10 правил, чтобы не раздражать людей онлайн (и не раздражаться самому)

Сегодня, когда существенная часть нашей жизни переместилась в формат «онлайн», важно соблюдать этикет общения в диджитал-пространстве. Эти правила, казалось бы, совершенно очевидны. Но готовы поспорить, что даже некоторые ваши друзья их не соблюдают.

Фото №1 - 10 правил, чтобы не раздражать людей онлайн (и не раздражаться самому)

Правила поведения в реальной жизни, казалось бы, уже давно очевидны: уступить место пожилому человеку, придерживать двери тому, кто идет сзади, здороваться при входе в помещение, не забывать про «спасибо-пожалуйста», не повышать голос, извиняться, если наступили кому-то на ногу. Соблюдаются они не всегда, но их существование никто сомнению не подвергает. А вот в онлайн-жизни, которая давно стала неотъемлемой частью реальной, все не так четко и ясно. Есть ли правила в Интернете? Какие именно? И что делать с теми, кто их не соблюдает? Об этом рассказывает Дарья Васильева, автор канала «Даша и цифровой этикет» в Яндекс.Дзен.

Правила поведения в любой среде начинают образовываться, как только там появляются люди. Есть общение – есть нормы. В Интернете мы находимся уже около 30 лет, и за это время правил появилось столько, что я даже пишу об этом книгу. Я поделюсь самыми основными, объясню, почему они важны и расскажу, что делать с нарушителями.

1. Здравствуйте, до свидания, спасибо, пожалуйста

Фото №2 - 10 правил, чтобы не раздражать людей онлайн (и не раздражаться самому)

Здороваться и прощаться нужно даже в Интернете. Каждый раз, когда начинаете новый диалог. Особенно, когда пишете по рабочим вопросам. Если вам нужно что-то от человека, стоит проявить хоть немного уважения.

Когда вы получили ответ и решили свою проблему, не забудьте поблагодарить собеседника: это займет буквально одну секунду, но создаст приятное впечатление и поможет в будущем. Если можете, предложите что-то взамен: не эфемерное «пиши, если что нужно», а что-то, что правда можете дать человеку. Например, поделитесь ссылкой на статью, которая может пригодиться человеку в работе.

Это может показаться подхалимством или манипуляцией, но если вы делаете это только с целью «создать хороший образ» – так оно и есть. Поэтому важно не просто знать, что надо так делать, но и делать это искренне, по-настоящему. Такие вещи часто чувствуются собеседником интуитивно.

2. Звонки только по предварительной договоренности

Пять лет назад этого правила еще не существовало, потому что не было мгновенных мессенджеров. Сейчас звонки стали атавизмом. Большую часть вопросов можно решить и без «созвона»: в переписке в WhatsApp, в почте.

Почему звонки без предупреждения – плохо? Потому же, почему вас напрягало, если соседи звонили вам в дверь попросить соли, когда вы были в ванной. Это неудобно. Это не заботливо. Звонок посреди дня без предупреждения будто говорит: «Я знаю, что у тебя есть свои дела, и ты мог быть занят ими в этот момент, но мне все равно, потому что мои проблемы, которые я хочу решить с твоей помощью, мне важнее. Оторвись от всех дел и помоги мне».

Звонки сейчас воспринимаются как что-то неотложное и срочное: если мне звонит муж, значит, его вопрос не терпит, пока я увижу сообщение в мессенджере (а это все равно будет очень скоро, потому что у большинства из нас смартфон всегда где-то рядом).

3. Никаких голосовых сообщений (без спроса)

Фото №3 - 10 правил, чтобы не раздражать людей онлайн (и не раздражаться самому)

История почти такая же, как со звонками, но с некоторыми дополнениями. Да, голосовое сообщение не обязательно слушать сразу, оно остается в мессенжере. Но если из текста, который пришел в уведомлении, можно сразу же выцепить суть сообщения и понять, насколько это требует включения прямо сейчас и насколько это приоритетный вопрос, то получая голосовое сообщение, мы видим только аудиодорожку без каких-либо подробностей.

