В теле лебедя: сооснователь бренда Zidans — о том, как почувствовать себя частью балетного мира

Продолжая изучать balletcore и все тонкости этого тренда, мы обратились к Лилии Косыревой, дизайнеру и соосновательнице марки Zidans. Нам удалось поговорить о том, что сейчас носят в разных театрах и как изменилась балетная форма. До сих пор думаете, что не сможете привнести ее элементы в повседневный гардероб? Зря!

Что послужило вдохновением для создания бренда? Почему в качестве направления была выбрана именно одежда для балета?

Лилия: Вдохновением стала возможность сделать удобную одежду для балета, в которой мой образ вне балетного зала не диссонировал с балетным. Чтобы «черную футболку» или «серую водолазку» можно было бы надеть и в балетном зале и чувствовать себя в своей тарелке, при этом не теряя ощущения принадлежности к профессиональному сообществу. Под удобной одеждой я имею в виду ту, которую надеваешь и через пару минут не чувствуешь ее.

Оказалось, что не только мне не хватало черной футболки и сочетающейся с ней юбки, а в идеале и штанов, и кофты.

Балетный стиль сейчас актуален как никогда — мы можем видеть его элементы и в аккаунтах инфлюенсеров, и на неделях моды. Почему это происходит?

На мой взгляд, популярность того, что вы называете балетным стилем, циклична и волнообразна. Предполагаю, что событие триггерит новостную волну, которая кого-то приведет в балетный класс, для кого-то станет референсом для новой коллекции, для кого-то –вдохновением в стилизации лука на завтра. Как следствие, бренды снимают рекламные ролики, выбирают амбассадоров, делают коллаборации с балетными артистами.  

В теле лебедя: сооснователь бренда Zidans — о том, как почувствовать себя частью балетного мира

Среди событий такого порядка, конечно, оскароносный фильм Даррена Аронофского «Черный лебедь» (2010), поднявший волну интереса к балету по всему миру. Можно предположить, что вторая волна в Россию пришла в 2017 году с фильмами «Большой» Тодоровского (2017), «Матильда» Алексея Учителя (2017), далее The White Crown (2018) Ральфа Файнса. Очень надеюсь, что выход сериала «Балет» Евгения Сангаджиева в июне 2023-го станет поводом для еще одной волны интереса к балету.

Интересно, что в результате возрастающей популярности D2C-компании рассматривают интерес к балету как новое социальное явление и не упускают шанса словить волну. Снимая рекламные кампании, такие как, например, уже легендарный ролик Air France ‘l’envol’ (2011), запечатлевший фрагмент из балета Анжелена Прельжокажа Le Parc. Или спонсируя постановки балета: бренд Chanel — балет Gabrielle Chanel в Большом Театре (хореография Юрия Посохова, музыка Демуцкого).

Какие бренды предпринимали попытки интерпретировать балетную эстетику?

Могу отметить ряд импонирующих мне брендов, которые сумели свежо взглянуть на «балетную» тему: Comme de garcon (SS 2005), Alexander Mqueen FW 2008, Viktor & Rolf (SS 2014). Из самого свежего — это MM6 SS2023. Но есть ощущение, что хотя бы раз каждый из мировых брендов референсил балет. Dior несколько раз на моей памяти, Valentino, даже Iris van Harper.

Можно ли интегрировать элементы балетной одежды в повседневный гардероб? Если да, то как именно?

Считаю находкой на лето полупрозрачные велосипедки Zidans. Ношу их под платья и короткие юбки. Можно ездить на велосипеде, сидеть в любой позе и не чувствовать, что ты выходишь за нормы приличия. Осенью и весной ношу полупрозрачные легинсы Zidans вместо колготок. Они комфортней в области резинки, и мне нравится их степень прозрачности.

Для тех, кто предпочитает спортивное белье бюстгалтеру, очень рекомендую наши топы с резинкой на спине. С удовольствием заменила Calvin Klein на них. Изначально модель создавалась как топ под купальник Квадрат, с открытой спиной, поэтому может стать неожиданным дополнением платья с открытой спиной.

В теле лебедя: сооснователь бренда Zidans — о том, как почувствовать себя частью балетного мира
В теле лебедя: сооснователь бренда Zidans — о том, как почувствовать себя частью балетного мира

Я часто вижу, как нашу репетиционную юбку-шопенку носят на вечерние события, кажется, что особенно популярно это среди наших клиентов во Франции и Южной Корее. Есть также несколько купальников, например, 1 Рукав 1 Лямка и Треугольник, которые часто можно встретить как часть вечернего лука. Или более простой купальник 2 Рукава сочетают с джинсами.

