На примере других людей мы можем видеть, как создают альтер-эго актеры. Каждая роль — отдельный образ с присущими ему чувствами и поступками. И от того, насколько хорошо у него это получается, мы словно Станиславский говорим: «Верю! / Не верю!».
По просьбе Marie Claire практикующий психолог и член Федерации психологов-консультантов России Жанна Воеводина объяснила как создать свое альтер-эго, и зачем это делать.
Магия альтер-эго
Представьте себе девушку, сидящую напротив зеркала. В ее руках косметичка. Куда она собирается? Утром на работу, или сейчас вечер, и она пойдет на свидание? Три секунды на выбор, и в отражении появится либо серьезная офисная сотрудница, либо smokey eyes превратят ее в ту саму роковую красотку (читайте также: «Офисная сирена: как повторить самый чарующий тренд этого года — 20 бесподобных идей»).
В это же время в соседнем доме молодой человек готовится к будущему собеседованию. Он выбирает свою «волшебную» рубашку с высоким стоячим воротником, надевая которую он словно меняется. Да, теперь в отражении зеркала «Бонд. Джеймс Бонд».
Или вечером у входа в клуб две подруги пьют шампанское, чтобы где-то внутри проснулась она — Шальная Императрица.
В зависимости от того, через призму какой психологической школы смотреть на эти преображения, каждую такую роль могут назвать: альтер-эго, субличность, единица сознания, архетип, образ Я или ролевая модель (роль). Но у всех этих преображений будет одно общее в описании — это альтернативная личность человека, от лица которой он может действовать в определенных обстоятельствах.
Переключения между альтер-эго всегда сопровождаются закономерностью: включением других чувств и ощущений в теле + других убеждений (было нельзя, стало можно или наоборот) + способностью начать что-то делать по-новому или перестать делать по-старому.
Сколько всего альтер-эго у человека?
В психологии принято считать, что у каждого взрослого человека в норме активных 7 (+/- 2) уже сложившихся активных альтер-эго. И это количество — предел. Когда мы формируем новое альтер-эго, какое-то из старых должно уйти или трансформироваться во что-то новое. И если вы не выберете сами какое отжило себя, то бессознательное сделает это за вас на свое усмотрение. И за основу, в оценке для выбора, наше бессознательное берет не новое действие, а знакомую безопасность.
При этом очень важный нюанс — одно из наших альтер-эго всегда будет основным, ведущим. Оно будет проявляться во всех ситуациях. Ведущее альтер-эго будет включаться на то что с нами происходит, через свои, характерные только для него ассоциации. И как следствие, от этого будут зависеть чувства, мимика, действия.
Чем сильнее рассинхрон между убеждениями по которым живут созданные альтер-эго, тем болезненнее будут ощущаться переключения. Как в примере с ситуативными переключениями, которые многим знакомы.
Зачем создавать свое альтер-эго?
Альтер-эго создаются нашим мозгом, чтобы быстрее переключаться между ролями. И их основная задача — сохранить нашу психику, чтобы мы не сошли с ума. Потому что «дочь своей мамы/своего отца» или «мама двоих детей» не может позволить себе безрассудные поступки, в то время как будуар Шальной Императрицы открыт для экспериментов.
Любящая мама не может ненавидеть своих детей и орать на них трехступенчатым, а вот «проснувшаяся Мегера» может.
Пример созданного и очень сильного альтер-эго мы можем увидеть у Джонни Деппа. После «Пиратов Карибского моря» его Джек Воробей ярко считывался в следующих его работах. Он ярко проявлялся там, где по сценарию у героя нужно было показать бунтарство, чувство побуждающее к нарушению правил или дерзкий поступок.
Джонни пришлось проделать большую работу над собой, чтобы в дальнейшем уйти от этого образа, пересобрать его.
Или давайте возьмем обычную девушку Машу, которая в детстве сформировала альтер-эго, которое обеспечивало ей комплименты, похвалу и даже конфеты. Это альтер-эго будет называться «хорошая девочка». Бо́льшую часть жизни оно обеспечивало ей безопасность, спокойствие и плюшки (читайте также: «Синдром отличницы: почему навязанные обществом стандарты мешают карьере и личному счастью»).
Но во взрослой жизни эта роль вдруг стала ей обеспечивать сверхурочную нагрузку на работе (потому что не может возразить/сказать «Нет»); мужа на диване (не умеет говорить «Мне не нравится»); страх проявляться/сцены (не имеет права ошибаться. Промолчит — сойдет за умную).
В России технология создания альтер-эго (подробно описанный метод) существует с 1923 года. Автор этого метода театральный режиссер и актер Константин Станиславский. За последние 10 лет психологи увидели практическую ценность этой технологии в обычной жизни и научились внедрять ее в свою практику, чтобы помогать клиентам в формировании новых альтер-эго. Или как минимум трансформировать старые, сохраняя только полезное и экологичное.
