Не только аниме: 10 шедевров японского кинематографа, о которых стоит знать

Первая киностудия появилась в Стране восходящего солнца в 1908 году, однако мы до сих пор знаем о японском кино до неприличия мало. Исправляем недочет и предлагаем вам десятку самых разноплановых фильмов – выбирайте и смотрите.

Фото №1 - Не только аниме: 10 шедевров японского кинематографа, о которых стоит знать
«Куклы» (реж. Такеши Китано, 2002 год)

«Расёмон» (реж. Акира Куросава, 1950 год)

Фото №2 - Не только аниме: 10 шедевров японского кинематографа, о которых стоит знать

Именно благодаря «Расёмону», в основе сценария которого лежит рассказ «В чаще», о японском кинематографе заговорили во всем мире. Расёмон – не имя и не название иероглифа, а каменные ворота, в развалинах которых пережидают грозу свидетели преступления. 88 минут длятся драматичные поиски правды – какая из версий о жестком убийстве и изнасиловании является подлинной? Черно-белая лента Куросавы ─ квинтэссенция размышлений о сути человеческой души, составляющих основу творчества режиссера. Своей безупречной игрой фильм украсили звезды японского кино середины 50-х, но особенного успеха на родине он не имел. Зато «Расёмон» получил международное признание: в его активе две награды Венецианского фестиваля, две премии Национального совета кинокритиков США и «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке.    

«Идиот» (реж. Акира Куросава, 1951 год)

Фото №3 - Не только аниме: 10 шедевров японского кинематографа, о которых стоит знать

В 1951 году культовый режиссер Акира Куросава представил свою версию романа великого русского классика. По его словам, Достоевский – единственный писатель во всем мире, который описывал подлинное человеческое существование. Необычность замысла заключалась в том, что японец не планировал снимать европейских актеров ─ все роли в картине исполнили японцы (неудивительно поэтому, что место действие из России перенесено на остров Хоккайдо). Изначально японский «Идиот» должен был быть рекордно длинным – продолжительность фильма составляла 280 минут. Конечный вариант оказался короче и составил всего 166 минут – на этом настояло руководство студии. Примечательно, что съемки картины целиком прошли в закрытом помещении. Несмотря на разность двух культур, лента получилась глубокой, философской, трогательной. Советуем смотреть экранизацию на японском языке с русскими субтитрами, чтобы максимально полно насладиться атмосферой этого без преувеличения произведения искусства. 

«Токийская повесть» (реж. Ясудзиро Одзу, 1953 год)

Фото №4 - Не только аниме: 10 шедевров японского кинематографа, о которых стоит знать

Послевоенная лента режиссера Ясудзиро Одзу может показаться банальной вариацией на избитую, казалось бы, тему отцов и детей (престарелые супруги отправляются в Токио, чтобы навестить повзрослевших детей, но у тех вовсю кипит собственная жизнь), но это только на первый взгляд. Для хронометража в 136 минут здесь, возможно, маловато динамики, но этот недостаток сглаживается красивыми видами японской столицы, честным разговором со зрителем, философскими рассуждениями о вечных ценностях. То, что «Токийская повесть» ─ вовсе не проходная мелодрама, доказывае факт, что в личных рейтингах многих режиссеров с мировым именем (в их числе Джим Джармуш и Вим Вендерс) она давно уже занимает место в первой десятке.  

«Годзилла» (реж. Исиро Хонда, 1954 год)

Фото №5 - Не только аниме: 10 шедевров японского кинематографа, о которых стоит знать

Как ни удивительно, но первый фильм о доисторическом монстре, тихо и мирно дремавшем на дне Тихого океана, был снят именно в Японии. Лента «Годзилла, король монстров!», вышедшая в США в 1956 году и получившая мировую известность – всего лишь перемонтаж оригинального японского варианта с изменением сюжетной линии и доснятием нескольких сцен. История появления «Годзиллы» отнюдь не случайна. Немногим ранее режиссеру Томоюки Танаке запретили снимать фильм, повествующий о рыбацком судне, оказавшемся в зоне американских ядерных испытаний (эта история эта, кстати, была реальная). Танаке не оступился от идеи и преобразовал ее в ленту-катастрофу. 

