Когда в 1936 году король Великобритании Эдуард VIII отрекся от престола ради дважды разведенной американки Уоллис Симпсон, весь мир замер в изумлении. Во время отречения он произнес: «Я нахожу невозможным для себя нести ношу ответственности дальше и выполнять обязанности короля без помощи и поддержки женщины, которую люблю…». Это была самая громкая история любви ХХ столетия. И до сих пор нас живо интересует — кем же была эта женщина, ради которой мужчина отказался от короны и королевства? (читайте также: «Эдуард и Уоллис: девушка или корона»)
Когда Уоллис встретила Эдуарда, ей было тридцать пять лет. Природа не наделила ее красотой, не дала ей ничего выдающегося: маленький рост (всего 150 сантиметров), худощавое телосложение и угловатая фигурка. Знаменитый фотограф Сесил Битон, увидев ее впервые, отозвался о ней весьма резко: «Она жесткая, сухая и вопиюще неженственная. Что неудивительно, поскольку она американка». Правда, со временем он сменил гнев на милость и сделал множество знаковых фотографий герцогини, поставив ее на пьедестал мировой моды и стиля.
Не обладая красотой, Уоллис, тем не менее, была очень умна и отличалась шармом, который всегда привлекал мужчин.
Недостатки своей внешности она компенсировала виртуозным умением одеваться: грамотно расставляла акценты, правильно выбирала фасоны, никогда не ошибалась с цветом и находила нужную фактуру. Глядя на нее, до сих пор можно учиться созданию визуальных иллюзий в одежде. Одно из ее правил гласило: «Не носить брюки, отдавая предпочтение юбкам». И действительно, приталенные платья и юбки-карандаши эффектно подчеркивали ее осиную талию и демонстрировали тонкие щиколотки. Любимые ею блузы с воланами и бантами придавали недостающий объем в области груди. Туфли или ботинки всегда были на каблуке, потому что с ее ростом — чем выше, тем лучше. Чтобы не привлекать внимания к грубоватым кистям и узловатым пальцам, она избегала крупных колец и браслетов. В макияже ценила естественность, а волосы всегда поднимала наверх, открывая красивую шею.
Строго придерживаясь нехитрых правил, связанных с особенностями своей внешности, она, тем не менее, смело экспериментировала во всем остальном — с детства не боялась выделяться, смешивала элементы мужского и женского гардероба, носила мужские ремни, монокли, рубашки. Не всегда это увенчивалось успехом, но иногда открывало новые горизонты в моде. Так, мало кто знает, что до Уоллис кардиганы носили только мужчины. Она была первой, кто украсил ими женский гардероб.
В создании ярких, запоминающихся образов Уоллис помогали самые знаменитые дизайнеры того времени. Тридцатые годы ХХ-го века прошли в мире моды под знаком Эльзы Скиапарелли — выдающейся сюрреалистки от кутюр. Эльза перевернула представление об одежде и ее функциях в повседневной жизни. Она работала с художниками, порой создавала не наряды, а настоящие арт-объекты, которые удивляли и провоцировали публику. Среди ее клиенток были самые яркие звезды Голливуда — Марлен Дитрих, Кэтрин Хепберн, Грета Гарбо, Мэй Уэст.
И конечно, — Уоллис Симпсон.
Именно Уоллис принадлежали известные платья-иконы от Скиапарелли, среди которых — то самое, с лобстером. Это платье в пол из белой органзы было украшено ярко-оранжевым членистоногим, выполненным по эскизу Сальвадора Дали. В концепции Дали лобстер символизировал эротику и открытую сексуальность. Помещенный на юбку, он добавлял пикантность образу. В 1937 году Сесил Битон сделал фотосессию Уоллис в этом платье для журнала Vogue. По его словам, «для достижения лучшего эффекта Дали предлагал выдавить на платье пакетик майонеза, но на столь смелый эксперимент не пошли ни герцогиня, ни Скиап». Это платье вошло в свадебное приданное Уоллис вместе с другими семнадцатью нарядами от Скиапарелли. Частью этого приданного был и костюм с барочными завитушками, вырезанными из кожи.
Когда в 1944 году Эльза Скиапарелли выпустила новые духи под названием «Король Солнце» в экстравагантном флаконе, эскиз которого рисовал Сальвадор Дали, то первый образец этого изысканного парфюма был отправлен именно герцогине Виндзорской.
