«В детстве я была довольно импульсивным ребенком, часто расстраивалась по пустякам. Любое замечание или проигрыш я воспринимала остро — плакала или проявляла агрессию по отношению к тем, кого считала виноватыми. С тех пор прошло много лет, я поработала над проблемами с психологом и научилась спокойно реагировать на неудачи. Но теперь переживаю из-за того, что мой сын — пятилетний мальчик — столкнется с той же проблемой. Я не знаю, как научить ребенка проигрывать: уже замечаю, что во время игр с другими детьми он не может спокойно принять даже малейшее поражение, из-за чего его настроение портится на весь оставшийся день»

Читательница marieclaire.ru, 29 лет

Ответ эксперта:

«Проигрыш большинством людей (и не только детьми) воспринимается довольно эмоционально и болезненно. Почему так происходит? На каждом возрастном этапе ребенок осваивает новые возможности, раскрывает новые грани своей личности и меняет отношение к той или иной ситуации. Младенец, например, еще не воспринимает себя отдельным существом, никак не понимает и не оценивает свои проигрыши,  потому их что в его жизни нет. А есть сплошное узнавание, изучение и  исследование  мира, а вместе с ним и собственных возможностей: дотянуться до чего-то рукой,  доползти до игрушки, попробовать на вкус и не только.

Дальше наступает этап, который длится примерно до 2-2,5 лет, когда дети начинают активнее исследовать мир: что-то опрокидывать, куда-то падать, что-то разбивать. И вот тут начинается первая реакция взрослых на то, что что-то пошло не так. И если она более-менее спокойная: подняли, обняли, успокоили, сказали: «Бывает, что-то ломается (падает, не получается)», показали, как надо — помогли справиться с задачей, порадовались, что получается  — то тогда закладывается правильная цепочка реакций: что-то сделал не так (не получилось) — немного обидно (неприятно) — утешение — поиск решения — снова пробуем — ура, получилось (читайте также: Мой ребенок ест: 10 правил пищевого воспитания европейцев, которые пригодятся нам)

Если же реакция взрослых проявляется сквозь крики, недовольство, наказание, изъятие из ситуации или ссору, то формируется совсем другая цепочка реакций, и она довльно короткая: что-то сделал не так (не получилось) — катастрофа.  И это закладывается на очень глубинном телесно, на эмоциональном уровне, как рефлекс. Собственно, поэтому мы видим эту реакцию и у многих взрослых  людей. Например, упала вилка у человека на пол, и он становиться мрачным, портится настроение, и он начинает грубо разговаривать с теми, кто рядом. Если включить его осознанность в этот момент, спросив, например: “ А действительно ли упавшая вилка — это катастрофа, которая стоит того, чтобы испортить себе настроение?». Он задумается, улыбнется и успокоится. Так что самый верный способ помощи и коррекции, впитанной в очень раннем возрасте, реакции — это «включать» разум рациональными вопросами. Действительно ли одна двойка за контрольную может привести к отчислению из школы? Действительно ли проигрыш в соревновании означает, что ничего не получается? Конечно, нет.

Следующий важный возрастной этап — примерно с 4-х до 7-ми лет. Это возраст, когда дети уже ощущают себя отдельными личностями и осваивают мир с помощью подражания и имитирование различных социальных ролей. В этот период ребенку свойственно мифологическое мышление. То есть, если он взял в руки половник и мешает им что-то в кастрюле, то он — повар, который готовит чудеснейший суп. А если он футболист, то достаточно того, что он куда-то гонит мяч. Дети на этом этапе с трудом воспринимают игры по правилам и стараются изменить их в свою пользу. Все потому, что им жизненно важно ощущать себя хорошими. А хороший — это тот, у кого все получается, не правда ли? Значит все, что я делаю — правильно, в игре я должен занимать только первое место.  Здесь можно (пользуясь ресурсами этого возраста) начинать закладывать полезные привычки. Например:

  • Когда играем в настольные игры, и дело подходит к финалу — договариваемся, кто как будет реагировать на проигрыш. Чем веселее, тем лучше. Мама будет выть как волк: «УУУУ я проиграла». Папа — танцевать вприсядку. Таким образом, убиваем двух зайцев — делаем ситуацию проигрыша из болезненной веселой, помогаем выразить эмоции в веселой форме (читайте также: С ним нет будущего: 6 признаков, что мужчина будет плохим отцом).

  • Разделяем два вида деятельности: по образцу и из страны фантазии. И последнего должно быть много, так как это период, когда воображение активно развивается. А первое обязательно с акцентом на то, что получается. Рисунки, поделки, танцы, подготовка к школе — отмечаем, какая классная одна палочка у буквы А, а вторая палочка, которую ребенок криво написал, «просит о помощи» (тут не ругаем, а включаем мультяшный голос, с помощью которого в шуточной форме просим ребенка исправить ошибку): «Пожалуйста, сделайте меня прямой. А то сейчас упаду». 

Следующий возрастной этап — от 6,5-7 до 10-11 лет. Вот здесь, благодаря дозреванию важных отделов мозга, детям становиться важно овладевать базовыми навыками. Это помогает добавить в любой проигрыш или сбой важное разделение. Низкий бал, сложности на тренировках или соревнованиях происходят не потому, что ты плохой человек, лузер или неудачник, а потому, что какой-то важный навык недостаточно развит. Это может быть концентрация внимания, понимание прочитанного, связка в танце, прием в спорте. И чем понятнее, что это за навык, и как его прокачивать — тем будет спокойнее ребенку. Он не ощущает падение самооценки, а понимает, что с ним все хорошо, просто надо три раза прописать словарное слово, через каждые 10 минут делать простое упражнение, включающее внимание и так далее. А задача родителей — помочь разобраться,  что именно нужно улучшить и потренироваться вместе с ребенком, чтобы обязательно заметить прогресс».

Светлана Смирнова
Светлана Смирнова

Детский и семейный психолог

Сайт

Фото: Shutterstock