Какие ассоциации вызывает у вас словосочетание «современное искусство»? Давайте будем откровенны, большинство популярных художников нашего времени в своих работах делают ставку на провокацию, стремятся удивить зрителей, а иногда просто шокировать. Но среди всех этих гигантских инсталляций и откровенных перфомансов иногда возникает чувство ностальгии по классическому искусству и профессионализму мастеров старой школы.
Именно поэтому Александра Купаляна многие считают «глотком свежего воздуха» в современном искусстве. Этот 37-летний художник, выпускник МГХПА имени В. И. Сурикова, прошедший творческие мастерские при РАХ и стажировку в Академии художеств в Неаполе, создает живописные картины, которые отличаются не только мастерством исполнения, но и смысловой наполненностью. Никаких провокаций или эпатажа – только чистое искусство.
Его картины подталкивают зрителей к размышлениям, рождая у каждого из них свои ассоциации, переживания и литературные истории. Через визуальные образы, созданные художником, человек вспоминает свои собственные моменты из жизни. Произведения заставляют задумываться о чем-то личном, навевают воспоминания из прошлого. Александр Купалян представляет собой талант и разум, соединение которых рождает картины, удивительной красоты и содержания.
В прошлом году Галерея VS unio взялась за продвижение этого молодого и на тот момент еще никому не известного художника, организовав его первую персональную выставку «Возвращение к шедевру. Из цикла “Гибель городов”». На ней было представлено восемь картин, каждая из которых содержала в себе необычную сюжетную композицию. Эта выставка собрала множество восторженных отзывов посетителей, а Александр Купалян заслуженно занял особую нишу в современном искусстве. 25 июня на торжественной церемонии ему вручили удостоверение члена-корреспондента Российской академии художеств.
Рассказываем о трех картинах художника, которые определенно стоит увидеть.
«Альба. Побег», 2015 год
Как известно, герцогиня Альба впервые появилась на полотнах испанского живописца Франциско Гойя. Но Купалян представляет эту героиню в своей трактовке. Мы видим лишь силуэт женщины, спрятанный под кружевной тканью. Ее закрытые глаза и безжизненно белое лицо навевают мысли о том, что она уже ушла из этого мира. Или все-таки нет? Сам художник признается, что мотив смерти присутствовал в его жизни с самого детства – череда похорон соседей и близких ярко отпечаталась в его памяти. «Для меня герцогиня Альба стала воплощением Эроса и Танатоса, – рассказал художник изданию «Сноб», – А «Побег» — потому что уже отпылал закат, наступает ночь, и ее душа скоро покинет эту землю, оставив только бренное тело на ковре». Как говорит Купалян, смерть и любовь – это два наших вечных спутника, и с этим трудно не согласиться.
«Помпеи. Шаг в вечность», 2017 год
У Александра Купаляна есть несколько монументальных жанровых картин с глубоким философским подтекстом, в их числе – «Герострат», «Память Герники», «Пальмира» и «Помпеи. Шаг в вечность». Они созданы по мотивам самых громких трагедий, потрясших этот мир в прошлом. На представленной выше картине мы видим загипсованную фигуру помпейской собаки, в скорченном изломе которой угадывается перелом истории. Также, по словам художника, этот объект на картине символизирует человеческое безразличие. «Римляне привязывали на короткий поводок собаку. И когда они бежали оттуда, у них был шанс спастись, но собаку они не отстегнули и не дали возможности собаке спастись», ‒ рассказал Александр Купалян телеканалу «Культура».
«Форма новой жизни. Хиросима», 2018 год
Эта картина посвящена катастрофе, произошедшей в японском городе Хиросима в XX веке. Она, как и остальные полотна художника, имеет под собой множество смыслов, лишь немногие из которых находятся на поверхности. Тот кошмар, который пережили жители Хиросимы, натолкнул Александра Купаляна на размышления о том, как вырождается духовность, когда внешнее начинает превалировать над внутренним. Если приглядеться, то можно заметить: на картине нет человеческих лиц, только фрагменты плоти, сплетенные в единую бесформенную массу. «Я изобразил кучу человеческих тел, на них набиты татуировки, пирсинги, элементы животных, которые врастают в них, – пояснил художник. – Это такая биомасса, которая на орбите крутится, но при этом в ней нет будущего».
Фото: архивы пресс-служб