанша в налынах, автор Андреа Викенти

Султанша с дочерью и свитой, автор неизвестен

Султанша с дочерью и свитой, автор неизвестен

Фото: личный архив автора, Legion Media, Кинопоиск