«Сколько раз вы напрасно во мне сомневались?» – восклицает королева Мария Стюарт, обращаясь к мужчинам, в недавно вышедшем на экраны фильме «Две королевы». Эту фразу, на самом деле, могла бы произнести каждая из тех великих женщин, о которых пойдет речь в нашей подборке. Несмотря ни на что, они шли к своим целям, вновь и вновь удивляя своей силой духа и самоотверженностью. По просьбе Marie Claire главный редактор журнала «Кинорепортер» Мария Лемешева составила топ-5 исторических фильмов, рассказывающих о легендарных представительницах прекрасной половины человечества.
Эвита (1996)
«Эвита» представляет собой экранизацию мюзикла Эндрю Ллойда Уэбера от режиссера «Pink Floyd. Стена» Алана Паркера. И мюзикл, и сам фильм рассказывают историю аргентинки Эвы Дуарте, незаконнорожденной дочери, неудавшейся актрисы и популярной куртизанки, которая в середине 1940-х сделала правильную ставку и связала свою жизнь с полковником Хуаном Доминго Пероном. Перон вскоре стал диктатором Аргентины, а сама Эва — не просто женой диктатора, но и кумиром миллионов, заступницей обездоленных и национальной героиней. Так Эва Дуарте превратилась в Эвиту Перон (читайте также: «Семь Первых леди, начинавших карьеру в шоу-бизнесе»).
История, рассказанная в мюзикле и его экранизации — конечно, очень далека от достоверности. Эвита не играла реальной роли в аргентинской политике, даже если сама думала иначе, она была лишь красивым фасадом для популистского, полуфашистского режима своего мужа. Однако, даже перевирая факты и чересчур мелодраматично расставляя акценты, фильм наглядно показывает, через что порой приходилось проходить амбициозным женщинам до времен эмансипации, чтобы быть замеченными, какую двусмысленную роль их заставляло играть общество.
Другое дело, что из легкомысленной охотницы за славой и мужчинами Эвита в какой-то момент превращается в мать всея Аргентины, духовного лидера нации, а беспринципная погоня за властью и достатком оборачивается искренней заботой о народе, настоящим делом жизни. Делом жизни и главным кинематографическим достижением «Эвита» стала и для Мадонны, кинокарьера которой, в отличие от музыкальной, так и не сложилась. А благодаря «Эвите» она не только получила «Золотой глобус», но и побила давний рекорд Элизабет Тейлор: в «Клеопатре» та сменила костюм 65 раз, а Мадонна здесь — 85.
Фрида (2002)
Еще один фильм о Латинской Америке, на этот раз – о Мексике. В центре сюжета — трудная жизнь знаменитой художницы Фриды Кало. В ее жизни было многое: и ДТП, сделавшее Фриду полуинвалидом на всю жизнь, и полные страсти и ревности отношения с мужем, художником-монументалистом Диего Риверой, и романы с другими людьми, в том числе с беглым большевиком Львом Троцким. И все это — от выкидыша до мирового признания — становится плодотворной почвой для картин Фриды.
Фрида Кало в фильме Джули Теймор — женщина, игнорирующая общество со всеми его ограничениями, правилами и условностями; женщина, живущая слишком насыщенной для этого внутренней жизнью. Фрида — абсолютно самодостаточный творец, она находит источник для творчества внутри себя, а не вовне. Если Эвита Перон отдает свою жизнь народу, то Фрида Кало жертвует собой во имя искусства, причем собственного искусства, искусства имени самой себя.
Картины Фриды в фильме оживают с помощью анимации, чтобы зритель смог погрузиться в ее внутренний мир и понять, как повседневный опыт превращался в ирреальные, порой пугающие образы. Однако самое интересное здесь — даже не мультипликация, которая не дает «Фриде» превратится в скучный, пресный байопик, а самозабвенная игра мексиканки Сальмы Хайек. В борьбе за право примерить знаменитые брови Фриды Кало Хайек победила Дженнифер Лопес и ту же Мадонну. И, надо сказать, что борьба того стоила. В награду свою игру она не только номинировалась на «Оскар», «Золотой глобус» и «BAFTA», но и получила ожерелье самой Фриды Кало из рук ее племянницы.
