Кристиан Диор хорошо разбирался в архитектуре, в юности хотел сделать ее своей профессией – поэтому за силуэтами его платьев читается математический расчет и инженерное чутье. Сейчас к теме «архитектура Диора» обратилась дизайнер ювелирной линии Дома Виктуар де Кастеллан – она сделала коллекцию Archi Dior: всего 23 предмета (из них 21 относится к высокому ювелирному искусству). В ней остроумно использованы элементы кроя вещей Dior, сшитых между 1947-м и 1950 годами. Виктуар де Кастеллан скопировала оборки и ленты, скульптурированную, гофрированную, плиссированную, подпоясанную и драпированную ткань, кринолины и корсажи – все это в золоте (белом, желтом и покрытом черным родием) и драгоценных камнях. Каждое украшение носит имя одного из платьев или всей коллекции из архива Дома. Например, запонки Bar названы в честь знаменитого костюма из первой коллекции Диора Corolle, которую он показывал 12 февраля 1947 года. А на кольце в честь коллекции Ailee 1948 года – разноцветный вихрь камней, которые «напоминают яркую юбку в круговерти танца» (это слова Виктуар). 

1/4
Кольцо из белого, розового и желтого золота с бриллиантами Archi Dior Verticale PlissÉe Diamant Jaune, Dior High Jewellery, и платье Francis Poulenc, линия Verticale, Dior Haute Couture, весна–лето 1950.
Фото:
Brigitte Niedermair for Dior

С самого начала своей работы Виктуар де Кастеллан совершенно четко знала, что она хочет делать – объемные украшения. Это из ее детства. Такие носила ее бабушка по линии отца Сильвия Хеннесси – у нее были громадные драгоценные камни, оформленные в очень классической манере. 

«Archi Dior – это смешение идентификаторов Dior и моих личных источников вдохновения, – рассказывает Виктуар, – которые приходят отовсюду: из искусства, любви, сексуальности, психоанализа, из жизни самой по себе. Мои украшения – персонажи, я даю им имена»

Виктуар сначала рисует эскиз на стикере Post-it, потом обсуждает его со своими помощниками, которые затем делают рисунок в натуральную величину гуашью. Набросок отправляют в одно из парижских ювелирных ателье Дома, потом неоднократно возвращают обратно, но на каждой стадии, от зеленого воска до этапа закрепки камней, оно верно самому первому эскизу.

В отличие от предыдущих ювелирных коллекций де Кастеллан Cher Dior и Dear Dior, здесь на первом месте конструкции, архитектура, а не цвет. Украшения Archi Dior не очень яркие. «Это история о приглушенных цветах и игре оттенков», – объясняет автор. Главное нововведение Рафа Симонса в осенней подиумной коллекции Dior – неожиданные сочетания цветов, которые, казалось бы, не могут быть вместе (например, розовый с зеленым). Это же сочетание есть и в Archi Dior. Симонс – выдающийся колорист, Виктуар тоже, они играют в одну игру. «Я работала с “первичными” ювелирными цветами древних драгоценных камней. С белыми, дорогими желтыми или оранжевыми бриллиантами, изумрудами, синими или розовыми сапфирами и, время от времени, с их друзьями и кузенами: турмалинами Параиба, цаворитами, зеленым гранатом... Но все из одной семьи!» – де Кастеллан вообще близка тема родственных связей во всех элементах мироздания.

1/2
Кольцо из белого, желтого и розового золота с белыми, желтыми, оранжевыми и розовыми бриллиантами Archi Dior Verticale PlissÉe Diamant Jaune, Dior High Jewellery
Фото:
Фотография BRIGITTE NIEDERMAIR FOR DIOR

Идея коллекции появилась у Виктуар два с половиной года назад. Каждое украшение делали от полутора до двух лет. Чтобы закрепить 4500 камней на браслете Bar, потребовалось 560 часов, а на создание колье Corolle ушло 2500 часов. В этом сходство haute couture и высокого ювелирного искусства – все делается из самых ценных материалов, вручную и потому долго. Смысл этого в том, что потрясающая идея дизайнера требует совершенно особенного к себе отношения. В случае с Archi Dior, по словам Виктуар, «было трудно сделать металл похожим на ткань – они полностью различны по плотности и свойствам. Но такое испытание проходить интересно».