Уверена, что наши штаны-сауна и костюм-полотенце имеют большой потенциал за пределами балетного зала.

Для наибольшего эффекта я бы призывала экспериментировать! Потенциал балетной одежды в ежедневном гардеробе точно полностью не раскрыт.

Какие критерии выбора балетной одежды являются самыми главными?

В Zidans мы основываемся на трех основных критериях: во-первых, функциональный аспект — одежда должна быть удобной при занятии спортом, в идеале она должна помогать, а не мешать движениям. Например, в балетной одежде «помогать» может означать, что купальник держит грудь так, что при наклонах и прыжках вам не надо задумываться об этом, баланс открытых и закрытых частей тела формирует акценты во внимании и в контроле во время класса. Мешать же может слишком короткий купальник, сковывающий дыхание или какие-то движения, а также из часто встречающегося — купальник, уезжающий в центр попы.

Во-вторых, визуальный аспект: вам должно быть приятно смотреть на себя в зеркало, одежда не должна диссонировать с вашим восприятием себя. К слову, бренд Zidans появился именно потому, что я не могла найти для себя балетной одежды, которая бы не диссонировала с восприятием меня в балетном зале и за пределами его.

И, в-третьих, хорошо, когда одежда подчеркивает ваши преимущества и скрывает недостатки. В балете, например, ценится длинная шея и опущенные плечи. На мой взгляд, выбор купальника не на лямках, а, например, с горлом позволяет визуально сбалансировать ситуацию.

Также в ходе использования уже купленных вещей можно наблюдать, насколько хорошо изделия переносят носку и стирку. В Zidans для нас это один из ключевых показателей — долговечность (простота ухода и устойчивость швов, цвета).

В теле лебедя: сооснователь бренда Zidans — о том, как почувствовать себя частью балетного мира
В теле лебедя: сооснователь бренда Zidans — о том, как почувствовать себя частью балетного мира

 Что отличает балетную одежду, в чем ее специфика?

Верхнеуровнево специфика сводится к накопленному списку «норм и традиций» (например, формам/моделям, перечню используемых материалов и палетке цветов) и к функциональным ограничениям. В основе списка «норм и традиций», на мой взгляд, заложено понимание, что «красиво» на балетном языке, а также то, как это интерпретируют балетные бренды. Например, выпустив купальник на «широких» лямках, мы столкнулись с удивлением представителей других брендов и некоторых дистрибьюторов. Но в следующем сезоне, уже к нашему удивлению, купальники с «широкими» лямками выпускали не только мы.

Комбинезоны — это не самое традиционное балетное изделие. Скорее попытка Zidans привнести что-то свежее (по меркам цикличной моды) и функциональное, вдохновившись, в частности, неподражаемой Натальей Макаровой.

Если говорить про балетные купальники, то они отличаются от купальников для плавания посадкой. Балетный купальник должен утягивать и держать тело, он не должен сваливаться с плечей, скатываться с попы и, не дай бог, расстегиваться в движении. На мой вкус, балетные купальники также более сдержанные, меньше процент открытых поверхностей.

В теле лебедя: сооснователь бренда Zidans — о том, как почувствовать себя частью балетного мира
В теле лебедя: сооснователь бренда Zidans — о том, как почувствовать себя частью балетного мира

Расскажите, что, помимо одежды, отличает балерину? Какие прически носят танцовщицы, пользуются ли они макияжем, какой цвет лака предпочитают? Избегают ли украшений? Могут ли позволить себе тяжелый парфюм?

Я бы сказала, что балерину отличает безукоризненная осанка и походка. Все остальное — вопрос индивидуальных предпочтений. Если мы говорим о балерине в балетном зале, то, по моим наблюдениям, многое диктуется «модой» в каждом конкретном театре и статусом артиста. Кажется, что в Мариинке сейчас превалирует более спортивный, минималистичный стиль, в котором реже увидишь украшения как в одежде, так и в аксессуарах. В то время как в Большом по-прежнему в моде пестрые цвета, школьные юбки на запах и, насколько мне известно, украшения — это возможность дифференцироваться и индикатор благосостояния балерины. Музыкальный Театр Станиславского танцует много современного репертуара, поэтому труппа неизбежно адаптирует свой гардероб и манеру его использовать.