Фото №6 - Не только аниме: 10 шедевров японского кинематографа, о которых стоит знать

Сюжет незамысловат: 50-метровый ящер, разбуженный репетицией военных действий в океанских глубинах, выходит на поверхность и в ярости начинает сметать все со своего пути. Ранним прототипом Годзиллы был гибрид гориллы и кита (звучное имя образовалось от слияния двух слов: gorira по-японски «горилла», kujira – кит). Позже монстра преобразовали в динозавра, а «название» оставили. Известно, что резиновый костюм чудовища весил более 90 кг, и каскадеру из-за тяжести и жары находиться внутри было практически невозможно. Небольшой бюджет и слабая техническая база (едва ли можно сказать, что в 50-х годах XIX века японский кинематограф находился на подъеме) не помешали созданию культовой ленты, которую в равной степени и забавно, и приятно посмотреть даже спустя 60 лет. Японская «Годзилла» положила начало многосерийной франшизе о похождениях яростного зубасто-хвостатого монстра, которая сегодня насчитывает более 20 фильмов. 

«Голый остров» (реж. Канэто Синдо, 1960 год)

Фото №7 - Не только аниме: 10 шедевров японского кинематографа, о которых стоит знать

Главная особенность «Голого острова», который давно признан мировым шедевром киноискусства, в том, что это не немая, но бессловесная картина. Фильм, повествующий о трудностях жизни бедной крестьянской семьи на острове, где нет пресной воды – ода-посвящение «маленькому человеку». Однообразный быт, тяжелый ручной труд, нехитрые радости в виде покупки новой одежды, глубокие горести ─ хронометраж в 94 минуты описывает жизнь японских супругов с двумя детьми без прикрас. Творение Синдо помогает приблизиться к пониманию японского характера – трудолюбивого, упорного, несгибаемого. Отсутствие диалогов передает молчание, сковавшее героев, и отражает сдержанный строгий лейтмотив ленты – «жизнь продолжается, несмотря ни на что». Запаситесь терпением и спокойствием: «Голый остров» ─ это фильм-медитация. Любопытно, что в 1961 году японская картина была отмечена Большим призом II Московского международного кинофестиваля. 

«Женщина в песках» (реж. Хироси Тэсигахара, 1964 год)

Фото №8 - Не только аниме: 10 шедевров японского кинематографа, о которых стоит знать

Фильм, снятый по одноименному роману японского писателя и драматурга Кобо Абэ, стал первой частью трилогии (в нее потом вошли ленты «Чужое лицо» и «Сожженная карта»). По словам создателей картины, страдания энтомолога-любителя в песчаной яме-ловушке и его отношения с тем, кто находится наверху, символизируют западное и восточное отношение к свободе и понимание ценностей жизни. Чувственный фильм-притча с эмоционально напряженной атмосферой и идеальным визуальным рядом заслуженно занимает место в ряду лучших кинематографических шедевров Японии. 

«Ваш покорный слуга кот» (реж. Кон Итикава, 1975 год)

Фото №9 - Не только аниме: 10 шедевров японского кинематографа, о которых стоит знать

Начало XX века. Окружающая действительность развивается с небывалой скоростью, европеизация идет полным ходом, но на окраинах большого японского города все по-прежнему. Здесь собираются последние интеллектуалы в лице школьного учителя и нескольких его близких друзей. В отдалении от шума нового мира они гоняют чаи, слушают музыку и беседуют о том, как трудно живется хорошему человеку в современной стране, где больше нет места ни подлинному искусству, ни настоящей красоте. Возможно бесконечные разговоры крадут экранное время у динамичного сюжета, но мирная светлая рефлексия в итоге на деле оказывается очень-очень русской, так что фильм определенно затронет в душе пару струнок. 

