Внутри королевского шкафа: как создается и где хранится одежда Елизаветы II

Гардероб Елизаветы II — настоящее хранилище секретов и неизведанных тайн. За всю свой долгую карьеру она перемерила не одну сотню нарядов, для которых стоило бы построить отдельный дворец. Рассказываем, где хранится одежда первого лица Великобритании, как часто Королева надевает одни и те же платья и что происходит с теми вещами, которые монарх уже не носит.

Королева Елизавета II рассматривает лошадей в парадном ринге перед гонкой Кубка коронации в честь бриллиантового юбилея, Англия 2012 год

Хотя бы раз заглянуть в шкаф к Королеве хотели бы многие. За 65 лет правления она посетила тысячи мероприятий — и, конечно, имеет в своем гардеробе сотни вечерних платьев, повседневных юбок, жакетов и пальто всех возможных оттенков. 

Бережливая королева известна тем, что раз за разом повторяет своим образы — она ​​часто просила личную помощницу Анджелу Келли и ее команду швеей обновить украшения на платьях, а не делать новые версии (читайте также: Стилист Ее Величества: кто такая Анджела Келли (и почему ее так ценит Елизавета II)). Ее Величество с легкостью могла бы стать амбассадором бережного отношения к вещам — тренда, который последнее время становится все более и более популярным. Несмотря на то, что в ее гардеробе действительно есть бессчетное количество платьев и пальто, по натуре Елизавета крайне бережлива, так как росла в военное время, когда все затраты ощущаются особенно сильно. Поэтому появление ее в одних и тех же нарядах — явление весьма привычное (а герцогиня Кембриджская — вовсе не первая среди Виндзоров, кто ответственно подходит к пополнению гардероба).

Например, когда королева отправилась в тур по Саудовской Аравии, дизайнеры подготовили для нее гардероб с соблюдением всех местных традиций — уместные и скромные наряды, которые точно бы одобрили жители страны. По окончании тура она попросила изменить некоторые платья так, чтобы впоследствии их возможно было носить вновь. 

Королева Елизавета прилетела с официальным визитом в Саудовскую Аравию, 1979 год

Правда, повторяет образы королева также по особой системе. Королевские швеи и помощники присваивают имена каждому наряду Елизаветы и заносят их в специальный справочник. Иметь подробный список крайне важно — туда также заносится информация о выходах Елизаветы на официальных мероприятиях. Например, если Ее Величество была в красном во время поездки на юг Англии, этого цвета обычно избегают в течение нескольких месяцев, даже если дизайн наряда полностью отличается.

Чтобы отслеживать выходы Елизаветы и не повторяться, у всех помощников есть свои индивидуальные рукописные дневники гардероба, в которых отмечены детали каждого наряда и подробности события, на которое оно было надето. Королевские костюмеры никогда не раскрывали публично размер платья королевы, и этот секрет хранится со времен ее коронации. Личные заметки также помогают в случае утери или повреждения одежды.

Главный дизайнер ведет более официальный учет. Наряды каталогизированы по дате выхода, названию событию и другим характеристикам вместе со всеми аксессуарами, которые с ними носили. 

Королева Елизавета на государственном банкете в филармонии, Словакия 2008 год

Как создаются наряды для Королевы

Существует ряд важных правил, по которым создаются новые образы для королевы. Все эти характеристики соответствуют не только предпочтениями монарха, но и практическими задачами — одежда не должна мешать во время мероприятия. Во-первых, как главный дизайнер королевы, Анджела Келли рисует как минимум четыре разных дизайна и показывает несколько вариантов ткани, из которых королева может выбрать наилучший. С помощью вентилятора можно проверить, насколько легкие материалы, и как шифон, органза или шелк будут вести себя на ветру.

В гардеробе королевы для торжественных случаев работают до 12 человек, в том числе личный помощник Анджела, а также три портниха, модистка и четыре гардеробных, которые, как следует из их названия, помогают королеве одеваться, а также поддерживают одежду в первозданном состоянии.

После первоначальных обсуждений Анджела записывает пожелания и идеи королевы по изменениям, прежде чем создать окончательный технический чертеж, по которым будут делать лекала. После того, как ткань и эскиз дизайна были утверждены, из грубого хлопка изготавливается прототип, куда можно внести корректировки в более мелкие детали дизайна, прежде чем переходить к выбранной ткани.

Королева в Малазии, 1989 год
Королева в Шотландии, 1974 год

Все крой и форма соответствуют манекену, выполненному по размеру и с учетом особенностей фигуры королевы. После того, как последний кусочек ткани обрезан и прикреплен булавками к манекену, портниха выбирает мелкие детали — пуговицы, отделка, воротники и манжеты.

Важно, чтобы выбранный цвет подходил не только Королеве, но и случаю. Швеи королевы выбирают яркие цвета, чтобы подданные Елизаветы могли заметить ее издалека. Например, если королева сажает дерево в обстановке с преимущественно зеленым фоном, то этого цвета следует избегать, чтобы монарх не сливалась с фоном и хорошо получалась на снимках фотографов. Для визита в школы дизайнеры выбирают яркие и веселые цвета и используют детали, которые понравятся детям — например, перья, завитки, цветы и ленты. Цвета также могут иметь символическое значение — например, черный означает соболезнование, а желтый — счастье.

