В безумном водовороте сменяющих друг друга модных тенденций есть что-то, что от сезона к сезону и от года к году своей актуальности не теряет. В первую очередь — классические модели сумок от Louis Vuitton, Chanel, Dior и не только. Некоторые из них с годами становятся настолько редкими экземплярами, что не только не падают в цене, но и наоборот — только дорожают.
Вещи с непреходящей актуальностью — лучшая модная инвестиция. После того, как в июне 2017 года в Гонконге с молотка ушла одна из самых дорогих сумок в мире, известная западная журналистка Лора Крейк в своей статье Birkonomics для The Guardian сравнила это приобретение с покупкой ювелирных украшений или ретрокаров. Стоила она (сумка, то бишь) «всего» 2 миллиона 320 тысяч гонконгских долларов — в Москве на эту сумму можно купить отличную «двушку» в пределах Третьего транспортного кольца.
Впрочем, этой поистине сказочной Birkin, сшитой из светлой крокодиловой кожи и украшенной фурнитурой из белого золота и бриллиантов, самое место в музейной экспозиции. Инвестировать средства можно и в менее дорогие экземпляры, которые сослужат вам отличную службу долгие годы, а вы с чистой совестью сможете передать их по наследству (важно: в этой части статьи мы говорим лишь о моделях, которые можно назвать классикой жанра, о других сумках, из которых уже заслуженно сделали культ, читайте во второй части).
Hermès Birkin Bag
Однажды в 1983 году на рейсе из Парижа в Лондон произошла судьбоносная для моды встреча: на мягких кожаных креслах бизнес-класса расположились рядом Джейн Биркин и Жан-Луи Дюма. Она — талантливая актриса и певица, он — глава модного Дома Hermès, основанного больше века назад его прадедушкой Тьерри Эрмесом. Полет над Ла-Маншем занимает чуть больше часа, но разговор между соседями завязался долгий. Во время беседы Джейн случайно обронила свой бумажник от Hermès, из которого выпало все его содержимое. Перфекционистка Биркин, собирая вещи по полу самолета, пожаловалась Дюма, что в кожаную папку не умещаются все нужные документы. Дюма ответил, что переделать ее он, увы, не может, но может попробовать воплотить в жизнь другую мечту звездной актрисы — идеальную кожаную сумку. Джейн по-простому объяснила, как она ее себе представляет, Жан-Луи набросал эскиз — на том и порешили. Позже они встретились в мастерской, и Биркин увидела свою мечту, названную в ее собственную честь.
Сумка Birkin в момент завоевала невероятную популярность: в расцвет эпохи показной роскоши нулевых, Виктория Бекхэм невзначай упомянула, что дома у нее хранится сто самых разных экземпляров. Эта любовь объяснима: каждая сумка изготавливается скорняками марки вручную в парижском ателье, и процесс ее изготовления весьма трудоемкий — примерно 18 часов.
Базовая модель в наши дни стоит 12 тысяч евро, но даже если у вас в кошельке имеется необходимая сумма, вы не сможете просто прийти в бутик марки и выйти с новенькой Birkin в руках. Раньше всех желающих заполучить свой экземпляр культовой сумки вносили в специальный лист ожидания, но несколько лет назад его ликвидировали… из-за огромного ажиотажа. Birkin иногда привозят во флагманские бутики марки, но как говорят их продавцы, сумки заканчиваются в день поступления, а когда привезут в следующий раз, они не знают.
Раздобыть эту сумку — настоящий квест, поэтому вполне естественно, что такая вещь просто физически не может быть сезонным приобретением.
Hermès Kelly Bag
Парижскому дому Hermès принадлежит и еще одна «именная» сумка, названная в честь другой популярной актрисы XX века — Грейс Келли. Вообще все, что было связано с Грейс, ставшей впоследствии княгиней Монако, было овеяно волшебным ореолом. Естественно, такая судьба оказалась заготовлена и для ее любимой модели сумки, ставшей символом женской элегантности середины прошлого века. Но мало кто знает, что она была создана за 20 лет до появления Келли в центре всеобщего внимания: классическая дорожная сумка, которая называлась sac haut à courroies, впервые появилась в 1930 году. Ее автор — Роберт Дюма. Широкую популярность она приобрела в 1956 году, когда Келли сфотографировали с ней на улице в Нью-Йорке.
Процесс изготовления сумки Kelly не сильно отличается от Birkin: те же 18 часов, тот же один мастер, который непременно наносит гравировкой собственное имя на внутреннюю поверхность сумки. Разумеется, что такой получается каждая сумка — единичной и по-своему уникальной и неповторимой.
Lady Dior
У Dior тоже есть «именной» экземпляр — Lady Dior. Автором знаменитой почти квадратной стеганой кожаной сумки, украшенной четырьмя металлическими брелоками, в 1994 году стал Джанфранко Ферре: тогда она называлась Chouchou (по-французски — «любимчик»). Год спустя одна оказалась в руках принцессы Дианы, которая в нее просто влюбилась и практически не расставалась.
Такая поклонница для модного Дома — настоящий подарок свыше: о феноменальном модном влиянии первой жены принца Чарльза маркетологам бренда было известно не хуже других. Поэтому уже в 1996 году сумка Chouchou была переименована в Lady Dior — естественно, в честь своей самой знаменитой обладательницы (читайте также: Леди Диана и Lady Dior: история любви принцессы и сумки).
