«Моему сыну почти два года, но он все еще плохо произносит элементарные слова „мама“, „собака“, общается на уровне звукоподражания. Хотя мне кажется, я с ним достаточно много общаюсь, пробую делать разные упражнения. Не понимаю, нормально ли это и стоит ли уже сейчас обращаться к дефектологу или к какому-либо другому специалисту?»

Юлия, 29 лет

Ответ эксперта:

Действительно, в среднем речь должна появиться к двухлетнему возрасту. Но вместе с этим нужно обращать внимание на качество этой речи. В двухлетнем возрасте абсолютно допустим маленький словарный запас: редкий ребенок в два года строит полноценные предложения и имеет в активном словаре больше 20 слов. 

Хорошим показателем будет, если вы понимаете речь своего ребенка, если он знает и показывает части тела, предметы быта, игрушки, животных и может их озвучить (например, корова — «му» или «кова», кошка — «мяу», собака — «гав/ав», машина — «би-би» и т.д.), говорит простейшие фразы из двух слов: «мама дай/на», «мама иди», пусть и произнося все это искаженно. Поэтому не пугайтесь, если слышите от ребенка лишь подобные «изречения».

Задуматься же о том, нет ли у малыша проблем с развитием речи, следует в случае, если ребенок:

  • не пытается повторять за вами слова;

  • не понимает обращенную к нему речь и не пытается обратиться к вам; 

  • не выполняет инструкции;

  • не может звукоподражать животным; 

  • не показывает части тела;

  • не использует указательный жест;

  • испытывает трудности при общении с детьми (проявляет стойкое нежелание общаться, другие дети вызывают у него плач, крик или даже агрессию).

Вместе с этим, как правило, понять, насколько серьезна ситуация, помогают дополнительные вопросы родителям — обычно я спрашиваю: «Как вы? Как вы себя чувствуете? В каком вы настроении?». Дети очень четко ощущают неблагополучие мамы. Я прошу рассказать, как прошла беременность, роды, болел ли ребенок и как часто. Эти и многие другие детали помогают при первом обращении нащупать примерные корни возникшей у ребенка проблемы (читайте также: Три главных признака того, что ваш ребенок вырастет счастливым).

Важно помнить: за развитием речи ребенка нужно наблюдать с самого раннего возраста. Например, согласно данным пользователей «Бебидейки», ребенок должен:

  • гулить в ответ на звуки в 5 месяцев;

  • лепетать в 5 месяцев;

  • произносить первые упрощенные слова («кис-кис», «ав-ав») в 11 месяцев;

  • называть членов семьи («мама», «папа», «баба», «деда») в 11,8 месяцев;

  • произносить 6-10 облегченных слов и пробовать повторять новые слова в 12 месяцев.

Эти данные собраны на основе более чем 40 000 отметок родителей и подтверждают статистические нормы, на которые опираются врачи при оценке развития ребенка. 

Если ваш ребенок не прогрессировал в своем развитии речи в соответствии с этими показателями, лучше подойти к ситуации без иллюзий: если ваш малыш совсем не говорит в два года, значит, у него есть определенная проблема, которую необходимо решить. Верить в сказки из серии «заговорил в пять лет и стал президентом» — это только упускать время реабилитации. Важно помнить, что бездействие и неправильная реабилитация могут привести к тому, что их последствия уже будет невозможно компенсировать. Мозг наиболее пластичен до 6-7 лет. Если выявить проблемы речевого развития в 2-2,5 года, то шанс компенсировать его трудности очень высокий, а если в 4-5 лет — то можно только улучшить его состояние, а не максимально восстановить как при раннем обращении.

Есть случаи, которые мы называем «а вот ребенок нашего соседа в 3,5 заговорил, и у него все хорошо». Когда дети самостоятельно, без коррекции, начинают говорить с трех лет и позже — это так называемые «компенсированные дети». Как же это произошло? Существует несколько причин. Первая — мозговая дисфункция была небольшая. Решилась проблема, поскольку мозг смог сам наладить функцию речевой зоны. Вторая — педагогическая: запущенность или невроз ребенка. Ребенок попал в благоприятную речевую среду, например, пошел в детский сад, в котором были спокойные и доброжелательные воспитатели, они говорили с ним, играли в игры. Появились друзья, с которыми надо разговаривать, чтобы строить коммуникацию. И вместе с этим исключен фактор неблагополучной семьи. 

