Габриэль Шанель оформляла ширмами свой дом (точнее сказать – все свои жилища, включая отель «Ритц») самыми немыслимыми способами. Маскировала двери, вешала их вместо картин и даже обивала ими стены. Они являлись отражением ее вкуса и в то же время формировали его. «Я никогда не могла жить в просторном доме. Первое, что я ищу, – это ширмы», – говорила она своей подруге (а по совместительству – личному психоаналитику) Клод Делэ. Роскошные коллекционные экземпляры были будничной обстановкой мадемуазель Шанель, ее верными спутниками и телохранителями. Ширма ограждает от окружения, как солнцезащитные очки, создавая иллюзию личного пространства при фактической открытости миру. Но для Габриэль они были домом, «который всегда с тобой».
Страсть к этому предмету интерьера намекает на сундучок с сокровищами (читай – слабостями) такой неуязвимой Коко.
Пламенные чувства к коромандельским ширмам Шанель привил в 1910 году главный мужчина ее жизни – Артур Кэйпел. Но стоит ли в очередной раз лезть в душу великого дизайнера? Ювелиры Chanel распорядились этими фактами биографии намного изящнее. Сокровищница Дома пополнилась 59 предметами высокого ювелирного искусства, вдохновленными коллекцией коромандельских ширм Габриэль. Европейскому миру они известны со времен Людовика XIV. Королевские матросы отправились на поиски сокровищ, описанных Марко Поло в «Книге чудес света», но нашли кое-что поинтереснее. Купцы из Китая продавали нефрит, жемчуг и те самые ширмы с Коромандельского берега Индии.
С той случайной встречи началась мода на стиль «шинуазри» и было посеяно зерно, из которого в этом году выросли украшения Coromandel. Глянцевая поверхность лакированных створок будто разбилась вдребезги, а осколки превратились в украшения Fleur de Laque. Пластины из желтого золота, черного лака, перламутра с бриллиантовыми акцентами напоминают китайский веер на жемчужной нити. Повтор прямоугольных створок – ритмический «язык» коллекции. Он объединяет три главные темы: цветы, птицы и минералы. Поэтическое волшебство природы, все ее «трещинки» перевоплотились в дизайн, похожий на эффект кракле – прожилки, создающие силуэт камелий в украшениях Impression Florale.
Знаковый для Шанель цветок выложен бриллиантами и розовыми сапфирами на кольцах и серьгах либо тонко и плоско вырезан из перламутра.
Птицы, напротив, объемные и живые, будто слетели с пейзажа ширмы и порхают вокруг цветов. Белое золото, желтые и бесцветные бриллианты стали лучшим для них материалом. Пейзаж Короманделя также «у дел»: перламутровые облака сыплют бриллиантовым дождем, рождая двухцветную голубо-зеленую радугу над горным ландшафтом полуострова. Коллекция Coromandel утверждает: все тайное чаще всего находится на поверхности. Если эта поверхность – ширма.
Фото: Getty Images, архив пресс-служб