8 вредных детских привычек (и как отучить от них ребенка)

У малышей и детей постарше довольно часто возникают вредные привычки. Естественно, такое поведение ребенка вызывает тревогу у взрослых — некоторые стараются справиться с проблемой с помощью наказаний, другие действуют методом уговоров, а кто-то решает пустить дело на самотек. О том, как правильно бороться с вредными привычками (и стоит ли это делать в принципе), рассказывает психолог Ольга Романив. 

К вредным привычкам у детей, как правило, относятся: 

  • Сосание пальца (привычка формируется еще в утробе матери, у многих детей сохраняется до 2-4 лет, а у некоторых и дольше);

  • Привычка грызть ногти;

  • Привычка ковырять кутикулу;

  • Скрежет зубами;

  • Жевание одежды, волос, карандашей, ручек;

  • Привычка ковырять в носу;

  • Хруст пальцами;

  • Привычка трогать себя за интимные места  (она больше свойственна мальчикам, у некоторых остается до глубокой старости).

8 вредных детских привычек (и как отучить от них ребенка)

Первое, что необходимо понять в ситуации, когда у ребенка появляется та или иная, а может и сразу несколько разных вредных привычек, что наказаниями, внушениями и прочими чересчур активными действиями тут не поможешь. Обращая внимание ребенка на то или иное действие, которое ему свойственно, вы закрепляете эту привычку и сразу переводите ее в ранг запрещенных действий. Возможно, ребенок, испугавшись вашей негативной реакции, и начнет контролировать себя перед вами, но скорее всего, оставшись наедине с собой или в детском саду, на уроках в школе, в гостях, он продолжит делать то, к чему привык. 

Но возможен и обратный вариант, когда ребенок, поняв, что вас раздражает то или иное его действие, может для привлечения вашего внимания специально провоцировать вас ковырянием в носу, жеванием одежды или, как это часто бывает, хрустом пальцев. 

Почему у детей возникают подобные привычки?

8 вредных детских привычек (и как отучить от них ребенка)

Как правило, все подобные действия (за исключением скрежета зубами во сне) совершаются тогда, когда ребенок нервничает по той или иной причине. Причины детской нервозности могут таиться в атмосфере, которая царит дома, например, когда родители ссорятся или воюют со старшим поколением. Ребенок может чувствовать себя некомфортно в саду или нервничать в школе. Поэтому ругая ребенка, заставляя его срочно бросить вредную привычку, вы тем самым не помогаете ему, а наоборот, усугубляете ситуацию.

Ковыряние в носу, сосание пальца и остальные привычки для ребенка являются прежде всего способом расслабиться — все это приносит ему успокоение. Но иногда бывает и так, что ребенок перенимает ту или иную вредную привычку у взрослого. Поэтому прежде чем начинать войну с привычками, следует обратить внимание на себя — а вы сами случайно не любите прилюдно что-то поправить, поковырять или погрызть? 

8 вредных детских привычек (и как отучить от них ребенка)

Конечно, с ребенком можно провести безобидную беседу на тему того, что под ногтями скапливается грязь и микробы, грязными руками не нужно лезть в нос, а ковыряя кутикулу можно получить болезненные заусенцы и т.д. То есть, если вам очень хочется проговорить с малышом данную тему, лучше всего объяснить ему не то, что «это плохо = ты плохой», а рассказать про микробов и прочие неприятности. Чтобы в вашей истории было что-то интересно-познавательное, что заставит малыша задуматься. Но и такие разговоры не стоит проводить слишком часто. 

А еще лучше попробовать ненавязчиво отвлекать ребенка, когда вы замечаете, что он погрузился в любимое занятие. Другими словами, сделать примерно то же самое, что вы делаете, когда малыш расстроился и пытается закатить истерику по причине или без — сместить фокус внимания на что-то другое, более интересное (читайте также: Три неочевидных причины детских истерик (и как с ними правильно бороться)). Например, дать ему что-то в руки, занять делом: если ребенок грызет ногти — дать ему морковку или яблоко, предложить испечь вместе печенье; если жует волосы (этим обычно страдают девочки) — предложить причесаться или сделать прическу кукле. Можно придумать огромное количество занятий, которые будут формировать правильные навыки и привычки. Главное — отслеживать момент, не наседать на ребенка и мыслить позитивно, а также не действовать с оглядкой на окружающих, поскольку идеальных детей, как и родителей, не существует, и практически каждый ребенок имеет те или иные вредные привычки, которые часто проходят сами собой.

Ольга Романив
Ольга Романив

Семейный психолог.

Фото: Getty Images