«Открываем Россию заново» — такого посыла сейчас придерживается и кинематограф, и отельный бизнес, и сами люди, обратившие внимание на все локальное. Эта тема не обошла стороной и моду: мы носим одежду на русский мотив, открываем для себя местных дизайнеров и интересуемся историей русского костюма. Однако в истории нашей моды есть человек, который делал Россию популярной задолго до того, как это стало трендом — и речь о Надежде Ламановой. Проверьте свои знания о женщине, стоявшей у истоков нашей моды, в викторине Marie Claire.
История русской моды: викторина о Надежде Ламановой — главной женщине-модельере нашей страны
Это была энергичная женщина. Окончив где-то институт для благородных девиц, она приехала в столицу. Была не очень красива, с манерами мальчика, стриженная. В компании говорила: «Ну, братцы, выпьем!». Хорошо играла в винт и преферанс. Открыла мастерскую, так же как и Мария Степановна, но к заказчикам относилась сурово и заставляла их ждать подолгу. Переехав в Москву, как говорили злые языки, Надежда Петровна разорила горбуна Г., выстроив дом на Тверском бульваре, ездила в Париж за моделями. Обслуживала придворных. За самое простенькое платьице брала по 600-800 р. Держалась богом, были у нее цеха. Платила неплохо, но и требовала хорошей работы. Муж у нее был присяжный поверенный Андрей Павлович Каютов. Говорят красивый. Зимой каждый день на своем автомобиле ездила в Сокольники, бегать на лыжах. Каждый день брала ванну и меняла белье.
Насколько широк был размах работы Надежды Петровны можно судить по тому, что она ежегодно ездила в Париж, где держала квартиру, закупать модный товар для своего предприятия. А закупала она этого товара на полмиллиона! Конечно, огромен был и доход ее — мастерская давала ей до 300 тыс. руб. в год, то есть другими словами, по 1000 руб. в день! Она была подлинным гением костюма. Я смело утверждаю, что-то, чем Станиславский был в области режиссуры, то была Надежда Петровна в области костюма. Недаром они так хорошо понимали друг друга, и после революции много лет, до самой кончины Надежды Петровны работали вместе.
Где сейчас наследие Надежды Ламановой?
Любители истории моды посещают могилу Ламановой, ее сестер и мужа на Ваганьковском кладбище. Кроме того, в родном Нижнем Новгороде есть музей имени Надежды Ламановой, а ее имя часто упоминается в кинематографе и даже поэзии — Марина Цветаева посвятила модельеру несколько строк в стихотворении «Полотерская».
Та богиня — мраморная,
Нарядить — от Ламановой
Не гляди, что мраморная —
Всем бока наламываем!
Но совсем скоро у нас появится еще один способ прикоснуться к наследию великой представительницы русской моды, ведь платформа для креативных индустрий «3D Платформа» и Культурно-просветительский фонд «Магия моды» заканчивают работу над первым виртуальным музеем костюмов Н. Ламановой и ее соратниц. Создатели проекта нашли эскизы Ламановой и фотографии ее знаменитых клиенток, а затем воссоздали потрясающие творения в формате 3D.
«Формат виртуального 3D-музея позволяет современно и доступно представить наследие Надежды Петровны. Безусловно, применение новых технологий визуализации привлечет интерес молодежной аудитории к проекту и представленные работы станут источником вдохновения молодых дизайнеров. С нетерпением жду открытия!»
Точная дата старта выставки пока не объявлена — так что следим за сайтом «3D Платформы».
Фото: архивы пресс-служб, Getty Images, lamanova.com