Макияж и парфюм — сугубо индивидуальная история. Надо понимать, что артистам приходится наносить сценический макияж практически ежедневно, поэтому некоторые предпочтут избегать его в утренние часы.

По поводу лака знаю, что в некоторых театрах есть ограничения на этот счет, так как это часть сценического образа. По поводу причесок — очень любопытный вопрос. Помню, как в мои годы в художественной гимнастике начали носить высокий хвост, из которого заплетали косичку и заправляли ее пополам. Нигде, кроме этого контекста, не видела такой прически. Начало этому положила Алина Кабаева. И все маленькие и не только маленькие девочки последовали за ней. По видео с тренировок сборной России вижу, что это прическа по-прежнему популярна. Не наблюдала такого единого тренда в балете. Лично мне кажется, что баланчиновский пучок недоэксплуатирован за пределами балетного мира.

Для референса меня бы привлекал образ балерины после спектакля: распущенные волосы, на которых прослеживаются следы залаченного пучка. Частично снятый макияж, но по-прежнему слишком яркий, чтобы сочетаться с городским образом.

В теле лебедя: сооснователь бренда Zidans — о том, как почувствовать себя частью балетного мира
В теле лебедя: сооснователь бренда Zidans — о том, как почувствовать себя частью балетного мира

Существуют ли в балетном мире трендсеттеры, то есть танцоры, которые задают тренды? Может быть, Вы назовете пару имен, которые прочно ассоциируются с балетной эстетикой именно у вас?

Мне кажется, существуют два вида трендсеттеров — внутренние и внешние. Внутренние задают тон и стиль в рамках балетной компании или школы, внешние — ввиду своей аудитории в соцсетях.

С точки зрения смелости образов и оригинальности Мария Кочеткова впереди планеты всей. Она училась в Москве, но основную часть сценической карьеры провела в Америке (SanFrancisco Ballet), сейчас базируется в Европе. Нашей команде особенно было приятно увидеть несколько изделий Zidans на Марии. Из тех, кто так же осознанно экспериментирует со стилем, — Оливия Коулей из Royal Ballet House. Какое-то время она выпускала аксессуары и вела блог ballet style.

Также несколько артистов, за луками которых приятно следить в классе и за его пределами: Francesca Hayward и Marcelino Sambé из Royal Ballet House. Hugo Marchand — L’etoile из Парижской Оперы, Mikaela Kelly из NDT. И не оставлю без внимания Северную Америку и отмечу человека с неиссякаемой энергией и дерзким подходом к себе и своему гардеробу — Isabella Boylston, солистку в New York City Ballet.

В контексте России и не только России не могу не упомянуть Машу Хореву.

В теле лебедя: сооснователь бренда Zidans — о том, как почувствовать себя частью балетного мира
В теле лебедя: сооснователь бренда Zidans — о том, как почувствовать себя частью балетного мира

Какие тенденции сейчас существуют в мире балета и балетных? Отличаются ли они от того, что мы могли видеть раньше?

Изменения в балетной одежде связаны либо с технологическими новшествами, как появление ненатуральных тканей, либо с новыми формами промо и маркетинга, как социальные медиа, которые упростили доступ небольших компаний к своим потребителям.

Ненатуральные ткани, как полиамид, полиэстер и эластан (лайкра), на мой взгляд, кардинально изменили современную балетную одежду. Появились новые цвета, невоспроизводимые в натуральных тканях. Появилось больше разнообразия в видах обработки и узлах. Выбор купальников и юбок сильно вырос. Вторая волна, на мой взгляд, связана с появлением небольших брендов, которые были готовы экспериментировать и пробовать то, что недоступно большим компаниям из-за доли ручного труда в изделии (ручное окрашивание или сложные лекала, изготовление которых возможны только в ателье или в рамках ручной проверки партии) или боязни не продать большую партию с сильно непредсказуемым дизайном.

Текущие тренды сильно привязаны к локациям и аудиториям (любители / профессионалы). Я вижу все больший уклон в спортивность и функциональность. Артисты в балетных компаниях с широким репертуаром контемпа привыкают к топам и шортам/трусам и транслируют эту моду. Все чаще вижу, что бренды начинают продавать «луками», а не отдельными вещами. Мне хочется верить, что Zidans были частью становления этого тренда. Неизбежный тренд к дайверсити находит отражение в балете как в визуале, так и в модельном ряду, и в размерной линейке. 

Где купить:

Фото: архив пресс-служб