У мужчин и женщин может быть разное видение ситуации, когда дело касается юмора и романтики. Впрочем, сложно отрицать, что смех имеет решающее значение в отношениях, от мимолетного флирта до долгосрочных обязательств.
Типичное романтическое взаимодействие между мужчиной и женщиной выглядит примерно так: он привлекает ее внимание шуткой, в то время как она обратит внимание на того, кто может хорошенько ее рассмешить. Одновременно в последнее время ведется активная дискуссия касаемо того, может ли женщина быть одновременно смешной и привлекательной. Женщины-комики отмечают, что после выступлений их очень редко зовут на свидания, в то время как у их коллег мужского пола все обстоит иным образом.
Хотя представители обоих полов чаще всего предпочитают партнера с хорошим чувством юмора, существует интригующее несоответствие в том, как проявляется это предпочтение. Мужчинам нужен тот, кто оценит их шутки, а женщинам нужен тот, кто их рассмешит. Взаимодополняющий характер этих желаний не случаен.
В 1996 году Роберт Р. Провайн, профессор психологии Университета Мэриленда, проанализировал 3745 персональных объявлений и обнаружил, что женщины ищут партнера, который рассмешит их, в два раза чаще, чем они предлагают собственные шутки. С другой стороны, мужчины предлагали юмор примерно на треть больше, чем просили. Выявленные закономерности стали первым важным признаком того, что представители разных полов подходят к юмору по-разному.
Десять лет спустя Эрик Р. Бресслер из Вестфилдского государственного колледжа и Сигал Балшайн из Университета Макмастера выявили еще одно интригующее гендерное различие. Психологи показали 200 людям фотографии мужчин и женщин, каждая из которых сопровождалась либо забавным, либо довольно откровенным автобиографическим утверждением. Женщины выбирали более забавных мужчин в качестве потенциальных партнеров, в то время как мужчины не отдавали предпочтение забавным женщинам.
В 2006 году Род А. Мартин из Западного университета Онтарио вместе с Бресслером и Балшайном попросили 127 испытуемых выбрать между парами потенциальных партнеров для связи на одну ночь, свидания, краткосрочных отношений, долгосрочных отношений или дружбы. В каждой паре один партнер был описан как восприимчивый к юмору участника, но сам не очень остроумный, а другой партнер был описан как веселый, но не очень заинтересованный в собственных остроумных замечаниях участника. Во всех контекстах, кроме дружбы, мужчины выбирали женщин, которые смеются над их шутками, а не тех, кто остро шутит. Женщины показывали обратную картину. «Хотя представители обоих полов говорят, что им нужно чувство юмора, в нашем исследовании женщины интерпретировали это как „кого-то, кто заставляет меня смеяться“, а мужчины хотели „кого-то, кто смеется над моими шутками“», — заключил Род А. Мартин.
Исследователи подозревают, что юмор имеет глубокие эволюционные корни — еще в 1872 году Чарльз Дарвин заметил, как шимпанзе хихикают во время игры. И многие утверждают, что законы естественного отбора могут помочь объяснить сложное чувство юмора, которым люди обладают сегодня. Исследователи подозревают, что, как и в случае со многими видами поведения, происходящими вне нашего сознания, противоположные требования относительно юмора могли возникнуть потому, что они служат репродуктивной цели.
Юмор во всех его формах — саркастический, остроумный, иронический, сатирический — так же сложен и развит, как язык. Он может стать оружием, используемым для отчуждения, средством для демонстрации интеллекта или для передачи сигналов об интересе. В общем, это фактор, по которому можно многое сказать о потенциальном партнере (читайте также: Смех без причины: что говорят о мужчине его шутки на первом свида).
Исследования показывают, что чувство юмора можно считать хорошим показателем интеллекта (а это высоко ценимая наследственная черта). Например, в 2008 году Дэниел Хоуриган из Университета Колорадо в Боулдере попросил почти 200 человек создать юмористические высказывания и нарисовать забавные изображения. Те, кто набрал более высокие баллы в тесте на общий интеллект, также были оценены наблюдателями как значительно более забавные.