К тому же, если это общение по поводу встречи и какие-то факты, они не остаются заметными в переписке: к ним нельзя легко вернуться, их нельзя найти в поиске. Это заставляет собеседника тратить больше времени на поиск информации и дает риск дезинформации: вы сказали «шестнадцать часов», человек услышал и запомнил «шесть» и пришел в 18:00.

Однажды интернет-магазин в Инстаграм ответил мне на вопрос о цене на товар в голосовом сообщении. Конечно, я у них ничего не купила: мне нужно было увидеть цену, рассчитать, могу ли я себе позволить, перейти на сайт и заказать: искать наушники и слушать голос абсолютно незнакомого мне человека неизвестно, приятный ли и с хорошей ли дикцией, мне совершенно неудобно: это не входило в мои планы. А моей подписчице кто-то надиктовал рецепт голосовым сообщением. Вы представляете, как «удобно» будет готовить по такому рецепту?

Да, эмоциональная переписка с друзьями, когда вы делитесь впечатлениями, лучше всего получается в голосовых или видео сообщениях, когда слышно интонации, понятно настроение, когда эмоция – важная часть разговора.

Но рабочая переписка и голосовые сообщения почти всегда несовместимы. Даже если вы договорились с собеседником («Иван, можно отправлю вам детали в голосовом сообщении?») и ему удобно прослушать ваше аудио, продублируйте текстом самые важные тезисы и факты из «войса». Тогда вы точно не упустите суть, не приедете на встречу не в тот день и не заставите человека раздражаться, переслушивая запись лишний раз.

4. Убрать телефон со стола

И снова про уважение к собеседнику, только теперь в реальной жизни. Если вы на реальной встрече с живым человеком, покажите ему, что он – приоритет для вас в течение этих нескольких часов. Да, бывают срочные звонки (за них стоит извиняться, но лучше не отвечать прямо за столом), но не обязательно быть в курсе всех новостей ленты Инстаграм и отвечать друзьям в WhatsApp, пока вы общаетесь с кем-то в кафе. Даже клиентам не обязательно мгновенно отвечать. Уберите телефон со стола или хотя бы положите его экраном вниз. Так вы покажете человеку, что он важнее.

5. Не давать чужие контакты всем подряд

Фото №4 - 10 правил, чтобы не раздражать людей онлайн (и не раздражаться самому)

Это правило всегда казалось мне прописной истиной, пока мою знакомую не попросили написать на какой-то номер: «Маша, Сережа очень тебя любит, прости его». Семейная ссора вышла за рамки семьи, а Сережа, видимо, думал, что очень романтично опубликовать номер жены в соцсетях и раздать незнакомым ей людям, чтобы они спамили ей в мессенджеры. Вообще это немного попахивает кибер-атакой, если не буллингом. «Друзья, вот вам инструмент, как неоднократно нарушить границы моей жены и заставить ее нервничать от количества уведомлений и сообщений от разных неизвестных людей». Не надо так.

Это касается и того, когда у вас просят чьи-то контакты для работы. То, что человек хочет сотрудничать с вашим коллегой, не значит, что коллега хочет того же. Прежде чем делиться чьими-то контактами, спросите у человека. Если он не отвечает или спросить нет возможности, то хотя бы предупредите его, что дали его номер. И во избежание звонков в неудобное время и спам-рассылок лучше дайте никнейм, а не номер телефона. Это хотя бы частично обезопасит человека от агрессивной активности.

6. Правило 24 часов и игнор

Уведомлений стало слишком много, сообщений – тоже. Если 10 лет назад я могла получить 3-4 сообщения Вконтакте от друзей и отвечала на них, как только видела, то сейчас в Инстаграме в Директ мне приходит 200 сообщений в день, в Телеграме от каналов, на которые я подписана, десятки уведомлений, а рабочие вопросы на почте, в Whats App и снова в Телеграме, исчисляются сотнями. Среди всей этой информации приходится находить самое срочное и важное, оставляя некоторые сообщения на потом. Иногда намеренно не открываем сообщения, чтобы вернуться позже, но из-за новых уведомлений они уходят вниз и мы про них забываем. Иногда открываем, решаем, что ответим прямо сейчас, но работа или другие сообщения отвлекают, и мы случайно переключаемся на что-то другое. А сообщение так и осталось открытым и непрочитанным.

