Сюрреализм в масках: Dior Haute Couture SS18
Dior Couture SS18

Вопрос «является ли мода искусством» – предмет истинно научных споров. Общему и различному двух сфер материальной культуры посвящены многие труды видных исследователей моды: директора Технологического музея Валери Стил, профессора гуманитарных наук Вашингтонского университета Герберта Блау, профессора Пенсильванского университета Дианы Крейн и многих других. Впрочем, жаркие диспуты теоретиков ничуть не мешают творить практикам. Доказательство – Неделя высокой моды в Париже: ее подиумы – лучшее место для самых смелых дизайнерских экспериментов. Именно там связь моды и искусства зрима как нигде: сложные техники, требующего кропотливого ручного труда, и есть искусство в самом традиционном его понимании.

Сюрреализм в масках: Dior Haute Couture SS18
Dior Couture SS18

Актуальная мода популяризует современное искусство, а Марии Грации Кьюри, креативному директору женского направления Дома Dior, пожалуй, и принадлежит пост главного популяризатора постмодернизма. Если в своей весенне-летней коллекции готовой одежды объектом ее восхищения и источником вдохновения стала загадочная Ники де Сен-Фаль, то для кутюрной, которую та представила 22 января, – эксцентричная Леонор Фини, забытый гений французского сюрреализма.

Фини – еще одна икона феминизма: художница была известной поборницей эмансипации, а в своих картинах весьма и весьма откровенно воспевала женскую сексуальность.

Ее творчество высоко ценил самый известный сюрреалист ХХ века Сальвадор Дали, а по силе художественного воздействия художницу часто ставят в один ряд с Фридой Кало. Первая выставка картин богемной парижанки прошла в собственной галерее известного ценителя изобразительного искусств Кристиана Диора, а сам он стал ее близким другом. Разумеется, она часто носила одежду его модного Дома.

Cпустя больше полувека в истории теплых отношений Леонор Фини и Christian Dior начинается новая глава, имя которой – Dior Couture Spring-Summer 2018.

Сюрреализм в масках: Dior Haute Couture SS18
Фасад музея Родена перед показом
Сюрреализм в масках: Dior Haute Couture SS18
Подиум на показе был вымощен черно-белой плиткой в шахматном порядке, а потолок украшен большими гипсовыми фигурами-частями человеческого тела

Открыла показ муза Дома Рут Белл, облачившись в черное платье с полупрозрачным рубашечным верхом. Оно было стилизовано с помощью золотистого бралетта, колготок в мелкую сетку, крупой круглой серьги и золотистых босоножек – это в высшей степени богемный образ. Сочетание белого и черного, положенное в основу цветового решения, – прекрасная основа для экспериментов с намеком на оптические иллюзии. И хотя по факту их не оказалось, расчерченные шахматной клеткой и исполосованные черно-белые платья стали оммажем не только искусству Фини, но и всему сюрреализму.

Сюрреализм в масках: Dior Haute Couture SS18
Леонор Фини, «На террасе»
Сюрреализм в масках: Dior Haute Couture SS18
Dior Couture SS18

Ближе к середине показа Мария Грация Кьюри выпускает на подиум моделей в цветных платьях в весьма сдержанной гамме. Цвет появляется незаметно: сначала оливковым А-силуэтом на тонких бретелях, затем – нюдовой каскадной плиссировкой, а своей кульминации достигает в алом платье без плечей. После – эволюционирует в приятный золотистый блеск и темно-зеленый оттенок на перьях, постепенно возвращаясь к привычной ахроматической гамме. Финал показа – черный тотал-лук, состоящий из смокинга, атласных брюк и широкого пальто: все это – еще один statement Марии Грации Кьюри, которая от сезона к сезону ищет здоровый баланс между женственностью и мужественностью в одежде. Некоторые вещи – и по большей части это касается вариаций бессмертного жакета bar – были чуть проще и могли оказаться на подиуме позже, когда в марте в парижском музее Родена будет показана коллекция prêt-à-porter, но в целом – это современные нарядные платья, созданные с большим вниманием к наследию Дома Dior.

Сюрреализм в масках: Dior Haute Couture SS18
Dior Couture SS18

Самыми интересными аксессуарами шоу стали маски-повязки. Они – еще одна цитата из жизни Фини: дело в том, что маленькая Леонор не получила художественного образования из-за проблем со зрением. В возрасте шести лет она была вынуждена носить повязку, после снятия которой у нее и проснулось непреодолимое желание рисовать. Масок на подиуме Dior было много: точный контур у основания одних становился все более эфемерным, как будто растворяясь в воздухе, другие же имели строгую прямоугольную форму, но все обладали прорезями для глаз. Что это – обращенный к каждому призыв Мари Грации Кьюри творить или призыв видеть красоту в простом – каждый трактует по-своему. 

Сюрреализм в масках: Dior Haute Couture SS18
Dior Couture SS18
Сюрреализм в масках: Dior Haute Couture SS18
Dior Couture SS18

Леонор Фини была воплощением идеи о независимости и абсолютной верности себе самой. Такой же получилась и новая коллекция Dior: платья, при всех их объективных различиях, подчинены одной цитате художницы, которую бренд приводит в качестве эпиграфа в релизе: «Меня интересует только неизбежная театральность моей жизни». Сегодняшняя позиция креативного директора Dior такова: в гардеробе современной женщины на равных могут соседствовать костюмы-двойки с юбкой, пошитые из плотного джерси, с откровенными платьями-сетками. В слегка упрощенном виде это и есть общий знаменатель для творчества Фини, весенне-летней коллекции Dior Марии Грации Кьюри и феминистской повести дня: женщина вольна носить, любить и делать то, что она хочет, и ни один условный продюсер в гостиничном номере не имеет права ей указывать.

Dior Couture SS18
1/72

Фото: Getty Images, архивы пресс-служб