Как научиться просить поддержки, если вам стыдно или вы не умеете: советы психолога | marieclaire.ru

Очевидный факт: на самом деле каждый из нас умеет просить о поддержке и помощи. И делаем мы это абсолютно спокойно, без тени стыда или страха. Как минимум в самых простых, бытовых ситуациях: «Подай соль», «Прихвати с собой бутерброд, раз уж все равно идешь на кухню», или совсем простое — «Можно пройти/уступите дорогу».

В таких ситуациях просьба или поддержка воспринимается нами не как унижение, а как акт события. Следующая стадия сложности — попросить за другого. И если вам сложно вспомнить такую историю в своей жизни, то в вашем окружении точно есть человек, которому не составит труда попросить за кого угодно, если это не он сам…

Нам достаточно легко удается отстаивать интересы друзей, права коллег и даже просить поддержки за совсем незнакомых людей. На этой стадии мы можем столкнуться с отсутствием навыка просить у кого-то или о чем-то, и это новое действие вызовет волнение, но никогда — чувство стыда (читайте также: «Лентяй, самозванец или святоша: кто ваш главный внутренний критик и как его победить?»).

Когда нужно попросить за себя любимую

В любом другом деле мы легко находим аналогичный опыт и применяем его. И вроде бы все понятно — мы уже умеем и даже знаем, что очень тепло относимся к тем, кого поддержали и спасли. Но почему-то в моменты именно нашей потребности в поддержке открывается ларец с «драгоценностями»:

  • Самооценка (не достойна, стыдно, у других и того хуже, поддержка нужна слабым, а я ведь сильная, я должна знать все);

  • Гордыня (страх потерять лицо, сильный не имеет права на поддержку);

  • Страх потерять власть (попадание в зависимость от оказавшего поддержку);

  • Отсутствие понимания «А как мне нужно помочь, чтобы я восприняла это за поддержку?» Как и у кого попросить, чтобы не обозвали эгоисткой?

Да, мы очень легко просим и получаем поддержку, когда она воспринимается нами как бытовая. И замираем, когда тема, по которой она нужна, указывает на нашу уязвимость. Или попадаем в иллюзию отсутствия поддержки просто потому, что забыли сказать, какая она должна быть.

Например: жена, рассказывающая о переживаниях мужу. Она ждет от него слова, которые помогут ей почувствовать, что она не одинока. А вместо этого по ее самооценке проходят перечнем действий, которые надо сделать в таких ситуациях. Из благих намерений он поддерживает, спасает ее от «дракона», который расстраивает. А достаточно было просто выслушать, сказать доброе слово или обнять. Знакомо?

В таких случаях самое важное озвучить словами то, что вы хотите. Сказать мужу: «Мне важно, чтобы ты просто выслушал» (без советов). Или если от него нужен совет, то просьбу о поддержке лучше оформить вопросами: «Как ты думаешь?», «Как бы ты поступил в такой ситуации?»

Если вы заболели и вам нужна поддержка, то очень важно, чтобы помогающий знал, как она должна выглядеть. Одному человеку очень нужно присутствие кого-то рядом 24/7. Второму — чтобы оставили лекарства под дверью. А для третьего поддержка — это оставить в покое, дать поспать и не будить своей заботой и тревожными звонками с вопросами о самочувствии. Если не проговаривать эти «условия», то тот, кто помогает, сделает это по своему сценарию (читайте также: «Как перестать обижаться на других людей: 8 шагов к новой жизни»).

И не дай Бог тогда в ситуации с болезнью пересечься первому и третьему…

Практикующий психолог Жанна Воеводина предлагает 3 вида формулирования фраз, которые можно использовать для просьб о поддержке в разных ситуациях.

Прямые просьбы:

  • Помоги мне, пожалуйста…

  • Удели мне время…

  • Выслушай меня…

  • Посоветуй…

  • Побудь рядом…

  • Выручай…

  • Будь добр…

  • Мне нужна твоя помощь с проектом, ты свободен в понедельник?

  • Буду благодарна, если ты утром вынесешь мусор.

К таким просьбам добавляются принятые «пожалуйста», «благодарю», «спасибо», потому что без них такие просьбы воспринимаются как обязательство или долг без права выбора. Это включает неприятные чувства, и человек даже если и мог, то уже не захочет делать.

Важно: прямая просьба о прекращении чего-либо не работает (вместо «перестань бегать» — «посиди со мной рядом, пожалуйста»). Говорите о том, что хочется. Так больше шансов получить желаемое.

Побудительные просьбы:

  • Хочешь сходить со мной за компанию?

  • Можешь выделить мне время?

  • Ты знаешь?

  • Что ты думаешь?

  • Давай сделаем это вместе?

  • У меня не получается справиться самой, ты поможешь?

  • Не могли бы вы помочь мне с этим вопросом?

  • У меня был такой тяжелый день. Чувствую, что мне важно проговорить случившееся. Ты сможешь выслушать?

  • Что бы ты почувствовал в ситуации, когда…

Побудительные просьбы чаще звучат как вопрос или добавляется объяснение причины просьбы. Это облегчает собеседнику выбор через «да-да/нет-нет». Если важен результат, а не то, кто его сделает, то это самый оптимальный вариант поиска исполнителя.

Мотивационные просьбы:

  • У тебя отличное чувство вкуса, что посоветуешь?

  • Ты так здорово умеешь слушать. Мне важно твое мнение.

  • Я доверяю твоему экспертному мнению. На что бы ты обратил внимание?

  • Ты всегда находишь неочевидные решения. Что ты думаешь об этом?

  • Это дело можно доверить только профессионалу. Когда ты сможешь это сделать?

  • Ты всегда понимаешь меня, поэтому я хочу попросить тебя.

  • У тебя золотые руки, поэтому я даже не сомневаюсь, что ты починишь это в два счета!

Правило мотивационных просьб состоит в обязательном добавлении авансового комплимента. Комплимент настраивает собеседника на более доброжелательное настроение и побуждает к помощи (читайте также: «Как очаровать любого собеседника: 5 секретных приемов Меган Маркл»).

Просить о поддержке — это навык, где сама поддержка — это ресурс

Ресурс, которого может не оказаться у того, кого мы просим. Поэтому очень важно давать легкий способ отказать. Ведь за спрос денег не берут. Вы имеете право просить, другой имеет право отказать. А сам отказ — не катастрофа, а напоминание о свободе двух сторон.

Можно еще говорить на языке выгоды помогающего. Нет, это не про контракт «ты — мне, я — тебе». Это как в осенней истории с кабачками, когда в сезон кабачков — очень сложно остаться голодным, то есть без поддержки. В момент переизбытка ресурса, принимающая сторона обретает статус спасителя, а не нуждающегося. Этот эффект срабатывает потому, что мы не берем, мы даем другому возможность стать человечнее в его избытке ресурса, это дает другому человеку чувство нужности.

Зная это, становится легче понять, почему умение просить — это «суперсила» успешных людей. И что особенно важно — это навык, без которого невозможно делегирование.

А пока вы осваиваете этот новый навык, всегда можно договориться с подругой, что она будет просить за вас, а вы за нее. В конечном счете все мы просим об одном и том же — быть с нами в нашей человечности!

Жанна Воеводина

Практикующий психолог, член Федерации психологов-консультантов России.

Сайт

Фото: социальные сети _icyphoto_ _danielabelle emmykienastphotography gracefulbrides