С тех пор прошло больше 20 лет. У руля Christian Dior сменилось три креативных директора: от Ферре почетный пост перешел к Джону Гальяно, от него — к Рафу Симонсу, а затем культовый французский бренд впервые возглавила женщина — Мария Грация Кьюри. У каждого из дизайнеров были свои версии знаковой сумки, в которых от канонической Dior подчас оставались только форма и четыре брелока. Но объединяет их всех одно — неизменная популярность и статус одной из главных it-bags всех времен, народов и брендов.
Gucci Jackie Bag
Своя любимая сумка была и у еще одной иконы стиля прошлого столетия — американской первой леди Жаклин Кеннеди. Вдове 35-го президента США особо приглянулась бежевая сумка-хобо Constance от Gucci, которая в 1961-ом году получила укороченную версию имени своей хозяйки — Jackie bag.
Такая «негламурная» форма сумки с лихвой компенсировалась ее практическим удобством: Жаклин, работая редактором, особо ценила ее объем. Первая леди и ее фотографии с этой сумкой на плече, украшавшие все первые полосы всех западных газет, сильно способствовали росту продаж итальянской марки. Даже сейчас, спустя больше полувека после модного триумфа законодательницы женственной моды, классическую кожаную хобо Jackie с фирменной пряжкой Horsebit можно купить в магазинах итальянской марки. Поклонники Gucci новой формации, которую так активно создает нынешний креативный директор марки Алессандро Микеле, могут купить Jackie bag, украшенную фирменными вышивками.
Chanel Flap Bag (2.55)
Классическая модель стеганой сумки на цепочке от Chanel — самая известная сумка в мире. В далеком 1929 году Коко Шанель создала свой первый вариант этого утилитарного аксессуара, но он, как и все, что тогда делала Великая Мадемуазель, предназначался исключительно дамам из высшего общества, а носить его можно было только в руках. Все изменилось лишь спустя 26 лет, когда свет увидела иконическая 2.55 — черная кожаная стеганая сумка, снабженная металлической цепочкой, позволяющей обладательнице носить ее на плече. Революционное решение продиктовано забывчивостью Коко, которая в своих мемуарах признавалась в том, что постоянно забывала, где оставила свой ридикюль.
Спустя еще 30 лет 2.55 с помощью Карла Лагерфельда меняет застежку с обычной прямоугольной на застежку Mademoiselle Lock (спасибо 80-ым и их страсти к логотипам), а в цепь вплетается и кожаная лента, без которой Flap Bag уже и не представить. В 2005 году модный Кайзер перевыпускает классическую 2.55, и с тех пор публика часто присваивает это имя всем подобным сумкам, за исключением тех моделей, чье название строго определено — Chanel Boy Bag, WOC, 31 rue Cambon и, разумеется, Gabrielle.
Сейчас стеганые сумки на ремешке-цепочке наличествуют в каждой коллекции модного Дома, и за редкими, неклассическими моделями в хорошем состоянии ведется настоящая охота. Культовому статусу способствует и тот факт, что бренд год от года сокращает тиражи, не забывая повышать цены. Сезонные коллекции часто можно найти у перекупщиков, накручивающих к стоимости сумки свои нескромные проценты прибыли.
Louis Vuitton Speedy Bag
Знаковой модели Louis Vuitton — Speedy уже больше 50 лет. Эта сумка — уменьшенная версия большой дорожной сумки Keepall, созданной в 1930 году сыном основателя бренда Жоржем Вюиттоном. Поклонницей этого саквояжа была знаменитая английская актриса Одри Хепберн, посетовавшая Жоржу, что не может носить ее каждый день как раз из-за впечатляющих размеров — тогда-то он и создал уменьшенную копию этой сумки, назвав ее Speedy.
В неизменном виде, выполненная из телячьей кожи со знаменитыми монограммами Canvas, она просуществовала до начала третьего миллениума. В 1997 году первым креативным директором нового Louis Vuitton стал энергичный Марк Джейкобс, под руководством которого бренд впервые выпускает коллекцию одежды и украшений. Французская марка первой начала сотрудничать с художниками. Сумка Speedy, как и другие изделия модного Дома, была своеобразным холстом для творческих экспериментов. Первыми был Стивен Спрус и его знаменитая граффити-коллекция в 2001 году, последним — эпатажный Джефф Кунс и его сумки-оммаж классикам изобразительного искусства в 2017-м.
Prada Galleria Bag
Компания Prada была основана в 1913 году Марио Прада, и в этом же году мир узнал о новом способе выделки телячьей кожи, названной им Saffiano. Молодой бренд сумок быстро стал популярным у таких же молодых аристократок, и не в последнюю очередь благодаря практическому удобству изделий. Самая знаменитая сумка бренда — классический сафьяновый тоут, который спустя больше полувека получил название Galleria — в честь миланского бутика марки, расположенного в знаменитой мекке шопоголиков со всего света. Речь, конечно же, о Galleria Vittorio Emanuele, расположившейся сбоку от не менее знаменитого Миланского собора.
В 2006-ом году на широкие экраны вышел фильм Дэвида Френкеля «Дьявол носит Prada» (Devil wears Prada). Лента, повествующая об изнанке работы с главным редактором журнала мод Мирандой Пристли в исполнении Мерил Стрип, стала лучшей рекламой бренда, и особенно — его сумкам. Правда, в кадре Пристли появляется не с Galleria, а с другой моделью — но кому какое дело, если в конечном счете продажи культовой итальянской марки после релиза выросли?
Фото: Getty Images, Legion-media, ImaxTree, архивы пресс-служб