Вопрос на миллион: почему брендовые вещи стоят так дорого (и за что мы на самом деле платим)

Многие считают, что копии и реплики брендовых товаров ничем не отличаются от оригиналов, зато стоят дешевле. Разберемся, за что мы на самом деле платим, покупая люксовые товары.

Почти 70% покупателей не считают подделками копии товаров, особенно если в описании говорится про премиальное качество. Потребители привыкли думать, что реплики легальны и их можно покупать. В действительности всё это — подделки, названные другими словами. Кирилл Кириллов, сооснователь и операционный директор компании BrandMonitor, рассказал, что скрывается за высокими ценниками.

Качество товара

Брендовый производитель обычно никак не характеризует качество товара в описании: оно подразумевается само собой. Доля производственного брака может доходить до 10%, при этом, на оригинальных заводах всегда есть система многоступенчатого контроля и сертифицированный персонал, которые тщательно инспектируют товары и находят дефектные.

Также бренды умеют поддерживать высокое качество в серийном производстве. Не бывает такого, что одна партия юбок получилась хорошо, а в другой от ткани исходит неприятный запах.

Качество же контрафакта невозможно предугадать. Одной покупательнице, как и обещает продавец, придёт хорошая сумка, а у другой такая же модель будет с торчащими нитками и сломанной молнией.

Поддельные товары, как бы их ни называли, делаются в подполье и доставляются в Россию контрабандой. Часто в этой же машине контрабандисты везут еще что-то, например, канистры с удобрениями или пестициды.

Контроля качества на фабриках контрафакта нет, потому что производитель подделок экономит на всем. Производителю копий и реплик не до этих проблем: он озабочен тем, как обойти закон, перевезти товар через границу и побыстрее получить деньги.

Гарантия возврата

Даже если с товаром известного бренда возникнут проблемы, его можно вернуть. Более того, возврат возможен, даже если купленная вещь вам просто не понравилась или не подошла по независимым от качества причинам.

В этом случае покупателя защищает закон о защите прав потребителей. Для товара, купленного в обычном магазине, допустим возврат в течение 14 дней. Для интернет-магазина этот срок составляет 7 дней. Возврат возможен, если товар не был в употреблении, сохранен его вид, покупку можно подтвердить чеком, или в магазине сохранилась запись о продаже. Крупные дистрибьюторы оформляют возврат за 5-10 минут.

Продавцы оригинальных товаров всегда «на виду», им важно не только следовать закону, но и поддерживать репутацию. Поэтому они стремятся уладить любую претензию на начальной стадии и дать покупателю максимум информации о его правах после покупки.

С копиями и репликами все сложнее, особенно если речь идет об интернет-магазине. Покупательницы контрафактной продукции едва ли смогут оформить возврат. Чаще всего им не отвечают ни по телефону, ни в Instagram. Физический адрес, если он и указан, чаще всего оказывается фиктивным. Единственный способ защиты в такой ситуации — это заявление в полицию, однако будет ли от этого эффект, спрогнозировать сложно.

Отсутствие риска для здоровья

В производстве люксовой одежды используются материалы, безопасность которых подтверждена лабораторно. Вся одежда для взрослых, которая продается в России, должна соответствовать регламенту Таможенного Союза. Чтобы получить сертификат или декларацию соответствия, производитель должен предоставить образцы одежды в сертификационный центр.

В лаборатории образцы проверяют на воздухопроницаемость, способность отталкивать или впитывать воду, измеряют индекс токсичности, еще исследуется устойчивость окраски, потенциал раздражения кожи, наличие в составе и выделения в воздух токсичных веществ. Такие же подходы действуют и для других брендовых товаров: парфюмерии, электроники, сложной бытовой техники.

Материалы, которые используют продавцы подделок, дешевые, не имеют ничего общего с оригинальными, и они не проходят какого-либо тестирования. Например, для производства одежды используется более тонкая ткань, которая быстрее изнашивается и рвется. Легинсы для спортзала могут быть сделаны из «жаркой» ткани, которая не отводит влагу: в такой одежде заниматься спортом просто некомфортно.

