Фото №1 - 6 самых интересных спектаклей «Золотой маски – 2018»
Елизавета Боярская: 23-я церемония вручения театральной премии «Золотая Маска» (2017 год)

В нынешнем году на премию претендуют около 60 спектаклей (правда, только по количеству заявок, а не реальных оснований взять гран-при). Спектаклями охвачены все жанры театрального искусства ─ драма и комедия, мюзикл и танец, кукольный театр и балет. Делает ли театр нас лучше? Вполне возможно, лучшие сценические постановки смогут ответить на этот вопрос.  

«Чаадский»

Фото №2 - 6 самых интересных спектаклей «Золотой маски – 2018»

Новая опера «Чаадский» композитора Александра Маноцокова, поставленная по «вечному» произведению «Горю от ума», выделяется среди других номинантов «Маски». Режиссер-постановщик спектакля Кирилл Серебренников – главный герой премии, ньюсмейкер и «интрига» (хотя вряд ли он этому сейчас рад). Полтора часа музыкального спектакля – это погружение без кислородного баллона в атмосферу современной Москвы с ее олигархами (Фамусов), гламурными девицами (Софья) и блаженствующими на свете карьеристами (Молчалин). Представители здравомыслящего истеблишмента парят и летают. «Полет нормальный» обеспечивают сотрудники фитнес-клубов, ставшие на время артистами. Их проработанные железом и протеином тела символизируют титанов пролетариата  – мрачных, безымянных, измазанных углем глубоких шахт. За их счет, собственно, и держится этот пир стабильности. А один безумец-хипстер все раскачивает и нагнетает, явно затягивая с отъездом к тетке в Саратов.

В этом году Серебренников номинирован как лучший режиссер не только за «Чаадского», но также за постановку «Ахматова. Поэма без героя» в соавторстве с актрисой Аллой Демидовой. В музыке цитаты из Мусоргского перекликаются с отсылками к Римскому-Корсакову, в тексте – Грибоедов с Чаадаевым, а в зале – сливки с пеной дней.

Где: музыкальный театр «Геликон-Опера»

«Человек из Подольска»

Фото №3 - 6 самых интересных спектаклей «Золотой маски – 2018»

Опытный режиссер, лауреат «Золотой маски»-2003 Михаил Угаров и драматург-дебютант Дмитрий Данилов, прозаик и журналист, на сцене самого реалистичного столичного театра показывают будни московского отделения милиции. Парень из области задержан и ждет худшего: издевательств, избиений, пыток. Однако вместо палачей приходят затейливые умники-инквизиторы в голубых форменных рубашках. Дубинку или бутылку шампанского заменяют парадоксальные вопросы: какого цвета дверь в твоем подъезде, что ты каждый день видишь из окна электрички, когда едешь на работу, а ты ее, эту работу, любишь, а свой Подольск? Внутренний мир героя подвергнется беспощадному анализу с последующей деконструкцией по всем пунктам: философия, политика, история, музыка, мистика…

Дмитрий Данилов, ценитель, по собственному признанию, «маленького и убогого», раздувает рядовой для почти каждого витального мужчины эпизод – попадание в милицию – до масштабов Страшного суда. И его участниками становятся все зрители, так же, как и главный герой, подозреваемые в «оскорблении действием» всей своей жизни.

Где: Театр.doc

«Царь Эдип»

Фото №4 - 6 самых интересных спектаклей «Золотой маски – 2018»

Трагедия Софокла «Эдип-тиран», созданная афинским драматургом предположительно в 426 году до н. э. – это «маст ноу». Сюжет о том, что если на роду написано убить отца и жениться на своей матери, то этого никак не избежать, заложен в фундамент европейской культуры. Сейчас, когда ученые все чаще сомневаются в том, что у человека есть свобода воли, пьеса тем более актуальна. Режиссер театра имени Вахтангова Римас Туминас, лауреат «Золотой маски» за спектакль «Дядя Ваня» (2010) с Сергеем Маковецким и «Евгений Онегин» (2013), «пишет» «Царя Эдипа» узнаваемым почерком. Прежде всего, это минимализм: на сцене из декораций только стулья и огромная труба, напоминающая какой-то индустриальный ковчег. Костюмы артистов, их пластика и подача дают понять, что персонажи спектакля действуют и в античности, и в современности. Интересен и подбор актеров. Людмила Максакова в роли Иокасты величественна и торжественна, когда читает монолог с трехметровыми белоснежными крыльями за спиной. Также зритель может доставить себе особое удовольствие постмодерниста: посмотреть актера Виктора Добронравова в роли царя Эдипа, а потом оценить, как «Эдип» говорит эротичным женским голосом в комедии «Ну здравствуй, Оксана Соколова!».

