Девушка «эконом-класса»: как новый токсичный тренд из соцсетей разжигает мизогинию | marieclaire.ru

Сегодня мы вместе с коучем, супервизором и бизнес-психологом Марией Роженко разберемся, почему по так опасен этот «тренд» и что делать тем, кого он особенно задевает.

Уже много лет как соцсети из площадки для общения и обмена информацией превратились в своеобразную арену словесных битв и место формирования (и распространения) новых социальных трендов. Один из таких феноменов — так называемая «девушка эконом-класса». Этим обидным термином, как правило, обозначают женщин, предпочитающих более рачительный, чем у пикми образ жизни. Понятие включает в себя все: от выбора бюджетных брендов до минимизации трат на косметику и упрощенный уход за собой.

Казалось бы, что может пойти не так в мире, где женщин то и дело упрекают в меркантильности и поверхностности? Девушки «эконом-класса» не стремятся к роскоши, не гонятся за последними модными новинками, сами красят ногти и волосы, ценят практичность и чувствует себя комфортно в своей жизни. Однако в глазах пользователей социальных сетей это стало очередным поводом… для критики. Такое отношение зачастую подпитывает стереотипы о том, что каждая женщина должна стремиться к безупречному внешнему виду и дорогим вещам как показателю успеха.

Почему экономность и рачительность стали «симптомами» бедного мышления и нежелания инвестировать в себя деньги

Тренд про девушек «эконом-класса» возник из рилсов и постов, в которых спикеры ради хайпа и байта на комментарии стали рассуждать на тему «чем отличается дама, которая следит за собой (так называемая персона „вау-класса“) от девушки попроще». В качестве «разбора» блогеры стали приводить целые списки неприятных критериев, чем буквально делили аудиторию на два лагеря.

Женщины первого находили в себе «симптомы», описанные в публикации, и начинали публично оправдываться, обижаясь на довольно грубые и уничижающие перечни. Представительницы второго типа активно причисляли себя к «люкс-категории» и всячески осуждали своих оппоненток, утверждая, что принадлежность к «эконом-сегменту» недопустима.

Самая страшная ирония этого тренда кроется в том, что в подобных постах и рилсах на поверку очень много ошибок, искажений и неподкрепленных представлений из области «попсовой психологии», которые вообще не имеет отношения к реальности. И, погрузившись в тематику, стоит задаваться не вопросом того, к какому классу — «люкс» или «эконому» — принадлежит барышня, а скорее откуда некоторые псевдоэксперты берут информацию и зачем пропагандируют подобное невежество.

В чем кроется основная проблема тренда

Если рассматривать этот несуразный тренд с точки зрения психологии, стоит отметить, что он отражает наши важные воззрения на то, почему жизненные выборы, основанные на экономии и рациональности, стали восприниматься негативно. В эпоху постоянного демонстрирования роскошной жизни через TikTok и другие соцсети многие пользователи стали оценивать других по внешнему облику и уровню потребления. Рачительность начала ассоциироваться с бедностью или недостатком амбиций, а искаженные установки лишь усилили давление на женщин по поводу их внешнего вида и уровня жизни, создавая впечатление, что счастье напрямую связано с количеством материальных благ.

Такой подход подчеркивает стереотипы о том, что любая девушка якобы должна постоянно вкладывать деньги в свою внешность для достижения социального признания. И при этом мы забываем, что свобода от потребительства — выбор многих людей независимо от гендера и возраста. В условиях меняющейся экономики многие ищут комфортные для себя способы оптимизации расходов и это вовсе не показатель бедного мышления или недостатка амбиций. Напротив, подобное поведение может говорить об умении адаптироваться к обстоятельствам (читайте также: «Кто такие „тарелочницы“ и стыдно ли ими быть»).

Как себя ведет девушка «эконом-класса» по описанию блогеров

Чтобы понимать, почему тренд так быстро завирусился и вызвал очень бурные обсуждения, стоит рассмотреть список критериев, которые якобы присущи женщинам «среднего сегмента».

По мнению блогеров, такие девушки охотно тратятся на своих близких (родителей, детей или возлюбленных), но при этом жалеют денег на себя и свои нужды. У них капсульный гардероб, состоящий из простых функциональных элементов. Им по вкусу немаркие оттенки и удобный, но не особенно стильный крой. Они носят обувь на низком каблуке или вовсе без него. Девушки «эконом-класса» не заморачиваются с подбором аксессуаров и стилизацией образов, ждут сезонных распродаж вместо того, чтобы скупать последние коллекции и носят бюджетные «невидимые вещи» (простое нижнее белье, недорогие колготки и пижамы).

И самое главное их отличие в том, что они при покупке ориентируются на невысокую цену изделий и приобретают что-то новое только когда старая вещь выйдет из строя. Во времена наших мам (про бабушек вообще молчим!) подобное поведение считалось вполне нормальным, но сейчас вдруг попало под волну хейта.

Как тренд работает на самом деле с точки зрения психологии

Термин «девушка эконом-класса» отражает глубинные проблемы в отношении восприятия женской роли в обществе. Вместо того чтобы осуждать дам за их выбор, социальным медиа следует поощрять разнообразие точек зрения и поддерживать тех, кто выбирает быть собой вне зависимости от общественного давления. Рациональность не должна быть синонимом низкого статуса — это всего лишь один из множества возможных образов жизни. К тому же, анализируя данный тренд, можно выделить несколько важных аспектов, которые делают его вредным и способствуют разжиганию мизогинии.

Во-первых, он приводит к упрощению ценности женщины, формированию стереотипов и дискриминации

Человек, у которого полный контакт с чувствами и эмоциями, скорее всего, пройдет мимо подобного тренда: то есть он на себя примерит (либо не примерит) ситуацию, но она не причинит ему боли. Но, к сожалению, у нас в обществе многие чувства подавлены. Изначально зависть, злость и стыд табуированы и не приветствуются к проявлению.

