Уничтожают изнутри: 4 вида самокритики, которые портят вам жизнь (а вы не замечали)

Правильная самокритика может служить мощным стимулом для личностного и профессионального роста. Однако когда она переходит границы и становится излишне жестокой, это может значительно затруднить жизнь и процесс развития в целом. От нереалистичных ожиданий до сравнения своих успехов с успехами других — эти виды самокритики могут не только замедлить развитие человека, но и полностью подорвать мотивацию и уверенность в себе.

Мы решили побеседовать с клиническим психологом Евгением Стеганцовым и разобрать четыре основных вида самокритики. Эксперт рассказал о стратегиях, которые помогут справиться с этими внутренними препятствиями, делая обучающий или развивающий процесс более продуктивным и менее стрессовым.

Сравнение с другими

Сравнение себя с другими — это естественная человеческая тенденция, однако когда дело касается обучения и личностного развития, оно может иметь негативные последствия. Сравнение своего прогресса с достижениями других часто приводит к нереалистичным ожиданиям и излишнему стрессу.

Как это влияет на мотивацию и самооценку? Рассмотрим данный вид самокритики на примере изучения английского языка. Ученики часто говорят о негативном опыте самостоятельного обучения. Когда учащиеся наблюдают за успехами своих сверстников, которые, кажется, осваивают язык быстрее или эффективнее, они могут начать сомневаться в собственных способностях. Это может привести к мыслям, что они недостаточно умны или талантливы, что, в свою очередь, снижает мотивацию и ухудшает общее восприятие обучения. Такая самокритика создает внутренний барьер, который мешает эффективному обучению и прогрессу (читайте также: 5 вещей, на которые никогда не обратит внимание уверенная в себе женщина).

Уничтожают изнутри: 4 вида самокритики, которые портят вам жизнь (а вы не замечали)

Нереалистичные ожидания

Любой успех требует времени и постоянства. Установление нереалистичных целей или ожиданий может привести к чувству разочарования и ухудшению мотивации. Когда человек ожидает от себя быстрого освоения какого-то навыка, например, достижения свободного владения языком за несколько месяцев, он подвергает себя риску глубокого разочарования, когда эти ожидания не оправдываются. 

Важно устанавливать реалистичные и достижимые цели. Это помогает поддерживать мотивацию и предотвращает чувство разочарования, которое может возникнуть, когда ваши ожидания не соответствуют реальности. Признание того, что обучение и освоение нового навыка — это постепенный процесс, помогает сохранять позитивный настрой и способствует более эффективному и удовлетворительному обучению (читайте также: 10 книг для тех, кому не хватает мотивации и дисциплины).

Фокус на недостатках

Когда фокус перемещается с успехов и прогресса на ограничения и ошибки, это может привести к снижению уверенности в себе и ухудшению всех жизненных процессов. Постоянное размышление о своих недостатках ведет к тому, что человек начинает видеть себя исключительно в контексте своих ошибок или того, чего он еще не достиг. Личность теряет видение общей картины и становятся менее склонной к риску, что необходимо для практики и улучшения навыков.

Когда человек постоянно фокусируется на своих недостатках, он может чувствовать повышенный уровень стресса и тревоги. Чтобы преодолеть этот вид самокритики, важно научиться признавать и ценить свои достижения, а также понимать, что ошибки являются естественной и важной частью процесса обучения. Вместо того чтобы фокусироваться на том, что пока не удается, лучше сосредоточиться на прогрессе и уроках, извлеченных из этих ошибок (читайте также: Самозванцы: почему успешные люди часто чувствуют себя неудачниками).

Стремление к совершенству

Суть проблемы заключается в установке недостижимых стандартов. Стремление к совершенству может также вести к чрезмерной самокритике и самосаботажу, когда достигнутые успехи и прогресс игнорируются или недооцениваются из-за малейших недостатков. В таких случаях важно переосмыслить свои ожидания и признать, что совершенство — не есть цель обучения.

Людям полезно сосредоточиться на своем прогрессе и понимать, что каждый шаг вперед, независимо от его размера, является важным вкладом в их развитие. Как отмечает Евгений, уменьшение давления на себя и принятие процесса обучения со всеми его особенностями способствует более здоровому и продуктивному пути изучения нового знания или навыка.

Подводя итоги, можно сказать, что самокритика — это двухсторонний меч. Умеренная самокритика может стимулировать рост и развитие, тогда как чрезмерная может стать серьезным препятствием на пути к успеху. Важно найти золотую середину, где самокритика служит конструктивной цели, а не подрывает уверенность и мотивацию (читайте также: 6 «полезных» привычек которые на самом деле вредят вам).

Уничтожают изнутри: 4 вида самокритики, которые портят вам жизнь (а вы не замечали)

Несколько советов по здоровому подходу к самооценке:

Установите реалистичные цели. Учтите свой текущий уровень и обстоятельства, чтобы установить достижимые цели. Это поможет избежать разочарования из-за нереалистичных ожиданий.

Относитесь к ошибкам как к учебному процессу. Ошибки — неизбежная и важная часть обучения. Воспринимайте их как возможность учиться, а не как признак неудачи.

Празднуйте маленькие успехи. Цените свой прогресс, даже если он кажется незначительным. Каждый шаг вперед — это движение к вашей цели.

Сравнивайте себя только с собой. Вместо того, чтобы сравнивать свой прогресс с достижениями других, сравнивайте то, где вы сейчас, с тем, где вы были вчера или месяц назад.

Будьте терпеливы и настойчивы. Помните, что любое обучение — это марафон, а не спринт. Терпение и постоянство — ключи к успеху.

Ищите поддержку и обратную связь. Не бойтесь просить о помощи или совета у близких и авторитетных для вас людей. Конструктивная обратная связь может быть очень полезной.

Сохраняйте положительное отношение к ситуации. Поддерживайте оптимистичный настрой и верьте в свои способности. Положительный взгляд на обучение может значительно улучшить ваш опыт. Сбалансированная самокритика и здоровая самооценка — ключевые элементы успешного развития и обучения. Помните, что каждый человек уникален, и ваш путь к овладению новым навыком или знанием тоже будет уникальным. Принятие этого может сделать ваше обучение более приятным и эффективным.

Евгений Стеганцов
Евгений Стеганцов

Клинический психолог, учитель английского языка, автор образовательного проекта по изучению английского языка «STEGMAX»

Личный сайт

Фото: Shutterstock