«Звонок» (реж. Хидео Наката, 1998 год)

Фото №10 - Не только аниме: 10 шедевров японского кинематографа, о которых стоит знать

«Звонок» ─ еще один фильм, удачно скопированный и растиражированный Голливудом («Звонок» 2002 года с Наоми Уоттс в главной роли в мире, безусловно, известен больше оригинального японского варианта). Жуткая история была снята по мотивам романов писателя Кодзи Судзуки «Звонок» и «Спираль», на написание которых того, в свою очередь, вдохновили «ужастики» про Полтергейста. Лента про смертоносную видеокассету, приговаривающая к смерти каждого, кто ее посмотрит, стала самым кассовым фильмом ужасов в истории японского кинематографа. Объяснение этому простое: несмотря на национальные особенности (даже в жанре «хоррор» у японцев больше философии, чем зрелища), смотреть «Звонок» действительно страшно интересно – уровень напряжения, ощущения безысходности и ледяного ужаса в нем зашкаливает, а оригинальная концовка приятно удивляет.  

«Королевская битва» (реж. Киндзи Фукасаку, 2000 год)

Фото №11 - Не только аниме: 10 шедевров японского кинематографа, о которых стоит знать

Фильм, снятый по одноименному роману Косюна Таками, рассказывает об «экскурсии» 42 школьников на необитаемый остров. «Королевская битва» ─ это проект японского минобразования, который стал ответом проблемам переходного возраста подростков, бойкотировавшим учебный процесс. Ссылкой в отдаленные места дело не заканчивается: школьники должны принять участие в жестокой игре, на финише которой через три дня в живых должен остаться только один из них. Картина была отмечена многими японскими кинопремиями и получила в целом высокие отклики-рецензии. Выдержит ли ваша психика испытание таким зрелищем решайте сами: о степени «кровожадности» ленты говорит тот факт, что она заняла первое место в списке лучших фильмов (снятых, начиная с 1992 года) по версии известного любителя эстетической экранизации насилия Квентина Тарантино.      

«Куклы» (реж. Такеши Китано, 2002 год)

Фото №12 - Не только аниме: 10 шедевров японского кинематографа, о которых стоит знать

Фильм-скандал «Куклы» (на Венецианском кинофестивале-2002 он произвел эффект разорвавшейся бомбы, но в итоге остался без наград) называют лучшим твоерением одного из самых выдающихся японских режиссеров. Это замысловатое переплетение трех любовных историй с одним лейтмотивом, который гласит, что люди ─ управляемые друг другом марионетки. В первой новелле главный герой бросает свою возлюбленную ради брака по расчету, а она от отчаяния пытается покончить жизнь самоубийством, терпит неудачу и сходит с ума. Вторая история — о главе якудзы, который к старости обнаруживает, что брошенная им много лет назад девушка, все еще приходит каждую неделю в условленное место и ждет его. В третьем эпизоде молодая телевезионная звезда попадает в автокатастрофу, после которой остается обезображенной, начинает скрываться от людей, а самый преданный ее поклонник ослепляет себя, чтобы доказать ей серьезность своих чувств и намерений. Все истории, безумно красивые по видеоряду (режиссер сумел переплести весь колорит и все очарование традиционного японского театра кукол с человеческими судьбами и перенести это на экран), учат тому, что любовь нельзя предавать. Здесь нет умопомрачительных сцен насилия и безумных перестрелок, и все же фильм очень жесток ─ совсем как мир, не устающий доказывать, что каждая человеческая жизнь ─ это трагедия. Эмоциональный душераздирающий кинематографический шедевр и метафора вечной любви ─ вот что такое «Куклы» Китано. 

Фото: Getty Images, архивы пресс-служб