Более тщательная проверка гипотезы полового отбора на предмет юмора показала, что все зависит от того, чего хотят женщины в конкретной ситуации. К примеру, когда они наиболее фертильны — во время овуляции — запросы меняются. Большое количество исследований показало, что при выборе краткосрочных партнеров женщины с овуляцией, как правило, предпочитают мужчин с признаками хороших генов, таких как симметрия тела, мужественные черты лица и доминирование в поведении. Напротив, при рассмотрении долгосрочных партнеров в любой другой момент своего цикла женщины чаще выбирают мужчин с ресурсами, то есть потенциальных хороших отцов.
Зачем же люди смеются во время романтической коммуникации? Учитывая схожую способность полов к производству и восприятию юмора, тот факт, что женщины смеются больше, а мужчины больше шутят, должен иметь свои корни в чем-то другом, а не в чувстве юмора. Данные Роберта Провайна также подтверждают эту идею: от 80 до 90 процентов утверждений, вызвавших смех в его полевых исследованиях, вовсе не были смешными — чаще всего люди смеялись над банальными фразами типа «Увидимся позже!» или «Думаю, я все». Его исследование также показало, что люди больше смеются, когда говорят, а не слушают. Многие исследования подтвердили этот вывод, и эксперты полагают, что когда оратор смеется, это успокаивает его или его аудиторию и облегчает налаживание социальных связей.
«Смех — это сигнал удовольствия и приглашение продолжить», — отмечает эксперт по юмору Мартин Ламперт из Университета Святых Имен в Окленде, Калифорния. Действительно, исследования показали, что смех является мощным показателем уровня влечения между двумя людьми. В 1990 году психологи Карл Грэммер и Иренаус Эйбл-Эйбесфельдт из Института городской этологии Людвига Больцмана в Вене изучили естественные разговоры в смешанных группах и измерили количество смеха, исходящего от мужчин и женщин. Позже каждый человек сам сообщил, насколько его привлекали другие члены группы. Оказывается, именно количество женского смеха точно предсказывало уровень влечения между обоими партнерами. Другими словами, женщина много смеется, когда ее привлекает мужчина или когда она чувствует интерес мужчины, и этот смех, в свою очередь, может сделать ее более привлекательной для него или сигнализировать о том, что она приветствует его внимание.
А вот дальше картина меняется. По мере того, как влечение переходит в отношения, роль юмора трансформируется. Многие считают, что именно связь, которую создает юмор, делает его таким хорошим для отношений, особенно в долгосрочной перспективе. Юмор часто становится личным языком общения между двоими, и шутка партнера может сделать обыденный или напряженный момент веселым. И в некотором смысле на этом этапе мужчины и женщины меняются местами.
В отличие от периода ухаживаний, когда мужчины остаются производителями юмора, а женщины — его потребителями, в долгосрочных отношениях мужчинам иногда может быть вредно использовать юмор, а остроумные женщины, как правило, поддерживают в отношениях гармонию.
Что же опасного в мужском юморе в длительных отношениях? В 1997 году психологи Кэтрин Коэн из Пенсильванского государственного университета и Томас Брэдбери из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе проанализировали браки 60 пар за 18-месячный период, используя данные из самоотчетов и аудиозаписей разговоров пар, работающих в рамках определенного супружеского вопроса. Они обнаружили, что в парах, переживших серьезный жизненный стресс, такой как смерть члена семьи или потеря работы, использование мужем юмора во время решения проблемы было предупреждающим знаком. Такие пары с большей вероятностью разводились или расставались в течение 18 месяцев, чем пары с жизненным стрессом, в которых мужчина не использовал юмор. Этот результат может свидетельствовать о том, что мужчины знают, как и когда снять напряжение с помощью шутки. «В частности, мы видим, что мужской юмор используется, чтобы избежать проблем или серьезных разговоров, — отмечает Мартин. — И если это используется агрессивно — дразнящим или унижающим образом — или в неподходящее время, это может нанести ущерб отношениям».
Таким образом, по мере развития отношений мужской юмор становится менее важным — возможно, даже контрпродуктивным в определенных ситуациях, — тогда как чувство юмора женщины становится важным поддерживающим фактором. «Цель состоит не столько в том, чтобы развлечь и произвести впечатление, сколько в том, чтобы снизить межличностную напряженность, выразить понимание, сохранить лицо для себя и своего партнера. Женщины могут быть более искусны в использовании юмора», — считает Мартин Ламперт. Так что на стадии крепких отношений мужчины относятся к женским шуткам совсем иначе, чем в момент поиска потенциальной партнерши.
Фото: Shutterstock