5 опасностей японской системы воспитания

В Японии существует особый подход к воспитанию детей, который европейцам сложно понять. Звучит он так: до пяти лет ребенок – царь, с пяти до пятнадцати – слуга, после пятнадцати – равный. Разбираемся, какие опасности несет в себе эта система.

Японская система воспитания детей, не допускающая в частности никаких запретов и порицания, полюбилась многим российским родителям. Между тем плоды, которые эта система дает на родине, не такие уж и сладкие – общество в Стране восходящего солнца с трудом можно назвать самым здоровым и счастливым. Экономическое развитие и высокий уровень жизни не спасает от эмоциональных расстройств. Жители Японии часто страдают депрессией, имеют различные варианты зависимостей (трудоголизм, алкоголизм). Вместе с врачом-психотерапевтом Айной Громовой мы разобрали главные минусы воспитательной модели Японии.

Ступени японского воспитания имеют многовековые традиции. Они неразрывно связаны с культурой и менталитетом японцев.

  • Возраст от 0 до 5 лет – малыш считается «императором», его купают в любви и ничего не запрещают;
  • Возраст с 6 до 15 лет – период «раба», ребенок идет в школу, начинается строгая дисциплина, приучение к порядку, подчинению, выделяться из своей социальной группы не принято;
  • 16 лет и старше – ребенок становится «равным», главное значение приобретает работа и признание в коллективе.

У каждого периода есть свои особенности, но есть и незыблемые постулаты. Например, с детства в сознание малышей закладывается страх перед осуждением общества, не быть таким, как все, – плохо. «Над тобой будут все смеяться» – хуже любого наказания и запрета. Так где же перегибают палку японские родители, и с какими воспитательными методами нам лучше быть осторожнее?

1. Вседозволенность опасна

До 5 лет японский малыш практически не знает запретов, его не будут ругать за проступки ни домочадцы, ни прохожие на улице. Мир для ребенка практически не имеет границ. Но так ли это безобидно, особенно за пределами японского общества? Отсутствие слова «нет» в системе воспитания приводит к тому, что ребенок растет в искусственной среде, в «консервной банке». Со временем у него возникают серьезные эмоциональные проблемы, особенно в случае взаимодействия с другими людьми, вне своего дома. Укоренившееся осознание того, что все, чего я хочу, я должен получить, делают ребенка уязвимым. Когда он начинает хотеть чего-то не только от родителей, но и от окружающих, не готовых удовлетворять любой его каприз, каждое «нет» наносит  ребенку травму и вызывает непонимание, протест и кризис.

Наличие границ обеспечивает обязательные рамки, внутри которых растет личность. Период до шести лет характеризуется тем, что малышу крайне интересна предметная деятельность (юный исследователь-почемучка изучает все вокруг), а также в это время формируются понятия «я – другие», «мое – чужое», по факту, ребенок сепарируется в отдельного человека, формируются его личные, социальные и имущественные границы. Именно в это время объяснение  ребенку, что можно, чего нельзя – это один из базовых принципов воспитания. Без них у маленького человека может развиться тревожность, ведь он не может систематизировать весь поток информации и впечатлений, который получает от мира!

Другой вопрос, что эти рамки не должны быть слишком узкими. Когда запретов чересчур много, это так же не дает возможность развиваться ребенку в полной мере. Можно все и ничего нельзя – две крайности. Как верно заметили древние греки – все хорошо в меру.

2. Материнская гиперопека рождает инфантильность

В период «императора» японские дети неразрывно связаны с матерью. Роль отца в это время не так велика, она ограничивается лишь развлечениями по выходным. Малыш долго спит в одной кровати с мамой, она продолжительное время носит ребенка на руках и, конечно, выполняет все прихоти и капризы. Близкие отношения мамы и дитя имеют ряд плюсов, но часто это перерастает в гиперопеку, которая мешает формированию самодостаточной личности. Ребенок – отдельный субъект. Базовая задача родителей – помочь ему подготовиться к самостоятельной жизни. Если мама долгое время берет на себя ответственность за настроение ребенка, за результаты его проступков, исправляет за него ошибки, то это мешает развитию ответственности у ребенка. Личность становится зрелой тогда, когда человек понимает взаимосвязь между своими поступками и их результатами. Зерна будущей личной зрелости должны закладываться в детском возрасте. Инфантильные, слабые люди чаще всего вырастают в семьях с гиперопекой родителей. Человек должен с детства научиться понимать, что его действия ведут к результату, который может ему не понравиться. Поэтому сначала разъясняем, а потом даем возможность получить результат собственных действий. Залез в лужу – пришлось идти домой, споткнулся на игрушках – нужно было вовремя их убрать за собой. Только так ребенок уяснит, что несет ответственность за себя и свои поступки сам. И тогда требование к подростку: «Думай своей головой» – будет реальным.

3. Гендерное воспитание – прошлый век

Для традиционного японского воспитания характерно разделение по гендерному признаку. Подход к обучению мальчиков более строгий, для них обязательны дополнительные занятия и внеклассное обучение. На кухню им вход закрыт, это женский мир. Мальчик воспринимается как наследник, и в него вкладывают определенные знания и навыки, которые позволяют добиваться серьезных результатов. Но гендерное различие в воспитании давно подвергается критике, так как ошибочно считать, что только для мальчиков важно поддерживать их амбиции, развивать лидерские качества и так далее. Такой подход дискредитирует девочек.

4. Принцип «Будь как все!» мешает росту личности

В 6 лет японские дети идут в школу – и все кардинально меняется. Любые резкие изменения всегда носят стрессовый характер. «Императорская» жизнь под боком у мамы сменяется «рабским» трудом в школе, где царит дисциплина и подчинение. Внешний вид и поведение строго регламентированы. Нужно быть как все! – и это главный принцип японской школьной системы. Между тем ребенка важно научить делать собственный выбор, высказывать мнение, понимать свои чувства и желания, нужно развивать его индивидуальные особенности. Без всего этого не может сформироваться здоровая гармоничная личность. Очевидно, что когда система воспитания выстроена по принципу «быть как все»  – собственную индивидуальность развить весьма трудно.

5. «Угроза отчуждения» приводит к неврозам и депрессиям

Традиционное японское общество состоит из групп, а не отдельных индивидуумов. Самая страшная угроза для японцев любого возраста – отлучение, отчуждение от семьи, клана, коллектива. С 16 лет, когда наступает период «равного», молодые японцы становятся частью большого общества, и главное для них не совершить какую-то ошибку, которая повлечет осуждение общества. Когда тебя с детства ориентируют на то, что ты ни в коем случае не должен быть отвергнут, что ты должен уважать и прислушиваться к мнению большинства, ты рискуешь стать жертвой травли, моббинга и буллинга. Ты не можешь адекватно оценивать себя и мир вокруг. Зависимость от чужого мнения делает человека очень уязвимым, вгоняет его в невротические рамки. Многие японцы, к примеру, крайне тяжело переживают увольнение с работы, некоторые не справляются с таким ударом, впадают в депрессию, иногда она завершается суицидом. Уважение старших, умение быть частью социальной группы – это важно, но нужен баланс. Нельзя воспитывать эгоцентрика, зацикленного на себе, но опасно развивать у ребенка зависимость от мнения других. Все хорошо в меру!

Чем более здоровая основа личности будет заложена внутри семьи, тем меньше вероятность, что когда-то этот человек будет обращаться за психологической помощью.

Эксперт:
Айна Громова

Айна Громова

врач-психотерапевт, психиатр.  

Фото: Getty Images