Соответственно, когда мы смотрим рилс или читаем пост, то начинаем бессознательно сравнивать себя на предмет соответствия «подхожу я или нет» и… испытываем нежелательные чувства. Мы либо завидуем тем, кто может себе позволить luxury life, либо стыдимся, что действуем как так называемые «девушки эконом-класса», либо злимся, что на нас вешают ярлыки и стремимся восстановить справедливость.

Вся эта буря эмоций — проявления подавленных чувств, проявляющихся в виде страха, стыда или вины. Но вызваны она довольно старым и достаточно известным приемом управления массами, когда надо разделить людей и навязать им сильное упрощение (читайте также: «Как нами манипулируют каждый день»).

Рассуждения о классах превращают людей в материальные объекты — искусственное причисление женщины к «эконому» подразумевает, что ее ценность определяется лишь уровнем материального достатка и внешней привлекательностью, а не внутренними качествами, воззрениями или поступками. Такое восприятие снижает уважение к личности и способствует формированию негативных стереотипов.

Также причисление девушек к «эконом-классу» закрепляет идею, что у дамы есть «цена» или «категория», а значит можно (нет!) воспринимать ее как объект или некий товар на брачном рынке, а не в качестве равноправного участника социума. Соответственно, этот тренд ведет к расслоению общества и искажению установок.

Во-вторых, тренд формирует искаженные внутренние установки и рушит самооценку

Для женщин, которые смотрят подобные рилсы, высок риск формирования внутренней оценки себя через призму материальных характеристик, что ухудшает самооценку и способствует развитию комплекса неполноценности. В свою очередь, это может вести к психологической зависимости и снижению качества жизни.

Если подобные рассуждения задевают ваши чувства и эмоции, важно задать себе несколько вопросов. Например, что именно вас задевает и откуда берется желание оправдываться или отстаивать определенную позицию? Или почему абсолютно посторонний человек влияет на то, что вы чувствуете и на то, как вы думаете? Почему возникает желание поспорить с чужими утверждениями и доказать, что вы не девушка «эконом-класса» или что ваша позиция не плоха?

Любые негативные переживания по поводу таких вот рилсов или постов вы можете обратить себе на пользу и увидеть проекции, которые гложут изнутри. А потом либо их проработать и выйти на более высокий уровень осознанности, либо пройти мимо, перестав реагировать на чужие рассуждения.

Что делать, если вас раздражает этот тренд и ему подобные

Шаг первый: проведите анализ собственных переживаний

Наша психика делится на так называемые светлую и темную части. Светлая сторона — это все, что мы про себя осознаем и понимаем, что принимаем в себе и как действуем. Тень же скрывает в себе то, что мы принимать не хотим. И проявляется она через триггеры и злость.

Агрессия, на самом деле — очень хорошее, полезное чувство. Она служит стражем наших границ и показателем того, что нам нравится и не нравится. И если нас что-то раздражает и задевает, то нам необходимо осознать неприятное чувство, понять откуда оно идет, чем именно вызвано и экологично его прожить.

Шаг второй: поиск опоры

Если вас цепляют такие ролики, то наиболее бережным по отношению к себе решением будет поиск опоры. А именно, обращение к коучу или психологу с целью распознания подавленного чувства и поиска той самой «красной кнопки», которая срабатывает в моменте и заставляет нас ввязываться в пустые разговоры или странные тренды.

Именно помощь специалиста поможет пересмотреть приоритеты и понять, что байт на комментарии не имеет отношения к истине. И желание блогеров упрощать и говорить, что есть черное и белое — простая манипуляция и проявление их незрелой личности. Это у подростков мир черно-белый, люди делятся на хороших и плохих. Для взрослых и зрелых людей спекуляция списками — всего лишь маркетинговый ход, чтобы привлечь внимание, выгулять нарциссизм и возвыситься над другими (читайте также: «„Если он бы хотел, то сделал бы» — что не так с установкой из популярной психологии»).

Шаг третий: прокачка самоценности и формирование здорового окружения

Вместо того, чтобы соответствовать чужим ожиданиям и лучше вывести в приоритет заботу о себе. Помните, что женщина — не вещь и не такси эконом или бизнес-класса. Если вы видите ролики в соцсетях, помните — что в первую очередь они созданы, чтобы привлечь внимание.

Лучше читайте профессиональную литературу, слушайте лекции хороших качественных психологов и коучей, смотрите фильмы, занимайтесь саморазвитием и самопознанием. Так вы научитесь отличать ложь от правды и потихоньку в сообществах по интересам обретете круг людей, готовых услышать ваше мнение и оказать поддержку вместо того, чтобы вешать ярлыки и определять категории.

Подводя итоги, можно сказать, что тренд «девушка эконом-класса» — не просто «модное явление» в соцсетях, а скорее серьезное препятствие на пути к счастью и самопринятию. Возвеличивание достигаторства и роскошной жизни может казаться привлекательным, но, когда оно превращается в навязанные стандарты, которые диктуют, как мы должны жить и выглядеть — это уже токсичность.

Чтобы жить свою лучшую жизнь, важно помнить о сохранении индивидуальности и стремлении к внутреннему комфорту, а не к одобрению общества. Настоящие счастье и гармония приходят тогда, когда мы работаем со своими теневыми качествами и потом принимаем себя такими, как есть, со своими уникальными особенностями и предпочтениями. Будьте верны себе и не позволяйте трендам определять вашу ценность!

Мария Роженко

Коуч, бизнес-психолог, супервизор.

Сайт

Фото: социальные сети lovisabarkman, lunaisabellaa, victoriatornegren, ceciliadenise