10 самых красивых фильмов-мюзиклов за всю историю кинематографа
«Чикаго»

По просьбе Marie Claire команда мюзикла «Шахматы» театральной компании «Бродвей Москва», который вот уже два сезона с успехом идет в Театре МДМ, выбрала музыкальные фильмы, которые навсегда вошли в золотой фонд кинематографа. 

«Великий Зигфилд» / The Great Ziegfeld, 1936

Посмотрев фильм Роберта З. Леонарда легко понять, откуда у современных постановщиков мюзиклов такая страсть к зрелищным высокотехнологичным шоу. Легендарный американский импресарио Флоренц Зигфилд (фильм о нем можно назвать музыкальным байопиком) проповедовал на сцене масштаб, вычурность, неудержимую фантазию. Фрагменты реальных спектаклей, которые вошли в фильм, поражают воображение своим размахом во всем: гигантские движущиеся декорации, удивительные роскошные костюмы, огромный кордебалет — трудно поверить, что это 1936 год! Звезда постановок Зигфилда Фанни Брайс, чья биография легла в основу мюзикла «Смешная девчонка» с Барброй Стрейзанд, сыграла в «Великом Зигфилде» саму себя. Картина получила три «Оскара» — в том числе, как в номинации «Лучший фильм». 

«Американец в Париже» / An American in Paris, 1951

После демобилизации солдат армии США Джерри Маллиган (Джин Келли) остается в Париже, где собирается стать художником. Молодому таланту покровительствует светская львица Мило Робертс, но Джерри увлечен юной француженкой Лизой — невестой своего лучшего друга. Фильм получил девять «Оскаров» и до сих пор входит в десятку лучших киномюзиклов по версии Американского института кино. 

«Жижи» / Gigi, 1958

Эта история стара как мир: у молодого плейбоя-аристократа завязывается дружба с юной куртизанкой, которая, конечно же, перерастает в любовь. Предвосхитивший обожаемую всеми «Красотку» оригинальный киномюзикл взял «Оскара» во всех девяти номинациях, в которых был выдвинут на соискание премии. 

«Вестсайдская история» / West Side Story, 1961

В ожидании новой экранизации величайшего мюзикла Леонарда Бернстайна, которую осуществляет сам Стивен Спилберг, самое время пересмотреть оригинал. Напомним, драматург Артур Лорентс осовременил «Ромео и Джульетту», перенеся действие трагедии Шекспира в Нью-Йорк 50-х годов. «Вестсайдская история» стала рекордсменом среди киномюзиклов по количеству «Оскаров»: из 11 номинаций фильм выиграл 10.

«Моя прекрасная леди» / My Fair Lady, 1964

Редкий случай, когда бродвейский мюзикл при перенесении его со сцены на кинопленку практически не подвергся изменениям. Получая «Оскара» за лучшую мужскую роль, исполнитель роли Генри Хиггинса Рекс Харрисон посвятил награду «двум прекрасным леди» — Джули Эндрюс и Одри Хепберн, которые были его Элизами — одна на сцене, другая на экране. Последняя, впрочем, неоднократно заявляла, что на момент съемок не знала, что петь за нее будет профессиональная певица Марни Никсон — иначе никогда бы не дала свое согласие на съемки. Сюжет мюзикла — парафраз «Пигмалиона» Бернарда Шоу: английский аристократ на спор решает «вылепить» настоящую леди из простушки-цветочницы, живущей в лондонских трущобах. Что происходит в процессе этих метаморфоз, догадайтесь с трех раз. 

«Звуки музыки» / The Sound of Music, 1965

Основанный на реальной истории киномюзикл рассказывает о юной послушнице монастыря, которая в качестве гувернантки попадает в семью австрийского офицера и вдовца Георга фон Траппа. Сначала Мария завоевывает сердца всех семерых его детей, а затем — и самого главы семейства. Но это только начало этой сентиментальной истории: новой семье предстоит немало испытаний, главным из которых станет побег через Альпы из оккупированной фашистскими войсками Австрии. Фильм получил пять премий «Оскар», а его сценическая версия до сих пор ставится по всему миру — в Москве «Звуки музыки» шли в Театре МДМ, где сегодня идет знаменитый мюзикл «Шахматы».

