Почему не стоит хранить вещи в шкафу «до лучших времен»

И как освободить его, если места уже не осталось.

Давайте начистоту: у каждой или у каждого из нас в шкафу висят вещи, которые ждут своего «особенного» часа. Хорошо, если он наступает через день, неделю или месяц после покупки — но на практике этот срок может растянуться до нескольких лет. Кроме того, вещь, попадая в «лист ожидания», рискует вовсе из него не выбраться, и все, что в этом случае ее ждет, — кома на антресолях без шансов на выздоровление.

Другой пример: вы купили яркую вещицу, которая вам очень понравилась, и вы действительно в ней один раз вышли. Фотографии в ней сделаны и уже опубликованы во всех социальных сетях, но из-за того, что базовым ваше новое приобретение не назвать точно, его тоже весьма вероятно ждет незавидная судьба — утонуть в ворохе других таких же «одноразовых» вещей.

Стилисты трубят: копить хлам и превращать шкаф в еще одно имение Плюшкина из гоголевских «Мертвых душ» — порочная практика для вашего гардероба. Отчего так происходит и чем такие приобретения плохи? Как перестать покупать вещи «впрок» и что делать с уже купленными? Рассказываем!

Кадр из фильма «Бестолковые»

Отчего мы покупаем ненужные вещи

Иногда, когда мы совсем не планируем совершать покупки, коварные магазины и их яркие витрины нет-нет, да и заманят нас в свои цепкие сети. И вот мы оказались внутри, а вокруг — вещи, очень много вещей, которые мы начинаем разглядывать. Вот вы натыкаетесь на фиолетовую блузу («какой красивый цвет! Мне точно надо»), пестрое платье («всегда хотела такое!») и, скажем, микрошорты в цветочный принт («скоро ведь отпуск, пора собирать гардероб!») — и идем все это великолепие мерить. Стройнящие зеркала примерочных и мягкий свет, в котором любая вещь кажется предметом первой необходимости, — и вот мы, не сильно раздумывая и совсем не сокрушаясь, уже стоим в очереди на кассу. Прикладываем кредитку, хватаем пакет — и в приподнятом настроении покидаем магазин. Хорошо, если вещи действительно окажутся полезными, но чаще бывает совсем иначе. Дома покупки уже не кажутся такими же привлекательными, сочетать их не с чем, да и повода надеть фиолетовую блузу в обозримом будущем нет. Сдавать вещь обратно нет времени, да и не хочется: а вдруг пригодится! Что мы делаем? Именно: вешаем приобретение в шкаф и преспокойно о нем забываем.

Такие покупки называются импульсивными — то есть незапланированными, совершенными под влиянием эмоций или сиюминутных желаний.

Не пугайтесь, так делают все: по статистике, импульсивным приобретениям подвержены 84 процента всех покупателей. Кажется, что выход из ситуации прост: составленный заранее список покупок. Однако и он — не панацея, а оказавшись в магазине, вы все равно можете накупить лишнего. Причина — неправильно составленный список. Вы, допустим, уверены, что вам чрезвычайно идут черные юбки-карандаши, и вместо того, чтобы купить брюки или джинсы, покупаете еще одну такую юбку — плюсом к тем десяти, что уже пылятся в вашем шкафу. Такую покупку сложно назвать импульсивной (вы же ее планировали и шли за этой юбкой в магазин специально), но разумной ее тоже не назвать: зачем вам эта вещь, если точно такие же девать некуда?

Кадры из фильма «Красотка»

Отдельный случай — так называемые покупки «на будущее», и они — самые импульсивные из всех возможных. Например, приобретение платья на два размера меньше, чем тот, что вы носите сейчас. Наряд в таком случае — не просто красивая вещица, а мотиватор, стимулятор и цель одновременно. Ваше воображение рисует живописные картины, как вы, похудевшая и постройневшая, наконец, надеваете его и собираете комплименты — и вы, счастливая и окрыленная, идете с ним на кассу. Или, скажем, покупка вечернего платья по размеру: так появляется надежда, будто бы повод выгулять наряд появится сам собой, только по факту приобретения. На деле, как вы понимаете, и первое, и второе могут лежать мертвым грузом, отбирая ценное место в шкафу у тех вещей, что вы действительно могли бы носить.

Чем плохи импульсивные покупки

  • Занимают место в шкафу. Шкаф забит под завязку, а надеть нечего? Наверное, потому что в нем много ненужных вещей — совсем новых или тех, что вы надевали раз-два от силы. Каждый раз, когда вы понимаете, что вам действительно нужна, скажем, добротная белая рубашка, одним из «стопов» на пути к покупке может быть мысль, что гардероб и так ломится от вещей. Думая так, вы забываете, что чего-чего, а вот той самой белой рубашки в нем-то и нет.

  • Уменьшают благосостояние. Незапланированные траты бьют по кошельку — и совсем не важно, сколько вы зарабатываете. Просто с ростом заработной платы растут и наши аппетиты, а сумма трат на одежду растет прямо пропорционально росту вашего дохода. Вместо того, чтобы покупать нужные вещи, вы покупаете те, что в какой-то определенной ситуации вам понравились. Значит, денег на покупку других уже меньше.

  • Вы расстраиваетесь. Импульсивные покупки приносят радость только в момент транзакции и еще короткое время после, однако эта эйфория имеет свойство быстро улетучиваться. После — от напрасно потраченных денег и времени — настроение быстро портится. Не улучшается оно и от вида горы вещей, которую вы лицезрите в своем шкафу каждый раз, когда открываете его дверцу.