Так, на основе «хорошей девочки» можно создать «взрослую». Не убирать полностью, так как в ее опыте есть очень много полезных навыков. И один из самых важных — определять настроение мамы/папы и тем самым выбирать правильный момент для действия или просьбы. И именно этот навык поможет ей поймать момент, когда у директора нужно попросить поднять ей зарплату. Не запрещать ей незнание, а вспомнить, как она правильно подготавливалась к уроку, поднимала руку в нужный день, и так далее.
Создавать альтер-эго самостоятельно возможно, если в опыте нет травм насилия.
Ключевые два пункта, обязательные для подготовки к созданию альтер-эго:
Осознание дефицита ресурса для достижения цели или из ситуации «как есть сейчас — не нравится». Недостающим ресурсом могут быть не только деньги, но и время (поиск свободного), навык нового действия, другого чувства или интереса, других правил. И этот дефицит не из категории в общем, а применимо только к конкретной ситуации или в коммуникации с человеком определенных качеств/статуса.
Важный вопрос к себе: «Та ли я сейчас, которая может?» Отвечать на вопрос нужно письменно.
Ответы на эти два пункта понадобятся вне зависимости от того, по какой методике будет проходить моделирование. Именно с этих вопросов начнет сбор анамнеза психолог, если вы решите воспользоваться помощью извне.
Примеры конфликтов старых и новых альтер-эго
Вы уверенно водите автомобиль и у вас нет проблем припарковаться. Но стоит заметить, как за вами наблюдает отец, брат или таксист — вы паркуетесь «как чайник».
Вы прекрасно готовите, ваше любимое блюдо получается всегда вкусным, но только не тогда, когда рядом мама, или шеф-повар. Ощущение, что все вылетает из рук. Подгорает даже там, где в принципе это невозможно.
Вы легко рассказываете байки из своей профессии и легко делитесь опытом. Лишь бы в компании не было коллеги или специалиста с бо́льшим опытом, чем у вас.
Общего во всех этих случаях то, что вы попытаетесь начать контролировать ситуацию. Это порождает условия, при которых наше внимание не там, где должно быть. А внешне можно увидеть этот эффект через постоянное поглядывание в сторону другого. Попытки отловить взгляд в ожидании одобрения. Поэтому сознание будет брать знания, движения и самоощущения не с «одной полки», а отовсюду, откуда «падает».
Именно этот хаос и является причиной изменения конечного результата или такими неприятными ощущениями в процессе (читайте также: «6 вопросов, которые нужно задать себе, если хочешь начать все с нуля»).
4 ситуации, в которых альтер-эго вам поможет
При изучении иностранного языка
Если уже много лет и денег потрачено на изучение иностранного языка, «а воз и ныне там». По статистике достаточно заменить чувство смущения или стыда на спокойствие или смелость. В отдельных случаях возможно поменять убеждение «У меня плохая память» на «Быстро — это медленно, но без остановки». Это конечно не поможет написать диссертацию на иностранном языке, но говорить и поддержать беседу вы точно начнете очень быстро.
При рождении ребенка
Здесь важно сформировать роль «Мамы». Если не делать это осознанно, то это альтер-эго формируется самостоятельно только к третьему ребенку. Да, есть исключения, у кого-то это получается автоматически и с первого раза. Но чаще всего, если пустить на самотек, бессознательное в качестве основы возьмет одно из последних. Поэтому ломаются отношения супругов или уходит профессионализм в работе (вместо этих альтер-эго сформируется новое). Самые старые, сформированные еще в детстве и совсем не нужные сейчас ролевые модели, бессознательно считаются самыми надежными (потому что они обеспечили выживание и развитие до настоящего момента).
Когда нужно выйти на сцену
А пристальное внимание других автоматически включает дрожание голоса, ноги становятся ватными и весь текст улетает из головы. Можно создать альтер-эго, которое вместо блокирующего страха будет ощущать бодрящее волнение. Для этого достаточно внести изменения в область самопредставления о себе: «Ты имеешь право говорить, даже если тебя слушает тот, кто знает больше чем ты». Это же изменение помогает не только на сцене, но и когда нужно высказать свое мнение перед авторитетным человеком (руководителем или одним из родителей).
Когда нужно вернуть себе право голоса
Альтер-эго можно создавать ситуативно, на короткий промежуток времени. Многим из нас такое знакомо по ощущениям во время путешествий: приятное чувство уверенности и даже смелости, детский восторг и любопытство, открытость к новому опыту. В таких ситуациях оно будет безымянным. Но если нужно создать новое, как постоянную часть себя, то одним из обязательных условий будет имя. Дома я «Мама» и «Жена», на работе «Ирина Ивановна», а в путешествиях может появиться отдельное «Ирэн».
Примеры способов создания альтер-эго можно найти по запросу «техники моделирования поведения» и выбрать подходящий для себя вариант прочтения технологии. Сработает тот, который покажется вам самым простым. Или обратиться непосредственно к первоисточнику: К. Станиславский «Работа актера над собой».

Фото: кадры из фильма «Женщины!