Во время путешествия на машине и длительного сидения пальто или жакет королевы не должны мяться, но при этом оставаться удобными, практичными и разглаживаться, когда она выходит из машины. Те же правила применимы и к ее вечерней одежде: слишком много ткани затрудняет движение, а тяжелая вышивка бисером может быть неудобной.

Королева на фестивале Investec Derby, Англия 2012 год

Дневная одежда обычно длиной чуть ниже колена, тогда как коктейльное платье обычно бывает чуть ниже или закрывает обувь. Продумываются и подъемы по лестницам: в длинных приталенных платьях это может доставлять неудобства монарху, поэтому в дизайне нередко используются разрезы и складки. Ее Величество предпочитает рукава длиной три четверти, при этом не слишком широкие, особенно если предстоит трапеза.

Если на улице дождь, к образу подбирается зонт, но всегда прозрачный, чтобы публика могла видеть ее лицо. А чтобы аксессуар подходил к ее нарядам, он имеет ручку подходящего цвета и окантовку по краям.

В обуви, независимо от случая, королева предпочитает каблук 2 дюйма с четвертью (это примерно 5,5 см), но если предстоит поездка в место с неровным покрытием (например, булыжник, гравий или трава), она выберет туфли на более плоском ходу. 

Вес ее сумочки имеет особое значение, учитывая, сколько времени она может провести на мероприятии. Поэтому для аксессуара выбраны более длинные ручки — так сумку можно носить на предплечье, при этом аксессуар не цепляется за манжету (читайте также: Секреты дамской сумочки Елизаветы II: что Королева всегда носит с собой). В дневное время и на прогулках она носит простой белый носовой платок с рисунком, а для загородных прогулок предпочитает платок среднего размера в клетку.

Королева в Вестминстерском дворце, 2002 год
Королева на Виндзорском конном шоу, 1991 год

Из фурнитуры она предпочитает пуговицы, однако застежки-молнии также используются довольно часто — особенно они удобны, когда королеве приходится посещать большое количество мероприятий за один день и менять несколько нарядов.  Одежда на молнии гарантирует, что она сможет быстро переодеться. Снятие одежды через голову может испортить прическу Ее Величества, а также приведет к появлению пятен от макияжа.

Особую важность имеют шляпы. Крайне важны размеры тульи и полей. Королева знает, что многие люди приезжают издалека, чтобы увидеть ее, поэтому заметность королевы особенно важна. При посещении домов престарелых яркая и акцентная шляпа определенного цвета помогает людям с ослабленным зрением увидеть монарха и почувствовать себя частью этого мероприятия, поэтому шляпы, так же, как и одежда, выбираются с учетом всех деталей события.

Как проходят примерки

Примерки с королевой могут длиться полдня. Анджела следит за тем, чтобы команда создала по крайней мере четыре или пять костюмов, готовых к подгонке на любой из встреч с Королевой, чтобы максимально рационально использовать время.

Королева и Софи Уэссекская на приеме, посвященном работе Трастового фонда королевы Елизаветы, Букингемский дворец 2019 год

Все примерки крайне конфиденциальны (за исключением неожиданных визитов корги Ее Величества) — в комнате присутствует только команда дизайнеров. Королева редко меняет свое мнение о наряде на этом этапе, придерживаясь своих первоначальных решений, принятых на этапе создания эскиза.

Как хранится одежда и куда ее сдают

Большая часть одежды хранится в строгом порядке, чтобы защитить ее от пыли, солнечного света и насекомых. Поскольку многие наряды из ее прошлого не подходят для ее возраста и не могут быть перешиты, платья королевы часто показываются на выставках. Что-то отправляется на аукционы, а что-то передается в благотворительные дома. 

Помощники королевы хранят ее нарядную одежду в специальных ящиках, которые промаркированы и индексируются для извлечения при необходимости. Многие наряды, особенно те, которые носят для особых случаев, имеют историческую ценность, и за ними нужен особый уход.

Сотрудник Букингемского дворца стоит рядом со стеклянным шкафом, в котором находится свадебное платье королевы Елизаветы II

Некоторые из королевских образов связаны с крупным событием, которое можно увидеть только единожды, но нередки случаи, когда она несколько раз появляется в одном и том же вечернем платье. Тем не менее, монарх проводит много частных мероприятий в Букингемском дворце за закрытыми дверями, куда не попадают журналисты и фотографы, и для таких событий она предпочитает надевать старые образы.

Брайан Хоуи, автор книги Not Infront of the Corgis, писал, что как только Ее Величество устает носить определенный предмет одежды, она обычно передает его своим дрессерам, которые могут либо носить его, либо продать.

Правда, для этого необходимо соблюсти одно важное условие. Никто не должен знать, что этот наряд принадлежал королеве, поэтому все бирки, найденные на одежде, удаляются, как и вся информация, которая бы помогла идентифицировать его как часть гардероба королевской семьи.   

Королева Елизавета в ратуше в Сиднее с Эмметом Макдермоттом, лорд-мэром Сиднея, 2002 год

Если костюмер королевы решает продать предмет, она не может раскрыть, что когда-то он принадлежал Ее Величеству. Но как только этикетка удалена, тот, кто купил предмет одежды, может носить его в любое время. Как рассказывал Хоуи, одно из платьев королевы однажды попало на распродажу недалеко от Сандрингема, но, несмотря на его хорошее качество, его так и не удалось продать.

Фото: Getty Images