Королева (2006)
Из Америки перенесемся в Старый Свет. Точнее — в Англию 1997 года. В центре сюжета — одна неделя из жизни британской королевской семьи. Неделя после гибели в автокатастрофе принцессы Дианы. Перед главой семьи — королевой Елизаветой II – сложная дилемма: нужно ли продолжать следовать традициям или все же необходимо выразить соболезнование по поводу кончины бывшей невестки, «паршивой овцы» в монаршем семействе, тем самым признав ее частью королевской семьи? От того, какой выбор сделает Елизавета, зависит не только популярность британской монархии, но и ее будущее (читайте также: «Семь скелетов в шкафу Елизаветы II»).
Монументальная, вроде бы, фигура королевы, от которой даже у премьер-министров натурально дрожат коленки, обретает в фильме Стивена Фрирза плоть и кровь. Живое воплощение британской истории и британских традиций здесь забирается под одеяло к мужу (тот называет ее «капусткой»), борется с собственными предрассудками и порой ненароком пускает слезу. Безусловно, живым человеком королеву Елизавету делает игра великой Хелен Миррен (между нами говоря — Елены Васильевны Мироновой), получившей за эту роль заслуженный «Оскар» и целый букет других наград, однако и о режиссере забывать не стоит. Фрирз, либерал и яростный критик монархии, пасует здесь перед масштабом королевы, но в его поражении — и его победа. То, что могло бы стать плоским памфлетом, превращается если не в панегирик, то в полновесную драму, героям которой можно и нужно сочувствовать. Да, тяжела ты, шапка Мономаха – признает режиссер, и вместе с благодарным зрителем без тени иронии затягивает на титрах «Боже, храни королеву».
Битва за Севастополь (2015)
Было бы странно в список фильмов об исторически значимых женщинах не внести ни одной российской картины. Главная героиня «Битвы за Севастополь» – Людмила Павлюченко, легендарный советский снайпер. Она прославилась, уничтожив на фронтах Великой Отечественной войны 309 солдат вермахта, а потом отправилась в США и сыграла ключевую роль в открытии второго фронта. Но «Битву за Севастополь» ни в коем случае нельзя назвать очередным военно-патриотическим фильмом, это — кино патриотическое, но антивоенное.
Сюжет про бойца 25-й Чапаевской стрелковой дивизии Красной армии, Героя Советского Союза Людмилу Павлюченко мог бы обернуться чем-то протокольным, полным штампов и казенного пафоса. Но «Битва за Севастополь» – совсем не конвенциональное кино, в нем нет никакой «победительности», никаких «спасибо деду за победу» и «можем повторить». Это кино не о доблести и славе и не о мощи советского оружия, оно — о людях и о любви, о том, как на войне остаться человеком, как на войне остаться женщиной. Людмила в блистательном исполнении Юлии Пересильд теряет в военной мясорубке любимых и почти теряет саму себя, но оказывается не сломлена (альтернативное название «Несокрушимая» подходит этому фильму намного больше). «Битва за Севастополь» напоминает, о том, о чем и в наше время ни в коем случае не стоит забывать: война — не повод для гордости и бахвальства, она калечит судьбы и забирает жизни.
Фаворитка (2018)
Этот фильм был выпущен на экраны совсем недавно и боролся за «Оскары» на последней церемонии, но, если действие предыдущих четырех картин происходит в XX веке, то здесь — намного раньше. Начало XVIII века, царствование английской королевы Анны, последней из династии Стюартов. В центре событий — ее двор, точнее — две ее придворные, подруга детских лет Анны Сара Черчилль, герцогиня Мальборо, и юная кузина Сары, дочь промотавшегося отца Абигейл Мэшэм. Две женщины не останавливаются ни перед чем в борьбе за внимание и фавор бездетной, больной и глубоко несчастной королевы.
«Фаворитка» отличается от других фильмов в этом списке не только годом выхода и временем действия, но еще и тем, что здесь целых три равнозначных героини (пусть даже исполнившие их роли актрисы номинировались на «Оскар» в разных категориях), и все три — не слишком симпатичны. Авторы сценария и грек Лантимос, поставивший картину, далеки от идеализации своих персонажей. Королева Анна здесь похожа на барсука, временами по-детски трогательная, но чаще — вздорная и раздражающая. Сара и Абигейл — и вовсе коварные и беспринципные интриганки, и только ближе к финалу становится ясно, кто из них хуже. Причина, по которой именно «Фаворитка» завершает данную подборку состоит в том, что это уникальная (как для XVIII века, так и для современности) ситуация, о которой рассказывает фильм. На экране — торжество woman power, женщины и только женщины, какими бы порой несовершенными они ни были, правят здесь бал, принимают решения и совершают поступки. Мужчинам же отведена роль наблюдателей и статистов, не более того.
Эксперт:
Фото: кадры из кинофильмов