Где: Театр им. Вахтангова

«Изгнание»

Фото №5 - 6 самых интересных спектаклей «Золотой маски – 2018»

Еще одно трудновыговариваемое имя в театральном мире Москвы – литовец Миндаугас Карбаускис, ученик Петра Фоменко. Его «Русский роман» был событием «Золотой маски»-2017. Нелегкой судьбе Софьи Андреевны Толстой, главной героини пьесы драматурга Марюса Ивашкявичуса, можно и сегодня посочувствовать, номинанта-2018 не стоит пропускать. Все тот же Ивашкявичус на этот раз предложил почти четырехчасовую пьесу о том, как живут и выживают в негостеприимном Лондоне мигранты из Литвы, зная одно слово «сорри».

Стадионная энергия музыки группы Queen усиливает веру зрителя в то, что герои каким-то образом покорят Букингемский дворец. Конфликт цивилизаций – центральная тема, хотя, казалось бы, всего-то встретились европейцы и совсем-совсем европейцы. На спектакль нужно приходить отдохнувшим, в хорошей интеллектуальной форме: смешной и музыкальный, он все же требует сотворчества от зрителя. Желательно знание английского: многие остроты построены на языковой игре.

Где: Театр им. В. Маяковского

«Рассказы Шукшина»

Фото №6 - 6 самых интересных спектаклей «Золотой маски – 2018»

Складывается впечатление, что спектакль сегодня – это серый цвет и размышления о вечном. Но на «Рассказах Шукшина» Москва о вечном смеется. Декорации ─ лубочно яркие фотографии жителей родной деревни автора литературной основы (в сети встречается мнение, что эти фотопортреты играют наравне с артистами). Костюмы, отсылающие к советским шестидесятым-семидесятым, делают картинку ностальгической для тех, кто хоть однажды видел «Калину красную». «Рассказы» – сильнейшая постановка 2008-2009 годов, по мнению жюри «Золотой маски», и до сих пор хит, в том числе, благодаря актерскому составу (Евгений Миронов, Чулпан Хаматова, Юлия Пересильд). За три часа зрители увидят восемь историй с контрастно разными персонажами. Хаматова будет и старухой, и поселковой королевой, и несчастной глухой. Она покажет себя как центральная фигура действия, и как рассказчица, и как героиня эпизода. «Рассказы Шукшина» дают зрителям, имеющим возможность купить билеты от 7 тысячч рублей, шанс прочувствовать особенно ироничную в данном случае трагедию людей, для которых событие – накопить на новые туфли. Кроме того, сегодня это малодоступная экзотика ─ русская деревня, которой нет, или может быть, и не было нигде, кроме гениального воображения Василия Шукшина. Впрочем, кое-кто из критиков считает, что у «Театра Наций» получился Шукшин-light, с местной анестезией для души.

Где: «Театр Наций»

«Война и мир. Начало романа»

Фото №7 - 6 самых интересных спектаклей «Золотой маски – 2018»

Спектакль 2002 года, получивший три «Золотые маски», до сих пор остается распространенным вариантом ответа на вопрос «Что посмотреть в московском театре, если я хожу туда раз в 20 лет?». На сцене соединились роман-эпопея и лаконичная форма, а находкой стало то, что один актер играет конфликтующих или контрастирующих друг с другом персонажей. Как режиссура, так и отношение к литературному источнику деспотично скрупулезны, но актеры сохраняют себя и умудряются создавать иллюзию импровизации. Среди ценителей принято ходить в «Мастерскую Фоменко» «на Тюнину» и на этот спектакль. «Гениально» – определение ее игры, встречающееся в сетевых зрительских рецензиях столь часто, что это производит впечатление SEO-оптимизации. Петра Фоменко уже, к сожалению, не назовешь живым классиком. Но пока прошло только шесть лет после его кончины, и стиль режиссера сохраняется без ухода в фантазии на тему.

Где: «Мастерская Петра Фоменко»

С 2018 года спектакли «Золотой Маски» стали доступны слабовидящим и незрячим людям. Расширение аудитории  стало возможным благодаря приложению «Искусство. Вслух», которое запустил генеральный партнер фестиваля «Сбербанк».

Фото: архивы пресс-служб, Aleksandra Torgushinkova