Заглянуть в бабушкин сундук: Александра Гапанович — о своем бренде, переработке опыта прошлого и русском культурном коде

Тяжелая крышка откидывается с ворчливым скрипом — из пожелтевшего дерева наружу рвется запах старой ткани с привкусом крахмала и нежностью цветочных духов. Кто из нас никогда не испытывал восторг, разбирая гардероб мамы или бабушки? Бренд Sasha Gapanovich возвращает давно забытое ощущение, синтезируя традиционное и актуальное. В новом интервью создательница марки Александра Гапанович делится мыслями о связи прошлого с настоящим. И заодно рассказывает про переработку павлопосадских платков, вареный хлопок, а также рукава-бафы.

Александра, чем вдохновлен ваш бренд? Как возникла идея его создания? На какие традиции русского костюма и культуры он ориентируется?

Александра: Я занимаюсь творчеством с самого детства: сразу после школы мне посчастливилось понять, кем я хочу стать, и в подростковом возрасте я осваивала различные техники. Тогда я еще не понимала, для чего они мне пригодятся. Детство я провела на швейной фабрике у мамы, и это очень сильно отразилось на моем выборе профессии.  

Эстетика бренда сложилась «историческим» путем: здесь намешан и Крайний Север, и впечатления из путешествий по миру, и наши традиции. Это какой-то синтез, смешение всего, эклектика. Акцент на русское стал наиболее заметным в последние три года, потому что я снимаю кампейны и лукбуки в Мурманске, откуда я родом. Понятно, что это русская эстетика, и мне нравятся подобные отсылки к нашей культуре.

Заглянуть в бабушкин сундук: Александра Гапанович — о своем бренде, переработке опыта прошлого и русском культурном коде
Заглянуть в бабушкин сундук: Александра Гапанович — о своем бренде, переработке опыта прошлого и русском культурном коде

Помимо традиционных русских мотивов, в коллекциях встречаются и те, что характерны для других эпох, — например, платья с буфами и чепцы. Можно ли сказать, что Gapanovich — это пример того, как современная мода аккумулирует опыт сразу нескольких поколений?

Да, платья с рукавами-буфами отсылают в викторианскую эпоху. Мне нравится, когда женщина более закрыта и покрывает голову — но не шляпами, а какими-то милыми вещами. Тема мохеровых чепцов и капоров была очень сильно раскрыта в 90-е, это российская действительность моего подросткового периода.  

Пышные рукава у нас тоже очень интересные — с удлиненными нижними деталями, похожие на лебедя, наполненные в верхней части буфы. Я однозначно соглашусь с вами: это опыт нескольких поколений, всего, что попадается на глаза и что можно гармонично объединить. Поэтому я не ставлю себе ограничений, но русский культурный код, конечно же, перевешивает, в эстетике присутствует брутальная история Крайнего Севера.

Заглянуть в бабушкин сундук: Александра Гапанович — о своем бренде, переработке опыта прошлого и русском культурном коде
Заглянуть в бабушкин сундук: Александра Гапанович — о своем бренде, переработке опыта прошлого и русском культурном коде

Как появилась идея коллекции из павлопосадских платков? Как она реализовывалась?

Я принимала участие в международной выставке, где представляла Россию. Главным условием участия было создание образа из материалов, которые сданы на переработку или используются вторично. Я решила, что павлопосадские платки говорят сами за себя и лучше всего олицетворяют русский культурный код.

Данные платки были сданы на переработку, они подлежали утилизации и были переданы фонду «Второе дыхание», который с удовольствием отдал их для моей коллекции. Я совмещала платки на свой вкус, все отбиралось вручную. С одного платья для выставки коллекция пошла дальше — я стала собирать эти платки, искать их на сайтах и рынках. Мне очень нравятся винтажные образцы — именно те, которые были у наших бабушек. Фонд также предоставил мне оренбургские платки, из них я сделала часть коллекции «Единение».

Заглянуть в бабушкин сундук: Александра Гапанович — о своем бренде, переработке опыта прошлого и русском культурном коде
Заглянуть в бабушкин сундук: Александра Гапанович — о своем бренде, переработке опыта прошлого и русском культурном коде

Что такое вареный хлопок? Как выглядит процесс его получения?

Это обычный хлопок, который я вывариваю в несколько этапов и деформирую его структуру. Из гладкого, ровного и абсолютно неинтересного он превращается в фактурный и замятый. Такие замятости не исчезают — они стабилизируются.

Я люблю делать этот хлопок швами наружу, потому что он раскрывается по-особому и выглядит как бумага, папье-маше. Мне также нравится закладывать буфы и складочки, а потом еще раз заваривать готовые изделия, чтобы получить «лохматый» или «бумажный» эффект. Это очень непросто и долго, но результат определенно того стоит.