«Кабаре» / Cabaret, 1972

Если кто-то будет убеждать вас, что мюзиклы — это шик, блеск, красота и пайетки со стразами, покажите ему «Кабаре». Нет, с пайетками тут все в порядке. Но пока посредственная американская певичка Салли Боулз развлекает берлинцев в кабаре, за стенами ее родного Kit-Kat club разворачиваются события далеко не водевильного порядка. В Германии — политический и экономический хаос, еврейские погромы и восхождение нацистов. Однако Салли предпочитает всего этого не видеть, вель она всего лишь артистка. Куда больше ее заботят роман с молодым писателем из Англии Брэдшоу и дружба с богатым немецким плейбоем Максом. 

Главная кинороль легендарной Лайзы Минелли, восемь «Оскаров», незабвенный хит Maybe this Time и фраза, подходящая под все ситуации: «Жизнь — это кабаре, старик!».

«Чикаго» / Chicago, 2002

Дорога к экранизации мрачноватой музыкальной истории о блистательных «певицах-убийцах» Рокси Харт и Велме Келле, их адвокате-прощелыге Билле Флинне, всех прелестях пребывания в женской тюрьме и великой силе — даже очень черного! — пиара длилась около 30 лет. В разное время на главные роли в «Чикаго» претендовали Голди Хоун, Лайза Минелли, Фрэнк Синатра, Мадонна, Николь Кидман, Гвинет Пэлтроу, Камерон Диаз, Вупи Голдберг, Бритни Спирс, Бейонсе, Хью Джекман и Джон Траволта. В итоге Велмой стала Кэтрин Зета-Джонс, а Рокси — Рене Зелльвегер, а Флинном — Ричард Гир. В России постановка оригинального мюзикла шла дважды — в первый раз ее продюсировал Филипп Киркоров, во второй — Дмитрий Богачев, именитый продюсер большей части мюзиклов в нашей стране. Во второй заход без Киркорова, впрочем, тоже не обошлось — на несколько показов он вернулся к своей любимой театральной роли Билли Флинна.

«Однажды» / Once, 2007

Собственно, мюзиклом этот фильм станет гораздо позже — когда картину решат перенести на подмостки одного из театров лондонского Вест-Энда, где идут самые прославленные музыкальные спектакли мира. А пока в нем уживаются арт-хаус и некоторые формальные признаки музыкального кино, он вызывает смешанные чувства одновременно и у любителей авторского кино, и у фанатов мюзиклов. Это, впрочем, не мешает о любви дублинского гитариста и эмигрантки из Чехии, быть обласканной критиками. И, конечно, главный хит картины Falling Slowly в исполнении Гленна Нансарда и становится тем самым проводником кино на сцену — не даром же композиция получила «Оскара» как «Лучшая песня в фильме».

«Ла-ла ленд» / La-La-Land, 2016

Этот фильм, пожалуй, ознаменовал триумфальное возвращение жанра мюзикла на большой экран. Он не только покорил сердца зрителей и киноакадемиков, взяв шесть «Оскаров», но и принес своим создателям $450 млн при бюджете в $30 млн. Отныне мюзиклы — это не только «способ красиво потратить баснословные деньги» (поговорка бродвейских продюсеров), это прибыльный жанр, готовый поспорить по окупаемости с самыми остросюжетными блокбастерами. И снова — ничего нового в сюжете: история любви официантки, мечтающей о карьере актрисы, и фанатичного джазмена, которая не выдерживает испытания славой. Но как же это красиво снято, сыграно и спето! А наблюдать химию между героями Эммы Стоун и Райана Гослинга — особое удовольствие.

Фото: кадр из фильма