Однако без правильной коррекции к семи годам, когда эти дети приходят в школу, в большинстве случаев они приобретают дисграфию и дислексию — нарушение процессов восприятия чтения и письма.

Многие родители спрашивают, почему же так произошло, почему мой ребенок не говорит? Причин речевых нарушений может быть множество. Чтобы их понять, нужно пройти нейрофизиологический путь устной речи. 

Сначала появляется внешний раздражитель: речь или звук, затем он поступает в орган слуха, далее в центр Вернике (центр восприятия речи), далее опустим очень сложную систему нейрофизиологических коммуникаций в головном мозге и перейдем к центру Брока (центру моторной речи), который и отправляет сигналы артикуляционному аппарату: сложить губы, зубы и язык в определенную конфигурацию и выдать звук. На каждом из этих этапов может что-то пойти не так, и это замедлит процесс формирования речи (читайте также: Влияет на будущее: как общаться с ребенком до года (и почему это важно)).

Выделяются две группы причин задержки речевого развития

Социальные причины:

  • Родители не заинтересованы в речи ребенка. У него просто нет необходимости говорить, родители предугадывают желания малыша, лишь бы не кричал;

  • Мама и папа не проводят достаточно времени вместе с ребенком, мало с ним разговаривают, часто оставляют наедине с телевизором или телефоном, занимаясь своими делами;

  • Свершумное окружение, семья, в которой привыкли много и громко говорить, где много детей и родственников, ежедневно находящихся рядом. Все громко и много разговаривают, постоянно какой-то шум, гам, тем самым мешая ребенку концентрироваться на отдельных звуках, спокойном голосе мамы;

  • Упрощенная речь, «сюсюканье», речевые нарушения родителей (заикание, нечеткое произношение);

  • Билингвы (двуязычие в семье) могут некоторое время путать слова, на этом фоне может быть небольшое отставание в развитии речи;

  • Отсутствие положительно эмоциональных контактов, недостаток ласковых слов, негативные интонации и психические травмы — переживания из-за долгого отсутствия мамы или папы (важных людей в жизни ребенка), испуг.

Физиологические причины:

  • Недоношенность, внутриутробная патология, родовые травмы, гипоксия, проблемы при беременности или родах;

  • Нарушение обмена веществ, нервно-психические заболевания;

  • Сложное течение вирусных заболеваний до года.

Как помочь ребенку заговорить?

  1. Самое простое — любить своего ребенка, говорить с ним ласково, использовать живую и заинтересованную интонацию. Детям недостаточно просто слышать звуки, например, мультики по телевизору или на телефоне. Им необходимо прямое общение со взрослым, выстраивание диалогов, пусть даже не всегда с ответом со стороны ребенка, проигрывание сказок с игрушками, задействование пальчиковых кукол и музыкальных сказок.

  2. Обращать внимание на свою речь, не использовать «малышОвский» язык, четко произносить слова и просьбы.

  3. Побуждать к ответу, а не делать вид, что не понимаете просьбу малыша — это может спровоцировать плач, истерики, нежелательное поведение. Провоцировать речь вопросами, четко проговаривать то, что он показывает. Например, ребенок показывает на часы и говорит «Тик-тик», а вы ему отвечаете «Да, это часы». Или показывает на машину и говорит «Би», вы ему отвечаете «Правильно, это машина».

  4. Поскорее отучайте от соски. Длительно сосать соску нельзя, желательно в один год уже отказаться от нее, это замедляет естественное развитие артикуляционного аппарата. После года начинайте приучать к кружке (в первое время можно к поильнику).

  5. Провоцируйте речевое общение с другими детьми, это будет дополнительная мотивация для вашего ребенка использовать речь.

  6. Развивайте как мелкую моторику рук, так и общую моторику движений и ловкости. 

Если вас очень беспокоит этот вопрос, лучше обратиться за консультацией к дефектологу, логопеду, нейропсихологу, которые определят состояние интеллекта, речи и помогут разработать развивающую программу, основанную на индивидуальных особенностях именно вашего ребенка. Также важно удостовериться, что ребенок слышит — иногда речь не формируется только потому, что он не слышит. Обычно аудиотест проводят еще в роддоме, но потеря или снижение слуха может быть и после перенесенного заболевания (читайте также: Вредите ребенку: 7 фраз родителей, из-за которых у детей появляются проблемы с пищевым поведением — не говорите их).

Евгения Филонова
Евгения Филонова

Дефектолог, специалист по интеллектуальному развитию, эксперт приложения «Бебидейка»

Фото: Shutterstock