Свадьба Уоллис и Эдуарда состоялась в июне 1937 года. Одним из самых запоминающихся элементов этого торжества стал, конечно же, наряд невесты. Платье в пол из светло-голубого креп-шелка с длинными рукавами полностью закрывало шею и плечи Уоллис. Небольшие складки на груди придавали необходимый объем, а разрез намекал на эротичность. Волосы были высоко подобраны и убраны под шляпку, украшенную цветами. Наряд завершали светлые перчатки и изящные украшения — браслет и брошь от Van Cleef&Arpels из сапфиров и бриллиантов, подаренные Эдуардом. Цвет костюма подчеркивал голубые глаза Уоллис.
Этот наряд шил известный в то время дизайнер американского происхождения Мейн Руссо Бохер, основатель модного дома Mainbocher. Он сам придумал нужный оттенок и даже назвал его в честь Уоллис. Сейчас мы мало знаем об этом дизайнере, а тогда он был легендой — сделал блестящую карьеру в Париже и работал только с самыми богатыми и знаменитыми клиентками. Для Уоллис он создал целый гардероб.
Ее свадебное платье вошло в историю как эталон элегантности. К сожалению, сейчас оно сильно потускнело и выцвело до оттенка слоновой кости. В Музее Метрополитен в Нью-Йорке, где оно хранится, можно рассмотреть все детали. Оно является самым известным нарядом от Mainbocher и самым знаменитым артефактом легендарного бракосочетания.
Уоллис любила наряды, и они отвечали ей тем же. Во время долгих путешествий за ней следовало около 220 чемоданов багажа и 12 человек прислуги. Она следила за модой, и как только на модном горизонте появлялась новая звезда, она тут же вступала в ряды ее поклонниц и топ-клиенток.
В 1947 году Кристиан Диор показал миру свою первую коллекцию «New Look», представив нежную женщину-цветок, окутанную облачком шифона. После сурового аскетизма войны это прозвучало как откровение. Диор мгновенно стал знаменит не только в Европе, но и в Америке. О нем писали в газетах, говорили по радио и показывали по телевидению. Французский документальный фильм 1949 года начинается с того, что герцогиня Виндзорская, улыбаясь в камеру, легкой походкой направляется к двери ателье Dior. На ней роскошное меховое манто, и вся она — воплощение женственности и элегантности.
Модный дом словно хвастался своими респектабельными клиентами, в числе которых, конечно же, была герцогиня Виндзорская.
Обычно заказ кутюрных нарядов в ателье Dior занимал вторую половину дня, и Уоллис проводила там много времени на примерках. В такие дни она приезжала с большой корзиной для пикника и угощала всех бутербродами. У нее было много вечерних и коктейльных нарядов от Dior. Одно из них — «Бал-маскарад» 1958 года — находится сейчас в коллекции Музея Виктории и Альберта в Лондоне. Роскошное, элегантное, с жестким корсетом и многослойной юбкой-колокольчиком, оно украшено бисером и бантами. Уоллис было 62 года, когда она носила этот наряд. Даже в зрелом возрасте она не утратила ни капли своего шарма.
В послевоенное время среди ее любимых дизайнеров был Юбер де Живанши. Именно ему она позвонила в ночь смерти герцога Виндзорского, 28 мая 1972 года, и сказала, что ей не в чем ехать на похороны в Лондон. Живанши взял свою помощницу и прямо среди ночи отправился к герцогине снимать мерки. За сутки они сшили черное приталенное пальто чуть ниже колена и черную дымчатую вуаль к нему. Строгость этого наряда сочеталась с невероятной элегантностью. И в радости, и в горе Уоллис выглядела безупречно.
Она пережила Эдуарда на четырнадцать лет и закончила свою жизнь в полном одиночестве. Уоллис Симпсон вошла в историю как женщина, укравшая короля у британской нации. Хотела ли она этого? Вряд ли. До сих пор отношение к ней отнюдь не однозначное, и на это есть множество причин. Но единственное, что у нее точно нельзя отнять, — это безусловное чувство стиля и невероятное умение одеваться. Всей своей жизнью она показала — быть настоящей иконой стиля можно с любой фигурой, любой внешностью и в любом возрасте. Этот урок мы можем перенять от нее и сейчас.
Искусствовед, историк моды, имидж-консультант, приглашенный лектор Музея декоративно-прикладного искусства, автор статей и книг по искусству, стилист в Мастерской TatianaLarina.
Фото: Getty Images, Manchester City Galleries, Rex, Philadelphia Museum of Art, Victoria and Albert Museum, Metropolitan Museum of Art, TACC