Как перестать покупать ненужные вещи

Прежде всего, важно понять: зачем вы это делаете? Какую цель преследуете, покупая новые вещи? Если новая блуза или юбка для вас — все равно что наркотик, не лучше бы отказаться от пагубной привычки скупать все, что ни попадя, и направить свои усилия на что-то действительно полезное? Шопоголизм (или по-научному «ониомания») — реально существующий диагноз, помочь избавиться от которого сможет грамотный психотерапевт. Впрочем, впадать в модную аскету и совсем перестать ходить по магазинам тоже не выход. Есть лайфхаки, которые существенно облегчат процесс и, что важно, не заставят сожалеть о потраченных средствах.

Кадры из фильма «Шопоголик» (Confessions of a Shopaholic)
  • Задавайте вопросы. Себе. Первый: «с чем я буду это носить?». Если вы перед походом в магазин составляете список, что планируете в этих самых магазинах отыскать, то на этот вопрос ответ появляется сам собой — ведь именно этой самой вещи вам не хватало, чтобы собрать идеальный «образ дня». Второй: «Надену ли я это 30 раз?» Если ответ «да» — покупайте. Почему 30? Такую цифру называют экологи: модный бизнес по-прежнему остается чудовищно грязным, и если вещь отслужила меньше положенного срока (то есть не выдержала, как минимум, 30 стирок) вреда от нее больше, чем пользы.
  • Чем чаще вы носите вещь, тем дороже она должна стоить. Этот совет звучит парадоксально, но в нем определенно есть здравое зерно. Подумайте сами: зачем покупать вечернее платье за условные 500 долларов, чтобы надеть его лишь однажды (или дважды), и джинсы за 100, в которых вы планируете ходить так часто, как только возможно? Такой подход неразумен и с точки зрения вашего лично бюджета, ведь вероятность того, что джинсы, купленнные за 100 долларов, придут в негодность быстрее больше, чем те, что куплены за 500.
  • Не бойтесь испортить вещь. Много вещей на полках наших шкафов лежат еще и потому, что мы боимся их испортить — так сильно они нам нравятся. Следуя такой логике, мы должны поместить любимую рубашку под стеклянный купол и раз в день стряхивать с него пыль, чтобы она не портила вид на любимую вещь. Звучит странно, не так ли? Не бойтесь, что вещь придет в негодность. Химчистки сегодня справятся почти с любым пятном, но даже если и нет — улыбнитесь и… не расстраивайтесь: это всего лишь кусок ткани (пусть даже и очень симпатичный). Он того не стоит!
  • Не бойтесь стилизовать одну и ту же вещь по-разному. Мы не призываем вас покупать только черное, белое и серое, чтобы вся ваша одежда сочеталась между собой безукоризненно. Даже если вы изобрели, как вам кажется, гениальную формулу для каждой яркой вещи, не бойтесь экспериментировать: вполне возможно, вы получите новые и отличные образы, о которых прежде не догадывались.
  • Скидка — еще не повод для покупки. Да, об этой маркетинговой уловке известно давно. Скидка действительно может сэкономить, но только если покупка продиктована реальной необходимостью, а не привлекательной ценой. Несмотря на всевозможные советы, как вести себя на распродажах (покупать базовые вещи — главный из них), редко удается найти действительно стоящие экземпляры. Совет: приценитесь к тому, что понравилось, и отложите эти вещи в «список желаний», чтобы с наступлением скидок вы стали их первой и счастливой обладательницей.
Кадры из сериала «Сплетница» (Gossip Girl)

Что делать с уже купленными вещами

  • Разбор гардероба. Первый и самый важный пункт в списке «что делать» — это разбор гардероба. Вы можете провести его самостоятельно или попросить помочь стилиста (или человека, чьему мнению вы доверяете). Оценивайте вещи реально и не лукавьте, отвечая на вопрос «надену ли я это когда-нибудь еще». Кроме того, лучше сразу избавиться от вещей, которые вам не подходят (например, по размеру). Вы не будете их носить, когда похудеете! На радостях от того, что вы наконец-таки влезли в старые джинсы, вы пойдете в магазин… и купите новые.
  • Подарить. Вещи, с которыми вы приняли решение расстаться, можно подарить близким и друзьям — и другу радость, и вам хорошо.
  • Гараж-сейл. Если дарить не хочется, можно устроить гараж-сейл. Необязательно вживую: в сети можно найти тысячи и тысячи страниц, на которых люди выставляют на продажу свои вещи. Если они новые — не жадничайте, смело режьте цену в половину (если, конечно, то, что вы продаете — не редкость и предмет коллекционной охоты).
  • Благотворительность. Отдать добротные вещи, которые смогут помочь нуждающимся, — отличная идея. Поиск контактов много времени не отнимет, а благотворительные организации сами смогут приехать за вашими вещами. От вас требуется только сложить их в пакеты.
  • Переработка. Самое главное правило: не выкидывайте вещи на помойку. Из-за того, что производство текстиля крайне неэкологично, мы не можем позволить себе жертвовать экологией ради новой пары джинсов. Кроме того, пакеты с ненужными вещами можно отнести в H&M. В каждом магазине шведской марки установлены специальные тумбы, где вы можете оставить весь ваш текстиль. В благодарность сотрудники магазина дадут вам ваучер на скидку в 15 процентов.

Фото: кадры из фильмов