Заглянуть в бабушкин сундук: Александра Гапанович — о своем бренде, переработке опыта прошлого и русском культурном коде
Заглянуть в бабушкин сундук: Александра Гапанович — о своем бренде, переработке опыта прошлого и русском культурном коде

Сочетание современной эстетики с традиционными мотивами — давний тренд в русской моде или единичное явление? Можно ли сказать, что в настоящее время индустрия активнее обращается к наследию прошлого?

Мне кажется, что это давний тренд не только в русской, но и в мировой моде. Именитые дизайнеры и дома мод регулярно занимаются поиском вдохновения в традиционных костюмах тех или иных народов, изучают и перерабатывают полученные знания на современном поле.  

Дизайнеры являются зеркалом того, что происходит в обществе, они очень сильно следят за тенденциями, настроениями. Конечно, в полном смысле традиционные костюмы сейчас неактуальны, но заимствования каких-то элементов и перенос их на современные конструкции — вполне нормальная, применимая и рабочая история.

Заглянуть в бабушкин сундук: Александра Гапанович — о своем бренде, переработке опыта прошлого и русском культурном коде
Заглянуть в бабушкин сундук: Александра Гапанович — о своем бренде, переработке опыта прошлого и русском культурном коде

Может ли мода существовать без концептуальности? Насколько важно перерабатывать опыт прошлого и обращаться к своим корням, чтобы создать достойный бренд?

Я считаю, что мода не может существовать без концептуальности и без обращения к корням. По меньшей мере, изучение того или иного элемента культуры обогащает самого дизайнера. Художник погружается в различные традиции, пропускает их через свою эстетику, находит какие-то общие черты и создает вещь. Такую вещь обязательно поймут, а возможно, даже найдут в ней что-то большее.

Порой удивительно, как отзывы подписчиков попадают ровно в то, что ты задумываешь, как мысли, воплощенные в одежде, оказываются услышанными. Это происходит, когда человек имеет похожий опыт прошлого и понимает тебя. С подобным явлением обязательно нужно работать, оно интересно и необходимо. 

Заглянуть в бабушкин сундук: Александра Гапанович — о своем бренде, переработке опыта прошлого и русском культурном коде
Заглянуть в бабушкин сундук: Александра Гапанович — о своем бренде, переработке опыта прошлого и русском культурном коде

Важно ли покупателю приобретать изделия, которые несут в себе смысловую ценность?

Сложно говорить за всех, но мои покупатели именно такие — для них важна и смысловая ценность, и качество, и визуальная подача, и уместность. Но люди бывают разные: для кого-то одежда несет исключительно утилитарную нагрузку.

Мой бренд небольшой, вещи изготавливаются практически в единичном экземпляре, и все они пропущены через мои руки, руки моей команды. Все это подразумевает духовное наполнение: вложенные мысли и душу. Мне также нравится создавать иллюзию и подбирать такие фактуры тканей, как будто они уже носились, на них присутствует отпечаток времени, словно их достали из сундука бабушки или передали по наследству. Где-то может быть красиво залатана дырочка, где-то торчат нитки — это деконструкция.

Может присутствовать сочетание разных кусочков ткани, которые очень красиво смотрятся вместе, будто бы вещь собрана из платьев старших сестер для младшей. У меня появляются именно такие ассоциации. Вареный хлопок и платки тоже напоминают о прошлом. Все эти вещи и материалы очень символичны.  

Заглянуть в бабушкин сундук: Александра Гапанович — о своем бренде, переработке опыта прошлого и русском культурном коде
Заглянуть в бабушкин сундук: Александра Гапанович — о своем бренде, переработке опыта прошлого и русском культурном коде

Насколько молодому поколению интересна эстетика прошлых веков?

Совершенно неинтересна. У меня четыре ребенка: старшей дочке 13 лет, и я могу сказать, что у молодого поколения действует принцип нравится/ не нравится. Они не обращают внимания на качество, на ткань и ее стоимость. Они носят то, что модно здесь и сейчас. Не вся молодежь, но основная масса.

Сейчас для молодого поколения отправной точкой является то, как выглядят их лидеры. Мы, родители, в этом смысле — не главные авторитеты для них. Но это, конечно, про совсем молодое поколение. У меня есть дочка младше — она, наоборот, разделяет мою эстетику. Есть еще две дочери-близняшки, они пока вообще ничего не понимают, поэтому мне сложно сделать глубокий анализ. Думаю, с возрастом все будет меняться. То, что подрастающее поколение видит вокруг, однозначно наложит на него свой отпечаток. Но всему свое время.

Где купить:

Фото: архив пресс-службы