Наибольшую угрозу представляет контрафактная парфюмерия. Она может спровоцировать аллергию и другие проблемы с кожей. Такая продукция часто содержит формальдегид, фенолы, тяжелые металлы. Истинный состав контрафактных духов не знает никто — даже дистрибутор, так как технологических карт на производстве может просто не быть.

То же самое касается одежды и даже электроники. Например, поддельные зарядные устройства для гаджетов могут выдать не то напряжение и испортить оригинальный дорогой смартфон. Это подтверждает эксперт платформы НАФИ «Цифровой гражданин» Владимир Гриценко. По его словам, неоригинальные зарядные устройства могут спровоцировать скачок напряжения и возгорание гаджета, потому что они сделаны из деталей низкого качества.

Статус и гордость

По словам профессора Deakin Business School Пола Харрисона, покупатели дорогостоящих брендов платят не только за функции товара, но и за психологическую составляющую. Часы, платье или оригинальная сумка служат продолжением личности своей хозяйки, как будто придают ей высокий статус в своих глазах и глазах окружающих.

Исследователи Хаддерс и Панделаэре также обнаружили, что покупка дизайнерских сумок и обуви — это способ женщин выразить себя и повысить самооценку среди подруг и знакомых. Для мужчин покупка брендовых вещей — это также возможность выделиться среди ровесников, доказать свое первенство.

Иногда брендовая вещь становится предметом национальной гордости и подчеркивает происхождение ее владельца. Например, на уважении к традициям строится китайский бренд Atelier Wen. Это производитель часов, который вместо того, чтобы скрывать Китай как место производства, стал говорить об этом открыто.

«Есть усталость от западных брендов. Кризис усилил тенденции роста национальной гордости и внутреннего потребления. Это будет способствовать появлению локальных элитных брендов с внутренней идентичностью», — заявил в интервью Financial Times Робин Таллендье, сооснователь бренда. 

По его словам, часы Atelier Wen с фарфоровыми циферблатами, изображениями существ и элементов из мифологии Китая интересны молодым китайцам, которые ценят мастерство местных мастеров.

Порядок в мире

Оригинальные бренды уважают творчество и интеллектуальную собственность. Они защищают права художников, дизайнеров и других людей, работавших над созданием качественных товаров. Бренды патентуют разработки и следят за их использованием. Легальные производители борются с контрафактом как с системной угрозой, которая представляет стратегическую опасность для человечества.

Иногда кажется, что идея не переплачивать за бренд — разумная. Но нужно понимать, какие явления мы на самом деле поддерживаем, выбирая этот путь.

Контрафакт — это не мелкое нарушение, а целая преступная индустрия. Это незаконный детский труд, контрабанда, взятки, подрыв основ всей экономики. Здесь принят оборот наличных и отмывание денег, также известны связи этого рынка с торговлей оружием, наркотрафиком и терроризмом.

Так, в отчете Union des Fabricants (UNIFAB) 2016 о связи контрафакта и терроризма говорится, что деньги от продажи контрафакта шли на финансирование палестинских группировок «Фатх» и «Хамас». В 2002 году в Парагвае спецслужбы арестовали одного из лидеров палестинских террористов Али Низара и нашли в его доме склад контрафакта.

Расследование ФБР показало, что помимо этого арестованный занимался наркотиками, торговлей людьми, банковским мошенничеством и подделкой денег. Это тот контекст, который придется принять, если вы решаете не переплачивать за бренд.

Как узнать контрафакт

Есть простые способы, как понять, что имеете дело с продавцом контрафакта.

  1. Он предлагает пугающе низкую цену. Например, продает за 1500 рублей платье, которое в брендовом магазине стоит 10 000 рублей.

  2. Он используется для расчетов наличные или перевод с карты на карту, покупателю не выдают чек. Это верный признак теневой торговли.

  3. Чем хуже товар, тем больше слов-усилителей использует продавец: «премиальное качество», «напрямую с завода», «люксовая копия».

  4. Он сам сознается в продаже контрафакта, описывая товар как копию или реплику.

  5. На вопросы о качестве в личной переписке продавец отвечает уклончиво: «сама такое ношу» или «никто не жаловался».      

Об эксперте:

Кирилл Кириллов

Кирилл Кириллов

Сооснователь и операционный директор BrandMonitor, технологической компании по борьбе с контрафактом и защите брендов в интернете и офлайн.

Фото: Getty Images