5 лучших фильмов Франсуа Озона
Кадр из фильма «Молода и прекрасна»

Фильмография Озона насчитывает 19 полнометражных фильмов, включая уже ставшие культовыми «8 женщин», «В доме» и «Бассейн». А сегодня, 15 октября, в российских кинотеатрах выходит его новый фильм — «Лето’85». В честь этого мы решили подробнее рассказать об этом проекте, а также вспомнить наши любимые картины режиссера. 

«Время прощания», 2005 год

Этот скромный и серьезный фильм часто забывают, когда говорят о творчестве Франсуа Озона — возможно потому, что он рассказывает о том, о чем вряд ли хочется думать. Главный герой, молодой и востребованный фотограф Ромен, узнает о том, что у него рак, и шансов на выздоровление почти нет. Он отказывается бороться — а значит, жить осталось совсем немного. Но что может быть страшнее ожидания смерти? Режиссер внимательно следит, что происходит с Роменом, как шок сменяется гневом, а затем принятием и попыткой понять, что он хочет сделать с оставшимся временем. Озон не манипулирует зрителем, сваливая на него тяжесть человеческой трагедии, а предлагает пройти этот прощальный путь с Роменом, который одновременно оказывается дорогой к самому себе. 

«Ангел», 2007 год

После «Времени прощания» Озон снова резко меняет направление —  возвращается к англоязычному кино и снимает историческую костюмную драму с британскими актерами Ромолой Гарай, Майклом Фассбендером и Шарлоттой Рэмплинг. Действие происходит в Англии в начале XX века, юная Энджел, дочь бакалейщицы, мечтающая о писательской карьере и лучшей жизни, отправляет в издательство свой роман — и внезапно добивается успеха. Ее писательская карьера развивается стремительно, а лучшая жизнь обрушивается на нее балами, пышными платьями и дворцами. Для наивной Энджел, верящей в свой талант, такой успех — закономерность, и она уверенно пишет свою жизнь со своего романа — и наоборот. Но нельзя думать, что режиссер смеется над героиней своего фильма — ее история рассказана почти серьезно. Он скорее смеется над современностью — с ее культом массовой культуры, звезд и отлаженным механизмом штампования пустышек ради обогащения отдельных людей. 

«Молода и прекрасна», 2013 год

Несмотря на то, что у Озона много фильмов с настоящими кинозвездами — Катрин Денев, Шарлоттой Рэмплинг, Изабель Юппер, Жереми Ренье — он любит и умеет открывать новые имена. Именно роль у Озона в фильме «Молода и прекрасна» стала ярким актерским прорывом для модели Марины Вакт. Ее героиня, 17-летняя Изабель, после короткого романа на море возвращается в Париж и размещает свои фото на сайте интим-услуг. Сложно не сравнить фильм с «Дневной красавицей» — в том числе из-за холодной неземной красоты Марины Вакт, за утонченным лицом которой кроется буря эмоций и бездна тоски.

Озон рассказывает о сложной теме подростковой проституции очень просто, без морализаторства и желания вернуть героиню на праведный путь, не пытаясь снять остросоциальную драму. Режиссеру гораздо интереснее проследить, соблюдая разумную дистанцию, за тем, как Изабель исследует себя и свою сексуальность, ставит на себе опыты, пытаясь выжечь пустоту внутри, и взрослеет. А взрослеть, как известно, очень непросто, но всегда интересно. 

«Франц», 2016 год

Черно-белый фильм, вольный ремейк драмы Эрнста Любича «Недопетая колыбельная», содержит в себе любимые приемы режиссера — сюжетные «обманки» и тонкие намеки ловко водят за нос зрителя, делая ленту похожей на историю любви немки и француза на послевоенных руинах Первой мировой, чтобы в финале дать намного больше.

Главная героиня фильма Анна горюет о потерянном на войне возлюбленном Франце и встречает француза Адриана, глубоко скорбящего о ее женихе, которого он знал до гибели. Молодые люди проводят много времени вместе и быстро сближаются — чтобы узнать, как мало они знают Франца, друг друга и самих себя. Строгая и минималистичная драма о времени, которое давно прошло, выглядит невероятно современно и объемно, раскрываясь с новой стороны с каждым новым просмотром.

«Лето’85», 2020 год

Фильм-ностальгия и возвращение к тому, с чего все начиналось — «Лето’85» очень похоже на ранние ленты режиссера, а также на проекты его университетского профессора, кинематографиста Эрика Ромера. 

Фильм рассказывает об Алексе, робком подростке, только что закончившем школу, у которого впереди целое лето, насыщенное событиями — как радостными, так и печальными. Фильм снят в Нормандии, на побережье Ла-Манша, и пейзажи курортного городка Ле-Трепор невероятно радуют глаз — особенного глаз среднестатистического россиянина, лишенного морского отдыха в этом году.

По словам режиссера, он снимал картину, которую хотел бы сам увидеть в 16 лет — легкую, красивую и честно рассказывающую о первой любви так, как ее чувствует подросток, под музыку The Cure, Bananarama и Рода Стюарта.

Фото: Кадры из фильмов