Вильгельм Майбах известен всему миру как успешный предприниматель и талантливый автоконструктор. До сих пор его имя носят роскошные немецкие машины люксового бренда Mercedes-Maybach, которые знамениты своим высоким уровнем комфорта и использованием передовых технологий. 21 ноября на автосалоне в Гуанчжоу состоялась мировая презентация нового внедорожника Mercedes-Maybach GLS, представляющего собой усовершенствованную и премиальную версию Mercedes-Benz GLS. В честь этого события мы решили вспомнить несколько интересных фактов из жизни Вильгельма Майбаха, человека-легенды.
Он стал сиротой в 10 лет, но его целеустремленность помогла ему преодолеть жизненные трудности
Вильгельм Майбах родился в городе Хейльбронн (Германия) в 1846 году в семье плотника. Обстоятельства сложились таким образом, что когда мальчику исполнилось 10 лет, он остался круглым сиротой. Судьбой ребенка заинтересовалась благотворительная организация, взявшая его на попечительство – так Вильгельм попал в приют Брудерхаус Ройтлинген. Днем он занимался в мастерской на заводе, а вечером посещал уроки черчения и математики в городской школе. Также он начал изучать английский язык, а все свободное время проводил за чтением трудов Юлиуса Вейсбаха, автора «Технической механики». Вскоре выдающиеся способности Вильгельма высоко оценил Густав Вернер, директор школы, в которой мальчик проходил обучение. Покровительство Вернера стало залогом их дальнейшей дружбы.
После окончания школы Вильгельм Майбах познакомился с Готтлибом Даймлером – эта встреча стала по-настоящему судьбоносной
Когда Вильгельму исполнилось 17 лет, на завод, где он работал, пришел немецкий инженер, конструктор и промышленник Готтлиб Даймлер. Он был назначен на должность технического директора и стал заниматься развитием предприятия. Его внимание сразу же привлек молодой человек, который был не по годам умен и изобретателен. Майбах также был впечатлен своим новым наставником и его идеями. В 1866 году Даймлеру предложили перейти в фирму «Doiz», производящую стационарные двигатели внутреннего сгорания. Он ответил согласием, но поставил одно условие новым работодателям: его помощник – Вильгельм Майбах – также должен был получить место в компании. Когда представители «Doiz» приняли требование Готтлиба, контракт был подписан. На новом предприятии Майбах и Даймлер занялись усовершенствованием двигателей, намереваясь сделать их более компактными и легкими. Однако через некоторое время у изобретателей возникли разногласия с руководством «Doiz». В результате они покинули компанию и основали свое собственное предприятие.
Майбах изобрел двигатели нового поколения и первый в истории мотоцикл
Открыв собственную компанию, Майбах и Даймлер получили возможность работать над своими изобретениями без давления руководства свыше. За три последующих года они представили сразу несколько инноваций, каждая из которых была прорывом в индустрии. В августе 1883 года Вильгельм Майбах изготовил стационарный двигатель, который весил всего 40 килограмм, работая на бензине. В конце того же года он усовершенствовал его технические характеристики и доработал лаконичный дизайн, а также (совместно с Даймлером) изобрел новую систему зажигания. В те дни в стационарных двигателях смесь воспламенялась открытым пламенем. Майбах и Даймлер стали использовать лампу накаливания, нагреваемую раскаленной горелкой. Весь процесс контролировался специальным клапаном в камере сгорания, который по необходимости открывался или закрывался. Так изобретателям удалось добиться стабильной работы двигателя даже на низких скоростях. А в 1885 году Майбах и Даймлер представили первый в мире мотоцикл с двигателем внутреннего сгорания. Это стало настоящей революцией в индустрии машиностроения. Сегодня копии того самого легендарного мотоцикла можно увидеть в музее концерна Mercedes-Benz в Штутгарте и в Немецком музее достижений естественных наук и техники в Мюнхене.
Вильгельм Майбах достойно выдержал конкуренцию с Карлом Бенцем и стал создателем первого автомобиля Mecredes
В середине 1880-х у Майбаха и Даймлера появился серьезный конкурент – Карл Бенц. Именно этот человек изобрел первый в мире автомобиль с двигателем внутреннего сгорания в 1886 году. Но Майбах и Даймлер уже буквально «дышали ему в спину»: в 1888 году их компания представила свой первый «серьезный» автомобиль Daimler на Всемирной парижской выставке. В отличие от других изобретателей, Майбах и Даймлер проектировали свою машину «с нуля» – иными словами, они не адаптировали части других транспортных средств, а создавали все новое. В 1890 году их компания сменила название на Daimler Motoren Gesellschaft (DMG) и обзавелась новым логотипом – трехконечной звездой, которая до сих пор является символом Mercedes. Как гласит легенда торговой марки, логотип был призван воплотить основную идею предприятия: «Мощные моторы на земле, на воде и в воздухе». В 1900 году известный предприниматель и консул Австро-Венгрии Эмиль Еллинек обратился к DMG с просьбой создать новый автомобиль по его специальному заказу. Этим занялся Вильгельм Майбах, и уже через год миру был представлен Mercedes 35 PS. Автомобиль был назван в честь дочери заказчика и превзошел самые смелые ожидания как Эмиля Эллинека, так и DMG. До сих пор эта модель считается легендарным творением, заложившим фундаментальные основы архитектуры автомобилей.
Фото: Getty Images, архивы пресс-служб