«Секс в большом городе»: за что мы благодарны героиням (и чему у них не стоит учиться)

В этом мы разбирались вместе с психологом и психотерапевтом Татой Феодориди.

Кэрри Брэдшоу

«Секс в большом городе»: за что мы благодарны героиням (и чему у них не стоит учиться)
«Секс в большом городе»: за что мы благодарны героиням (и чему у них не стоит учиться)

Портрет Кэрри неоднозначен. У нее нет ярких отличительных качеств, но в этом и прелесть. В ней есть понемногу от всех подруг, и многие зрительницы могут идентифицировать себя с ней и сопереживать.

Инфантильна, не умеет управлять деньгами и живет не по средствам. Отрицает реальность, поддается эмоциям, а потом очень об этом жалеет, но при этом не учится на своих ошибках. Задорно шагает по жизни в дорогущих туфлях, игриво поправляя свои кудрявые волосы и закуривая очередную «последнюю» сигарету.

Созависимость. Все отношения Кэрри, как личности себя не уважающей, строятся на созависимости. А созависимость сильно определяет то, как человек живет. Ее чувство ненужности — центральный триггер. Добавим капельку  мазохизма и получим, что Кэрри на инстинктивном уровне двигается за счет тех, кто сделает ей больно. Самая большая любовь случается у нее с тем, кто доставляет максимальные страдания.

«Секс в большом городе»: за что мы благодарны героиням (и чему у них не стоит учиться)

Она пытается заставить мужчину полюбить себя, что скорее всего является переносом детско-родительских отношений. Девочка Кэрри ждет принца и верит в счастливый конец, который станет наградой за все страдания (читайте также: «Не нарушай мое личное пространство: когда стало модным «душить любовью“»).

Эгоизм. Кэрри достаточно эгоистичный персонаж. Ее мало интересуют проблемы подруг. Она частенько опаздывает и забывается в разговорах о себе.

Импульсивность и эмоциональность Кэрри притягивает мужчин. Героиня жадно любит жить, обладает отменным чувством юмора и оптимизмом. Ее игривость и озорной характер не оставят никого равнодушным. Чаще всего она знает, как надо, но редко своему знанию следует.

Шарлотта Йорк

«Секс в большом городе»: за что мы благодарны героиням (и чему у них не стоит учиться)
«Секс в большом городе»: за что мы благодарны героиням (и чему у них не стоит учиться)

Шарлотта усердно выстраивает розовые замки и грезит замужеством по любви. Воспитанная девочка из консервативной семьи, которая так искренне и «по-девочковому» верит в любовь, уверена в том, что каждый новый мужчина — тот самый. И если в случае с Кэрри мы можем додумать тщетные попытки завоевать любовь мамы и папы, то здесь мы видим любимого ребенка, папину принцессу.

Инфантильна, чересчур наивна и очень воспитана. Очень требовательна в отношениях, консервативна и предвзята во взглядах. Женственно и аккуратно запрокидывает бокал «космополитена» и не поддерживает разговоры подруг о «грязных» похождениях: вдруг за углом подслушивает принц. Шарлотта — воплощение той самой «классической» женственности и нежности.

Требовательность. Излишняя требовательность и оценочное отношение ко всему и всем формируют эгоизм и чувство превосходства. «Правильное» воспитание в конечном итоге приводит к узкому кругозору и не позволяет получить новый опыт, который имел бы место быть.

«Секс в большом городе»: за что мы благодарны героиням (и чему у них не стоит учиться)

Синдром отличницы. Идеально или никак — девиз Шарлотты. Она вечно стремится к идеалу, но как итог — разочаровывается. Как следствие, мы видим героиню, желающую получить жизнь с картинки, отрицающую все, что не вписывается в рамки ее идеалов, зажатую в сексе и уверенную в том, что мужчина обязательно ее спасет (читайте также: «Синдром отличницы: почему навязанные обществом стандарты мешают карьере и личному счастью»).

Разрушенный замок и неидеальный принц. Но взглядам свойственно меняться, и Шарлотта нам это демонстрирует. Отношение героини к любви и счастью трансформируется. Первый брак принцесса заключает с принцем. Он очень хорош собой, идеально вписывается в образ Шарлотты по всем параметрам, но фактически она вышла замуж за идеального незнакомца. И только после развода Шарлотта переосмысливает свои ценности и больше не сокрушается о недостижимости идеала.

Второй брак. На месте принца — ничем не примечательный мужчина, обыкновенный юрист. И только с ним она раскрывается, и даже отрицательные черты трансформируются в положительные. Она видит в нем те самые ценные качества, которые она искала всю жизнь. Она больше не заперта в своем мире из правил. Теперь это сексуально раскрепощенная женщина, счастливая жена и мама. Изначально мы видим героиню как инфантильную, идеализирующую мужчин девочку,  но по мере развития сюжета Шарлотта становится зрелой, не теряя при этом свойственную ей веру в чудо.

