Не думайте, что в Школу рисования приходят те, кто уже что-то умеет или у них подтвержденные кем-то способности. Вовсе нет! Многие ученики начинают, что называется, с «ноля». Но есть и такие, которые когда-то уже делали попытки заниматься рисованием, но у них либо не получалось, и они бросали это занятие, или же возникали какие-то другие причины, по которым эта практика сворачивалась. А жаль, ведь самое главное – верить в себя, в то, что придет тот день, когда все получится. А такой день обязательно наступит, ведь освоить несколько базовых приемов может каждый.
Уподобляйтесь детям! Они не боятся рисовать, просто берут в руки кисть и краски и все. Их не смущает присутствие кого-то, наличие всех инструментов и материалов. Но самое главное, дети всегда радуются своим рисункам и наслаждаются не столько результатом, сколько самим процессом рисования.
Конечно же, первое, что следует сделать, - это понять причину, по которой возникло нежелание рисовать или прекращение дальнейших попыток. Этот анализ поможет выработать правильную стратегию в дальнейшем обучении. Неуверенность в своих возможностях – это одно, а разочарование в отсутствии мгновенных результатов – это совсем другое.
В первом случае, я всегда уверяю учеников, что они даже самый маленький шаг вперед, уже результат. А значит и итог работы, каким бы он ни был, - несомненный повод гордиться собой.
Во второй ситуации, я бы рекомендовала сосредоточиться не на общем впечатлении от работы, а на отдельных деталях. Именно на тех, которые вышли лучше всего. Отрабатывать эти навыки, оттачивать эти удачные элементы в последующих работах.
А теперь поговорим о том, что касается практической части. Итак, несколько советов, с которых мы начинаем обучать всех учеников Школы рисования Вероники Калачевой:
- Стесненность в средствах вовсе не повод, чтобы не браться за рисование. На первых порах вам понадобятся совершенно обычные материалы, которые не требуют больших финансовых затрат. Так, большая акварель, произведенная в Санкт-Петербурге, как раз то, что надо.
- Набор беличьих кистей или колонковых, разной величины. Можно и те, и другие. Вполне подойдут кисти компании «Сонет», их качество не вызывает сомнений даже у состоявшихся художников. Почему именно беличьи и колонковые? Все просто. Ворс таких кистей вбирает ровно столько воды, сколько требуется. Обратите внимание при их покупке, чтобы кончики кистей были острыми.
- Бумага для акварели. Пусть ее будет немного, но лучше разных форматов, к примеру, А5, А4 и А3. Маленькие листы отлично подойдут для набросков или картин-открыток, например. А на больших вы сможете проявить всю свою экспрессию и, что называется, размахнуться.
- Дорогие профессиональные материалы не обязательны. Однако тут есть некоторый психологический момент. Например, результаты рисования на качественной бумаге не только гораздо лучше, но и сам процесс намного приятнее. Самоощущения в этом деле тоже очень важны.
- Приступить к процессу рисования, начать реализовывать своего внутреннего художника, на самом деле, гораздо проще, чем вы полагаете. Начните с приготовления вашего рабочего места. В ходе этого часто возникают и сюжетные идеи, и нужный настрой. На какой-то период времени это место и это занятие станут для вас сугубо личной территорией со своими законами, взаимосвязями и закономерностями.
- Не бойтесь ошибок: если есть ошибки, значит уже есть и прогресс – вы же их начали видеть и понимать! Не выходят отдельные элементы пейзажа или натюрморта? Зато какое удачное цветовое решение вы нашли для заливки фона! А может у вас очень красиво получилась ветка или выразительно «легла» тень от чайника. Поощряйте свои удачи! Это замечательно стимулирует творческие способности.
- Есть такой психологический прием, который называется интуитивное рисование. Смысл его в том, что вы берете большой лист бумаги и «отпускаете» свое сознание так, чтобы рука сама выводила линии, орнаменты и что угодно. Причем делается это разными красками, а фигуры получаются различной величины. Психологи утверждают, что такое рисование помогает избавляться от стрессовых и депрессивных состояний. А я утверждаю, что такой прием отлично высвобождает творческую энергию и потенциал.
- Не спешите откладывать свою «бессознательную» картину в дальний ящик. Присмотритесь хорошенько к получившимся у вас разводам, кляксам и абстракциям, в них часто скрываются презабавные персонажи. Так, размытое пятнышко может стать медвежонком или котом, а импульсивный росчерк – парящим в небе зонтиком. Дорисуйте требующиеся детали и перед вами возникнет совершенно другая картина.
- Своим ученикам я часто советую брать большие форматы, а не обычный альбомный лист А4. Не бойтесь масштаба, а пользуйтесь им. Представьте себе все то, что вы бы хотели отобразить. Нет, не просто общее представление, а все в мельчайших деталях и нюансах. Представили? Вот видите сколько всевозможных элементов! И они все важны, все необходимы, иначе рисунок будет не таким подробным и полным. А чтобы их все уместить в картину, конечно же, лучше взять «полотно» побольше.
- Все, что есть под рукой, может стать материалом для творчества. Поэкспериментируйте! Из крупной соли, рассыпанной на не просохшую заливку «неба», «рождаются» звезды необычайной красоты. Возьмите мелкий сахарный песок, - и вот вам снежный вихрь или изморозь на окнах деревенского домика. Хотите особенную фактуру для вашей картины, попробуйте смять пищевую пленку и положить ее на невысохший слой фоновой заливки. Пройдитесь рукой по пленке, делая складки, а затем аккуратно снимите и дайте краске хорошенько высохнуть. Результат вам очень понравится! Кроме того, с таким фоном можно придумать абсолютно любые сюжеты: горный пейзаж или весеннее вспаханное поле, или разлетающаяся стая птиц.
Как только ваш внутренний художник начнет просыпаться и набирать силу, постарайтесь поддержать это состояние. Пусть ваши занятия рисованиям будут непродолжительными, но непременно ежедневными. Вода и камень точит. А ваша вода, да еще в совокупности с красками, обязательно «выточит» из ваших фантазий, упорства и желания настоящее талантливое произведение, очень характерное и исключительное!
Я убеждена, что в каждом из нас существует необыкновенный мир, и он у всех свой, не похожий ни на один другой. В него мы прячемся, когда появляются проблемы или просто становится тяжело, в нем мы находим источник сил, радости, вдохновения. Обращаясь к этому миру, мы открываем в себе творца, художника. А изображая его в своих картинах, мы способствуем тому, чтобы повседневная наша жизнь перестала быть серой и «заиграла всеми красками».
Фото: Getty Images