Испанский дом Tous имеет поистине уникальную историю. В 1920 году Сальвадор Тоус Блави и его жена Тереза Понса Мас открыли небольшую мастерскую в Манресе под Барселоной по ремонту часов, которая постепенно стала также заниматься и украшениями. В 1965 году пара передала компанию сыну Сальвадору Тоусу-младшему, который женился на соседской девушке Розе Ориол. Она проявила выдающийся талант к ювелирному делу. Небольшая семейная компания стала динамично развиваться, и сегодня это настоящая бизнес-империя с более чем 700 бутиками в 53 странах и 4000 сотрудников по всему миру. В 2020 году дом Tous готовится с блеском отметить свое столетие.
Мы поговорили с дочерью этой четы Розой Тоус, вице-президентом Tous, и узнали у нее, как находить баланс между семьей и работой, какие украшения особенно любят русские покупательницы, и что нужно сделать женщине, чтобы сегодня построить успешный бизнес.
Marie Claire: Роза, есть ли в вашей шкатулке украшения, которые имеют особую ценность для вас?
Роза Тоус: Моими первыми украшениями были серьги с бирюзой. Я их надела в семь или восемь лет на первое причастие. Важные моменты моей жизни всегда сопровождали украшения. Среди них самые для меня дорогие – те, что дарили родители.
Работая по всему миру, чувствуете ли вы, что предпочтения российских покупательниц отличаются от жительниц других стран?
Всюду в мире женщины любят украшения. Русским особенно нравится наш главный символ – медвежонок. Здесь любят жемчуг. Популярнее всего кольца и серьги. Вероятно, это связано и с климатом.
Сейчас все активно интересуются эко-повесткой, а модные бренды вовсю стараются сделать свой бизнес более eco-friendly. Какие шаги предпринимает Tous, чтобы соответствовать экологическим стандартам?
На сайте Tous вы увидете наш манифест устойчивого развития. Он рассказывает о том, как мы адаптируемся к ответственному потреблению. Эти задачи всегда присутствуют в повестке заседаний нашего совета директоров.
В следующем году Tous отмечает столетний юбилей. Как будете праздновать?
Это будет очень радостное событие, мы пригласим всех наших представителей, всех, кто причастен к жизни бренда. И, конечно, по этому случаю мы выпустим специальную коллекцию.
На ваш взгляд, какие ценности Tous за вековую историю остались неизменными?
Неизменны главные ценности – нежность, творчество и приверженность традициям. Однако в современном мире к нам пришли глобальный подход, устойчивое развитие и цифровые технологии.
Tous – семейное дело, которое развивали три поколения. Как вам удается балансировать между семьей и работой, когда они настолько тесно пересекаются?
Это очень трудно (смеется). Но мы придумали, как это разрешить. Есть время, когда мы только с семьей и детьми. И когда мы все вместе работаем. У нас есть семейный совет, и там мы говорим исключительно о бизнесе.
Как думаете, могли бы вы со временем переключиться на какую-то другую сферу деятельности?
Не думаю. Сколько себя помню, всегда была в среде ювелиров. Я в ней выросла и вряд ли смогла бы заниматься чем-то другим.
Хотя история Tous неразрывно связана с Испанией, сейчас ваша компания активно развивается за ее пределами. Подстраиваетесь ли вы под какие-то специфические запросы жительниц разных стран?
Для этого у нас есть местные команды, они помогают нам лучше понять менталитет. Иногда, конечно, мы адаптируем коллекции для каждого отдельного рынка и даже делаем специальные капсулы. Сейчас мы думаем создать коллекцию для России.
Расскажите о новой коллекции. Какие украшения точно обречены на sold out?
Солдаут – это лучшее, что может с нами произойти (смеется). Ведь лучше всего украшения выглядят, когда их носят. В Москве мы представили коллекцию Atelier Tous, это самые эксклюзивные украшения категории высокого ювелирного искусства. Они выполнены в единственном экземпляре из самых благородных камней и металлов вручную, с применением сложных ремесленных техник.
На вашем сайте написано, что 85% сотрудников компании – женщины, что в современном мире особенно важно. Какие советы вы можете дать целеустремленным девушкам для построения карьеры?
Если они хотят добиться успеха, то необходимо найти баланс между семьей и работой. Для начала стоит хорошо организовать свою личную жизнь, а потом, если женщина хочет открыть свою компанию и начать собственный бизнес, нужно много времени, ресурсов и, конечно же, любовь и страсть к этому делу.
Насколько для вас важна работа с инфлюенсерами? Кто из звездных поклонников особенно близок Tous?
Сегодня, безусловно, это очень важно, потому что меняется парадигма коммуникации. На фоне тенденции, когда все переходит в цифровое пространство, бизнесу надо к этому адаптироваться. Мы стремимся к искренним отношениям с инфлюенсерами – они не должны быть основаны только на контракте. Нужно, чтобы им нравился бренд, они разделяли наши главные ценности – нежность, радость и молодость духа.
Мир сейчас меняется намного быстрее, чем, например, в прошлом веке. Для вас важнее подстраиваться под запросы современных покупателей и актуальные тенденции на рынке или быть верными традициям?
Конечно, в нашем деле нужен баланс между тем и другим. Для Tous важно уметь адаптироваться к новым трендам, тенденциям, а также к возможностям, которые теперь появляются. Наш digital-отдел занимается новыми технологиями и с учетом новых тенденций развивает направления e-commerce, big data, искусственный интеллект. Он также планирует коммуникацию с нашими клиентами в цифровом пространстве.
В Tous совмещают разные техники: у нас по-прежнему есть ремесленники, которые производят украшения традиционно вручную, и есть высокие технологии, такие как 3D-сканеры, 3D-принтеры и синтетизация (это когда специальная машина по получени задания от компьютера из порошка создает металл).
В чем секрет успеха семейного бизнеса? Почему какие-то компании не выдерживают и пяти лет, а другие перешагивают вековой рубеж?
Я думаю, что главное – это гармония разума и сердца. То есть, все должно хорошо продумываться, делаться с любовью. И важна правильная команда настоящих профессионалов, которые все делают вместе и помогают бренду расти.
Фото: Getty Images, Legion Media, архив пресс-служб