Саманта Джонс

«Секс в большом городе»: за что мы благодарны героиням (и чему у них не стоит учиться)
«Секс в большом городе»: за что мы благодарны героиням (и чему у них не стоит учиться)

Саманта вызывает разную реакцию: от восторга до ненависти, но точно не равнодушие. Героиня живет как хочет и делает все, что хочет. Она нетерпелива, раскрепощена и сексуально активна, плюет на мнение окружающих и от души веселится и наслаждается жизнью. Но все эти качества гипертрофированы. Они скорее  для того, чтобы скрыть реальные чувства. Роковая соблазнительница боится близких отношений и не умеет доверять.

Страх. Уверенности Саманты можно позавидовать, но это прикрытие страхов. Уверенность в себе для нее — это возможность спрятаться от реальной чувствительности и слабости. Любви Саманта предпочитает многочисленные легкие связи, но однажды героиня понимает, что с мужчинами можно еще и разговаривать.

«Секс в большом городе»: за что мы благодарны героиням (и чему у них не стоит учиться)

Паранойя. Навязчивая мысль героини о том, что она стареет и теряет презентабельный вид превращается в паранойю. Попытка создать иллюзию превосходства над мужчинами посредством неконтролируемых интимных связей, словно сильнодействующие препараты, которые лишь на время маскируют боль, но не справляются с причиной. В корне меняет свое отношение к себе героиня после того, как прозвучал приговор от врача — рак груди. Вот тогда Саманта убеждается в собственной ценности не только как сексуального объекта (читайте также: «Культ вечной молодости: почему мы боимся стареть»).

Саманта умеет получать удовольствие от жизни и не зависеть от мнения окружающих, она смелая и решительная. Несмотря на все свои страхи героиня не принимает позицию жертвы. Она строит свою жизнь подальше от боли и разочарований, но назвать ее несчастной или измученной нельзя.

Миранда Хоббс

«Секс в большом городе»: за что мы благодарны героиням (и чему у них не стоит учиться)
«Секс в большом городе»: за что мы благодарны героиням (и чему у них не стоит учиться)

Эта героиня — циник и закомплексованная девочка одновременно. Она чувствует себя спокойно, только когда полностью контролирует ситуацию. Миранда закрытая и недоверчивая, особенно это проявляется в отношениях с мужчинами. Ей сложно понять их и, как следствие,  она испытывает неприязнь.

Самодостаточность. Миранда все время уделяет работе. У нее сложились определенные требования к мужчине и отношения с барменом, несмотря на чувства, кажутся ей невозможными. Женщины такого типа редко заводят семью, а дети для них — страшный сон. Установка быть самодостаточной и независимой приходит из детства, когда девочка отвергнута отцом, а мама становится единственной опорой. Девочка растет, наблюдая как мама старается сделать все для их благополучия, развивая чувство неприязни к мужчинам. Она закрывается от них, прячет свою сексуальность. Защищается образом «самостоятельной и независимой», однако боится остаться одной (читайте также: «Что такое „синдром отчуждения родителя“ и к чему это может привести»).

«Свой в доску» парень, не поддающийся рациональности Миранды, — путь героини к тому, чтобы избавиться от излишней требовательности и открыться.

«Секс в большом городе»: за что мы благодарны героиням (и чему у них не стоит учиться)

Рациональность. Миранда сторонница разума, а не чувств. Все, что кажется ей нерациональным, заведомо ложно и не несет никакой ценности в жизни. Она страдает от недостатка любви, но любовь слишком нерациональна в ее понимании, чтобы себе эти чувства позволить. Такая целесообразность — домик героини, в который она прячется от боли и тревог. И это  неизбежно приведет ее к одиночеству, а для преодоления стены между ней и любимым (которую она сама так усердно строила) потребуется много времени.

Зато она, пожалуй, единственный голос здравого смысла среди подруг. Она справится со всеми своими проблемами, достойно сможет преодолеть все трудности и растает, обнажив свою женственность и слабость.

Важные уроки, что преподали нам героини

«Секс в большом городе»: за что мы благодарны героиням (и чему у них не стоит учиться)

Одиночество — не порок. Героини неоднократно доказывают нам важность себя как личности, потому что вырастить здоровую личность возможно только в одиночестве без попыток самоутвердиться за мужской счет.

Нужно уметь посмеяться над собой. Героини обладают отличным чувством юмора, благодаря чему многие проблемы становятся не такими серьезными. Да и любые трудности под «космополитен» и шутки подружек становится решаемы.

Нет идеалам. Идеальные, на первый взгляд, отношения зачастую скрывают совсем не «киношную» картинку. Самый идеальный мужчина может стать вашим худшим опытом, а, казалось бы, нерациональный выбор — сделать счастливой.

«Секс в большом городе»: за что мы благодарны героиням (и чему у них не стоит учиться)

Принимайте неудачи как ценный опыт. Любой ваш промах добавляйте в копилку опыта, благодаря которому вы вырастили себя как личность, и с гордо поднятой головой двигайтесь дальше.

Не бойтесь раскрываться. Велика опасность быть непонятой, но иначе не найти «своего» по духу человека, а главное — не получить наслаждение от самого процесса жизни.

Тата Феодориди
Тата Феодориди

Психолог и психотерапевт.

Фото: кадры из сериала и фильмов «Секс в большом городе»