Социальные сети множатся роликами, где поколение Z пародирует юмор своих предшественников в саркастической форме или, по крайней мере, пытается его понять. В это же время миллениалы не могут вникнуть в ажиотаж вокруг Лабубу и мемы про Скибиди. Разбираемся, закономерное ли это явление и почему шутить на тему бывших и работы «24/7» стало стыдно.
Согласно теории поколений, миллениалами, или Generation Y, называют родившихся в период с 1981 по 1996. На эпоху их взросления выпало развитие интернета, дешевые ситкомы, троллфейс мемы и вирусные ролики на YouTube от блогеров-первопроходцев, еще только зарождающих эту деятельность.
Чувство юмора такого поколения базируется на сарказме, самоиронии и простых приколах с надписями в черной рамочке. Хотя большинство миллениалов по-прежнему вписывается в определение «молодежь», сейчас они ощущают себя по-иному. Именно поэтому от поколения Y исходят шутки про «старость», включая флер ностальгии по девяностым и началу 2000-х (читайте также: «Тренд на ностальгию: почему мы любим вспоминать и скучать»).
В отличие от своих предшественников, зумеры провели детство и юность с собственным телефоном в руке и бурно развивающимися социальными сетями. Время поколения Z — это эпоха многозадачности, клипового мышления и повышенного внимания к собственным ощущениям. Зависающие в TikTok и Shorts, они привыкли к быстро сменяющимся трендам, странным мемам и смешным видео, которые по большей части не несут смысловой нагрузки, а просто иронизируют над ситуацией или максимально абсурдно обыгрывают тему.
Что высмеивают зумеры в юморе миллениалов? «Под раздачу» попали, прежде всего, шутки про печеньки, «кофе, которое течет по венам» и винишко. Не уступают по количеству пародий и шутки про Гарри Поттера, ситкомы наподобие сериала «Друзья» и отсылки к популярным в 2000-е рок-группам и рэп-исполнителям.
Поколение Z не устраивают и типичные для миллениалов выражения из мемов наподобие «это фиаско, братан», «узбагойся» и «ты втираешь мне какую-то дичь». Зумеры не видят ничего смешного в максимально простых шутках типа «ой, за тобой полиция едет» или «чай — всегда хорошая идея, но и винишко — неплохая», и их можно понять. Эпоха сменяется, и это нормально, когда юмор устаревает (читайте также: «Новый русский: 23 слова, чтобы понять зумера»).
Однако чем объясняется особенность именно зумерского отношения к тому, над чем смеялись их предшественники? Главная причина такого пренебрежения к миллениаловскому юмору — кардинальное различие в культурном коде.
Для зумеров, на время которых пришлось развитие эпохи информационного общества, юмор прошлого поколения кажется чересчур очевидным, прямолинейным и максимально обыденным. В это же время приколы поколения Z абстрактны, парадоксальны и не всегда наделены смыслом, что и делает их, по мнению зумеров, особенно смешными.
Вторая причина — формат все решает.
Если миллениалы предпочитают длинные видео, музыкальные пародии, комедийные шоу, то клиповое мышление следующего поколения заставляет его интересоваться динамичными и короткими роликами, с которых можно легко рассмеяться и не искать в них скрытые отсылки.
Именно поэтому зумеры считают миллениалов медленными — в сети часто можно увидеть шутки про то, что перед съемкой миллениалы обязательно выдерживают долгую паузу (millennial pause), а переходы в их клипах более заметны.
Наконец, большое значение имеют различия в отношении к себе и другим.
Если миллениалы — настоящие трудоголики, которые привыкли перерабатывать и выполнять обязанности в ущерб себе, то зумеры относятся к себе с наибольшим вниманием.
Если пошутить перед представителем этого поколения про сурового начальника, «офисный планктон» или непрерывную деятельность, то наиболее вероятно, что вместо улыбки в вас полетит неодобрение за то, что вы не бросаете такую работу (читайте также: «Карьерный кэтфишинг — новый тренд: почему люди отказываются от работы, как только устроились»). Зумеры выбирают комфортные условия, окружая себя безопасностью и ограниченным кругом общения. Именно поэтому в их юморе меньше сплетен, меньше шуток про «бывших».
Поколение Z уделяет внимание здоровью и осознанности. Шутки в духе «я не я без кофе» и «у меня есть винишко» для них звучат как отторжение — на смену таким «неполезным» напиткам давно пришла матча. Они уже не шутят про возможные психологические проблемы, а действительно пытаются их обнаружить и вылечить.
Также в голове у поколения Z твердо сидит мысль о своей значимости и самоуважении, поэтому намеки на неудовлетворенность собой и принижение своих заслуг, которые читаются в юморе миллениалов, им попросту непонятны.
Тенденция на «пристыжение» поколения конца прошлого века ярка и актуальна, однако ее можно предотвратить, если разобраться в общих чертах, которыми обладает юмор миллениалов и зумеров. Несмотря на такие кардинальные различия, оба поколения расположены близко друг к другу и любят посмеяться — пусть и шутки у них различаются.
Также можно отметить, что юмор для зумеров и миллениалов — прежде всего способ борьбы с тревогой, стрессом, неопределенностью и нестабильностью мира.
Смена комического стиля — естественный процесс, который происходит из эпохи в эпоху. Если воспринимать смех как что-то, что является не разъединяющим фактором, а связующей нитью поколений, то можно расширить свои границы и научиться уважать друг друга, несмотря на возраст.
Фото: социальные сети frmninetyfour