«Я не знаю, чего хочу» — что с этим делать?

И, вроде бы, хочется новый дом, новую интересную работу, свой бизнес-проект… но нет, не очень хочется и не понятно, а чего же хочется и хочется ли вообще чего-то, а были ли вообще когда-то желания. Куда деваются желания и как их вернуть рассказала основатель центра психологии и коучинга «Мойпсихолог», магистр психологии Елена Бахметьева.

Удивительно, но это достаточно распространенное явление, когда взрослый человек сталкивается с осознанием, что не знает и не понимает, чего хочет, не слышит свои желания. «Просто делаю то, что нужно…», «плыву по течению…», «все уже достигла, нечего больше желать…», «да я даже не помню, чтоб вообще чего-то сама хотела, либо все уже было решено, выбор сделан, либо никакого выбора нет…», — так описывают свою жизнь люди, которые не слышат свои желания.

Все мы родом из детства

В психоанализе есть гипотеза, что психика человека формируется в течение первых 6 лет его жизни. И затем вся жизнь проходит по определенным паттернам поведения. Большое значение для формирования психики человека имеет ранний опыт взаимодействия с матерью или с замещающим ее объектом.

Важно, как мама ухаживала за малышом, как слышала и понимала его потребности, как реагировала на них. Благодаря тому, как мама понимает малыша, что с ним: ему хочется есть, ему холодно, некомфортно, сам малыш учится понимать себя — свои потребности. Насколько мама понимает эмоции малыша и может ему их отражать, настолько малыш учится понимать себя и свои эмоции, то, что с ним происходит. 

По мере взросления ребенка видоизменяется и роль родителей. Насколько родители слышали потребности и желания ребенка, было ли пространство для его желаний и реализации его желаний, настолько ребенок будет слышать себя, свои желания, свои потребности, понимать свои чувства. В детстве ребенок ожидает, что желания будут реализовываться сразу, молниеносно, и тут задача родителей — помочь ребенку встретиться с реальностью, с фрустрацией и осознанием, что не все желания реализуются и не всегда сразу. То есть плохи обе крайности: когда ребенка не слышат и не дают места его желаниям, и когда желания молниеносно удовлетворяются.

«Я не знаю, чего хочу» начинается еще в детстве

Когда родители решают за ребенка, что ему носить, что есть, с кем дружить и на какие кружки ходить, зачастую не учитывая интересы и желания ребенка. Зачастую родители делают за ребенка выбор, потому что и за них его делали. Так просто проще и удобнее, когда ребенок покладистый и с ним не надо договариваться, обсуждать, а просто выдавать готовое решение, что и как будет в жизни ребенка.

Ребенок подрастает, но родители это не учитывают и продолжают принимать за ребенка решения, сами того не замечая. Вполне возможно, что из лучших побуждений, чтобы оградить ребенка от разочарования, уберечь от своих ошибок, передать свой накопленный опыт. Так постепенно и уходят детские желания. Родители принимают решение, в каком институте будет учиться ребенок, какой профессией заниматься (семейной, той, которая сможет всегда прокормить, востребованной), часто со словами «ты сам не знаешь, чего хочешь». Конечно, уже не знает, подавлен навык слышать себя и давать пространство своим желаниям. И этот ребенок вырастает взрослым и уже не слышит своих желаний и не знает, чего хочет.

Родители могут помочь с выбором, но не делать его за ребенка. Да, ребенок может ошибаться, делать нерациональный выбор по мнению родителей, но это будет его выбор и его опыт. Можно поделиться с ребенком своим мнением, своей позицией, но не навязывать ее, не диктовать, что и как будет. Конечно же, на это нужно больше терпения, самообладания, больше времени, но оно того стоит. Самое главное — уважать ребенка, с уважением относиться к его желаниям, его выбору, его ошибкам, это не отменяет необходимого родительского контроля и участия родителей в жизни ребенка.  

Что делать, когда уже вырос и по-прежнему не понимаешь, кем станешь

«Я не знаю, чего хочу» — что с этим делать?

Какие твои желания и есть ли они вообще?

Нужно постараться услышать свои желания и потребности: что я буду есть на завтрак, в каком наряде сегодня пойду на работу. Научиться слышать себя и понять свои собственные желания — задача непростая, но выполнимая. Если вы обратили внимание на то, что нет желаний, то это уже начало.

Понаблюдайте за собой, что вам нравится, что не нравится, что хотелось, какие вообще были желания, что очень хотелось, а что так себе. Собирайте информацию о себе и своих желаниях, начиная с малого: что мне хочется на завтрак, в чем мне хочется пойти на обед, я хочу смотреть кино или пойти на ужин в ресторан, просто замечайте и отмечайте в моменте, чего вам хочется. Позвольте себе мечтать: что было бы, если… Этот навык нарабатывается, дайте себе время.

Опасность ангедонии

Но если нет никаких желаний и ничего уже не радует, это повод обратиться к специалисту. Ведь это может быть признаком ангедонии. Ангедония – это потеря удовольствия от жизни, которая может перейти в депрессию.

Учитывая тот факт, что в современном обществе очень выросла скорость жизни, поток информации увеличился в разы. Все чаще люди бегут по жизни, добиваясь поставленных целей, по пути, который не они сами определили для себя, кто-то за них поставил эту цель, еще давно, и вдруг человек понимает, что это не тот путь, не тот выбор. Да, есть хорошая карьера, возможно, даже результаты действительно выдающиеся, но тут человек задает себе вопросы: «А это то, что я хочу?; А куда дальше?; А зачем?». И наступает момент разочарования. Есть цели, нет желаний и непонятно, куда дальше бежать, и самое главное — зачем. Начинает вспоминать, а о чем мечтал в детстве: о том как не престижно было становиться швеей или учительницей; как финансово нестабильно было становиться врачом; как родители решили, что лучше для их ребенка, что точно обеспечит их жизнь, чтоб дети не повторили ошибок родителей и жили лучшей жизнью. И все это из лучших побуждений.

Влияние детского опыта

На поведение людей в значительной степени влияет детский самый ранний опыт, после которого во взрослой жизни люди могут совершать поступки, принимать решения бессознательно, но исходя из того опыта, который был получен в детстве.

Человек продолжает пользоваться опытом раннего детства на протяжении всей своей жизни. Суть психоаналитического подхода состоит в выявлении неосознаваемых причин тяжелых переживаний, неприятных проявлений.

И благодаря тому, что бессознательные причины поведения могут быть осознаны и переработаны, человек получает облегчение и может сам выбирать стратегию поведения и свой дальнейший жизненный путь. Когда в процессе терапии бессознательное становится сознательным, конфликт прорабатывается и разрешается, у пациентов восстанавливается способность получать удовольствие от жизни и деятельности, возможность слышать себя и свои желания.

Елена Бахметьева

Магистр психологии, бизнес-коуч, основатель центра психологии и коучинга «Мойпсихолог».

Cайт

Фото: Midjourney