Чтобы не раздражать людей тем, что вы их игнорируете, возьмите себе за правило отвечать на все раз в сутки. Перед окончанием рабочего дня еще раз проверьте, не осталось ли на почте неотвеченных писем, просмотрите диалоги в Телеграме, пролистав вниз.

Если в момент получения сообщения вы поняли, что ответить сейчас не можете, но уже открыли его, лучше напишите человеку, что ответите позже, так он будет знать, что вы не игнорируете его. Или сделайте диалог непрочитанным, свайпнув влево или вправо (зависит от мессенджера).

7. Общаться там, где удобно собеседнику и так, как он привык

Фото №5 - 10 правил, чтобы не раздражать людей онлайн (и не раздражаться самому)

Самым распространенным мессенджером среди пользователей 20-30 лет является Telegram, но никуда не делись WhatsApp, Facebook, ВКонтакте, личные сообщения в Инстаграм, а еще Skype. Ваш клиент или друг может пользоваться не той платформой, к которой привыкли вы.

Та же история со смайлами, скобками и стикерами: их используют не все. Стоит проследить, как общается человек и общаться на его языке, чтобы не напрягать собеседника и не показаться несерьезным.

8. Не просили – не говорить (критика и советы, мнение)

Одна из самых неоднозначных тем для моих подписчиков в Дзене, о которой можно писать еще одну отдельную книгу на пару с психологом. Касается она и реальной жизни, и здесь ее принимают проще, но в интернете у людей сразу развязываются руки и язык.

Если человек не оставлял запроса на обратную связь, лучше ее не давать. У вас и правда может быть похожий опыт и вам может казаться, что ваш совет идеально подходит, но вы не знаете всей истории, не знаете, сколько подобных советов уже пришло человеку, не знаете, что он чувствует, когда читает такие комментарии или сообщения.

Тому, кто просто не может не предложить свою помощь, я рекомендую сначала спросить, нужна ли она, и принять отказ, если он будет. А не доказывать обратное.

Есть хорошая притча про Сократа и три сита: о том, что каждое высказывание стоит фильтровать через сито правды, сито добра и сито пользы. Если ваше сообщение не проходит хотя бы через одно – лучше не говорить.

Аргумент про то, что вы сами пришли в публичное место со своими постами, видео или статьями, поэтому терпите, не работает: вы никогда не подошли бы к человеку на улице с комментарием о его ужасной куртке, правда? По ту сторону экрана такой же живой человек, у которого есть чувства.

9. Чаты – флуд, спам, голосовые

Фото №6 - 10 правил, чтобы не раздражать людей онлайн (и не раздражаться самому)

Правила поведения в чатах, в общем-то такие же, как все, что написано выше. К этому добавляется правило не флудить: общаться в чате только по теме чата. Если это чат любителей вязания, не обсуждать там новый мультфильм про домашних животных.

Голосовые сообщения в общих чатах – еще большее табу, чем в личных сообщениях, ведь вы создаете неудобства не одному человеку, а сразу десятку!

Конечно, рассылать рекламу своего продукта, просить проголосовать за вас в конкурсе или предлагать купить у вас новые духи тоже не стоит. Это называется «спам», и за такое можно попасть в бан.

10. Говорить, если неудобно или «не ок»

Самое главное правило цифрового этикета – удобство собеседника. Спрашивать, удобно ли поговорить, послушать аудио, посмотреть видео, помочь, ответить сразу.

Говорить, если вам неудобно поговорить, послушать аудио, посмотреть видео, помочь, ответить сразу.

Не терпите, когда ваши границы нарушают: сразу озвучьте их. Возможно, человек еще не читает мой блог и не знает, что эти правила нужно соблюдать. Не хамите, а вежливо дайте понять: с вами так нельзя. Человек не понял? Видимо, не ваш человек. А с адекватными людьми всегда можно договориться, как в жизни, так и онлайн.

Яндекс.Дзен

Яндекс.Дзен – сервис персональных рекомендаций и платформа для создателей контента. Дзен помогает пользователям интересно проводить время в интернете, а блогерам, медиа и брендам – найти свою аудиторию.

Фото: Getty Images