1970-е: SEX и революция
Девчонка из рабочей семьи, родом из провинциального городка, она долго не верила, что сумеет найти себя в мире богемы. Школу искусств, где училась на серебряных дел мастера, после переезда с родителями в Лондон, быстро бросила. Вместо этого получила диплом учительницы начальных классов и стала работать по профессии.
Но мир искусства все-таки не отпускал: параллельно Вивьен создавала украшения, которые продавала на знаменитом блошином рынке на Портобелло-роуд. В итоге «кривая вывела»: в начале 70-х Вествуд познакомилась с Малькольмом МакЛареном, молодым человеком без определенного рода занятий, зато с активной политической позицией — он горячо поддерживал набирающее обороты движение ситуационистов, интеллектуалов-бунтарей, близких к марксизму. Кроме политики и протестов, его, как бывшего студента Сент-Мартинса, интересовала мода, и в 1971 г. он открыл на Кингз-роуд небольшой магазин «рок-н-ролльной» одежды под названием Let It Rock.
К МакЛарену Вивьен ушла от мужа, менеджера, Дерека Вествуда, чью фамилию она, урожденная Суайр, носит до сих пор. Вместе с новым бойфрендом она стала придумывать авторские вещи для бутика. Вивьен начала шить платья и костюмы, идеи для которых они с Малколмом черпали из культуры маргиналов — проституток, скинхедов, фетишистов и БДСМ-щиков. В 1974 году магазин был переименован в SEX и стал одним из знаковых мест для адептов набирающего обороты панк-движения. МакЛарен к этому времени превратился в видного импресарио, взяв под крыло пионеров панк-рока Sex Pistols.
В вещах от Вествуд тех лет обилие черного и ярких флуоресцентных цветов. Много резины и латекса, джерси а еще — традиционного шотландского клетчатого тартана. Из него она, в частности, шила костюмы наподобие рабочих, с множеством заклепок. На футболках и рубашках печатались анти-капиталистические и анархистские лозунги, перевернутая свастика, порнокартинки и портреты Карла Маркса. Словом, эта одежда воплощала собой сам дух бунта и здоровой (а порой не слишком) агрессии того десятилетия. Она сама по себе была протестом не только против капиталистических ценностей, но и против другого мощного тренда 70-х — кантри и «новой романтики» с обилием оборок и цветочных принтов.
1980-е: из андеграунда на подиум
Эра панка была яркой, но недолгой и закончилась в 1979 году, когда от передозировки умер Сид Вишез, фронтмен Srx Pistols, идеолог движения и близкий друг Вествуд и МакЛарена. Вивьен и Малькольм решили работать в другой эстетике и выйти наконец из «подполья». Чтобы заявить о себе как о полноценных игроках на модном рынке, в 1981 году под совместным лейблом они создали подиумную коллекцию Pirate, в которой Вествуд начала разрабатывать близкую ей тему исторического костюма. Модели дефилировали в пиратских треуголках, мешковатых штанах, длинных платьях и юбках с пышными оборками, а также в блузах с ассиметричной отделкой.
После были коллекции с не менее говорящими названиями — «Дикари», «Ведьмы», «Девушки из Буффало». Модели стали носить одежду с принтом, который напоминал языческие письмена; тренировочные штаны и другие атрибуты хип-хопа, а также лифчики, надетые поверх блузок и oversize макинтоши.
В 1984-м Вествуд рассталась с МакЛареном, а в сезоне SS 1985 состоялся, пожалуй, самый значимый ее показ в этом десятилетии. Коллекция Mini-Crini была частично вдохновлена костюмами для балета «Петрушка». Бунтарка Вивьен и в этот раз решила плыть против течения и сделала ставку на силуэт-противоположность господствовавшему в 80-е «перевернутому треугольнику» с широкими плечами и узкими бедрами. Вествуд буквально поставила его с ног на голову: в ее моделях были узкие плечи и пышные короткие юбки — те самые «мини-крини», то есть мини-кринолины, как противоречивый синтез викторианского пуританства и сексуальной свободы нового века.
Впрочем, уже к концу 80-х стало понятно, что Вивьен Вествуд все же принадлежит к миру роскоши и гламура, а с андеграундной молодостью ее уже мало что связывает. В 1989-м она появилась на обложке Tatler в образе Маргарет Тэтчер. Вынос гласил: «Когда-то эта женщина была панком».
1990-е и нулевые: кавалерственная дама и художник по костюмам
В 1992-м Вествуд окончательно закрепилась в статусе модной иконы, получив Орден Британской империи из рук самой Елизаветы II, которую те самые футболки ничуть не оскорбили — Британия не была бы Британией, если бы даже у монархов здесь не было чувства здоровой самоиронии.
В 90-е дизайнер активно разрабатывает в коллекции тему корсетов и даже украшает их отпечатками картин художника XVIII века Буше. И вообще, все глубже погружается в историю. Например, цитирует наряды парижских кокоток XIX века и одежду вельмож эпохи Тюдоров. В этом же десятилетии Вествуд находит свой любимый силуэт — «песочные часы» со свободной линией ворота. На весь мир этот силуэт прославился в 2008-м, благодаря полнометражному фильму «Секс в большом городе». По сюжету Вивьен Вествуд дарит свадебное платье Кэрри Брэдшоу, и именно в нем героиня Сары Джессики Паркер приезжает на собственную свадьбу, которую, увы, срывает безответственный мистер Биг. Роскошное и торжественное как сюиты Баха, с тем самым фирменным воротом, это платье надолго запомнилось зрителям как олицетворение драматических переживаний брошенной невесты.
В нулевые Вивьен сотрудничает не только с кино-, но и с театральными постановщиками. Как признанный мастер исторического костюма, она создает эскизы для оперы Верди «Риголетто», — представление состоялось прямо на городской площади города Сиены в итальянской Тоскане.
Наши дни: бунтари не стареют
Она больше не панк, но по-прежнему невероятно социально активна. Выступает за права животных, за спасение Арктики и против безработицы в Африке. Причем, не только на словах. Для ролика РЕТА Вивьен снялась обнаженной в душе – видео призвано объяснить как мясоперерабатывающая индустрия влияет на потребление воды. А чтобы привлечь внимание к проблеме всемирного потепления – побрилась налысо.
Разумеется, об основной работе Вествуд до конца своих дней тоже не забывала. У ее бренда было несколько линеек — от свадебной Bridal до casual Anglomania. Для основной линии Vivienne Westwood дизайнер представила много знаковых для ее творчества деталей — клетки, принтов, похожих на языческие рисунки, пышных юбок с оборками. А также «исторические» мужские накидки, скроенные наподобие тех, что носили мушкетеры.
В 2017 году впервые для Вествуд некоторые вечерние платья представили на подиуме… мужчины. «Почему нет? — говорит Вивьен. — Нестандартные поступки помогают вам лучше понять себя». Кажется, эту фразу можно считать девизом всей ее жизни, которому она следовала до конца своих дней. 29 декабря 2022 года легендарной королевы панка не стало: ее семья сообщила, что она мирно ушла в окружении своих близких в Клэпхеме, на юге Лондона.
Фото: Getty Images, архивы пресс-служб