В нынешнем году на премию претендуют около 60 спектаклей (правда, только по количеству заявок, а не реальных оснований взять гран-при). Спектаклями охвачены все жанры театрального искусства ─ драма и комедия, мюзикл и танец, кукольный театр и балет. Делает ли театр нас лучше? Вполне возможно, лучшие сценические постановки смогут ответить на этот вопрос.
«Чаадский»
Новая опера «Чаадский» композитора Александра Маноцокова, поставленная по «вечному» произведению «Горю от ума», выделяется среди других номинантов «Маски». Режиссер-постановщик спектакля Кирилл Серебренников – главный герой премии, ньюсмейкер и «интрига» (хотя вряд ли он этому сейчас рад). Полтора часа музыкального спектакля – это погружение без кислородного баллона в атмосферу современной Москвы с ее олигархами (Фамусов), гламурными девицами (Софья) и блаженствующими на свете карьеристами (Молчалин). Представители здравомыслящего истеблишмента парят и летают. «Полет нормальный» обеспечивают сотрудники фитнес-клубов, ставшие на время артистами. Их проработанные железом и протеином тела символизируют титанов пролетариата – мрачных, безымянных, измазанных углем глубоких шахт. За их счет, собственно, и держится этот пир стабильности. А один безумец-хипстер все раскачивает и нагнетает, явно затягивая с отъездом к тетке в Саратов.
В этом году Серебренников номинирован как лучший режиссер не только за «Чаадского», но также за постановку «Ахматова. Поэма без героя» в соавторстве с актрисой Аллой Демидовой. В музыке цитаты из Мусоргского перекликаются с отсылками к Римскому-Корсакову, в тексте – Грибоедов с Чаадаевым, а в зале – сливки с пеной дней.
«Человек из Подольска»
Опытный режиссер, лауреат «Золотой маски»-2003 Михаил Угаров и драматург-дебютант Дмитрий Данилов, прозаик и журналист, на сцене самого реалистичного столичного театра показывают будни московского отделения милиции. Парень из области задержан и ждет худшего: издевательств, избиений, пыток. Однако вместо палачей приходят затейливые умники-инквизиторы в голубых форменных рубашках. Дубинку или бутылку шампанского заменяют парадоксальные вопросы: какого цвета дверь в твоем подъезде, что ты каждый день видишь из окна электрички, когда едешь на работу, а ты ее, эту работу, любишь, а свой Подольск? Внутренний мир героя подвергнется беспощадному анализу с последующей деконструкцией по всем пунктам: философия, политика, история, музыка, мистика…
Дмитрий Данилов, ценитель, по собственному признанию, «маленького и убогого», раздувает рядовой для почти каждого витального мужчины эпизод – попадание в милицию – до масштабов Страшного суда. И его участниками становятся все зрители, так же, как и главный герой, подозреваемые в «оскорблении действием» всей своей жизни.
Где:
«Царь Эдип»
Трагедия Софокла «Эдип-тиран», созданная афинским драматургом предположительно в 426 году до н. э. – это «маст ноу». Сюжет о том, что если на роду написано убить отца и жениться на своей матери, то этого никак не избежать, заложен в фундамент европейской культуры. Сейчас, когда ученые все чаще сомневаются в том, что у человека есть свобода воли, пьеса тем более актуальна. Режиссер театра имени Вахтангова Римас Туминас, лауреат «Золотой маски» за спектакль «Дядя Ваня» (2010) с Сергеем Маковецким и «Евгений Онегин» (2013), «пишет» «Царя Эдипа» узнаваемым почерком. Прежде всего, это минимализм: на сцене из декораций только стулья и огромная труба, напоминающая какой-то индустриальный ковчег. Костюмы артистов, их пластика и подача дают понять, что персонажи спектакля действуют и в античности, и в современности. Интересен и подбор актеров. Людмила Максакова в роли Иокасты величественна и торжественна, когда читает монолог с трехметровыми белоснежными крыльями за спиной. Также зритель может доставить себе особое удовольствие постмодерниста: посмотреть актера Виктора Добронравова в роли царя Эдипа, а потом оценить, как «Эдип» говорит эротичным женским голосом в комедии «Ну здравствуй, Оксана Соколова!».
Где:
«Изгнание»
Еще одно трудновыговариваемое имя в театральном мире Москвы – литовец Миндаугас Карбаускис, ученик Петра Фоменко. Его «Русский роман» был событием «Золотой маски»-2017. Нелегкой судьбе Софьи Андреевны Толстой, главной героини пьесы драматурга Марюса Ивашкявичуса, можно и сегодня посочувствовать, номинанта-2018 не стоит пропускать. Все тот же Ивашкявичус на этот раз предложил почти четырехчасовую пьесу о том, как живут и выживают в негостеприимном Лондоне мигранты из Литвы, зная одно слово «сорри».
Стадионная энергия музыки группы Queen усиливает веру зрителя в то, что герои каким-то образом покорят Букингемский дворец. Конфликт цивилизаций – центральная тема, хотя, казалось бы, всего-то встретились европейцы и совсем-совсем европейцы. На спектакль нужно приходить отдохнувшим, в хорошей интеллектуальной форме: смешной и музыкальный, он все же требует сотворчества от зрителя. Желательно знание английского: многие остроты построены на языковой игре.
«Рассказы Шукшина»
Складывается впечатление, что спектакль сегодня – это серый цвет и размышления о вечном. Но на «Рассказах Шукшина» Москва о вечном смеется. Декорации ─ лубочно яркие фотографии жителей родной деревни автора литературной основы (в сети встречается мнение, что эти фотопортреты играют наравне с артистами). Костюмы, отсылающие к советским шестидесятым-семидесятым, делают картинку ностальгической для тех, кто хоть однажды видел «Калину красную». «Рассказы» – сильнейшая постановка 2008-2009 годов, по мнению жюри «Золотой маски», и до сих пор хит, в том числе, благодаря актерскому составу (Евгений Миронов, Чулпан Хаматова, Юлия Пересильд). За три часа зрители увидят восемь историй с контрастно разными персонажами. Хаматова будет и старухой, и поселковой королевой, и несчастной глухой. Она покажет себя как центральная фигура действия, и как рассказчица, и как героиня эпизода. «Рассказы Шукшина» дают зрителям, имеющим возможность купить билеты от 7 тысячч рублей, шанс прочувствовать особенно ироничную в данном случае трагедию людей, для которых событие – накопить на новые туфли. Кроме того, сегодня это малодоступная экзотика ─ русская деревня, которой нет, или может быть, и не было нигде, кроме гениального воображения Василия Шукшина. Впрочем, кое-кто из критиков считает, что у «Театра Наций» получился Шукшин-light, с местной анестезией для души.
Где:
«Война и мир. Начало романа»
Спектакль 2002 года, получивший три «Золотые маски», до сих пор остается распространенным вариантом ответа на вопрос «Что посмотреть в московском театре, если я хожу туда раз в 20 лет?». На сцене соединились роман-эпопея и лаконичная форма, а находкой стало то, что один актер играет конфликтующих или контрастирующих друг с другом персонажей. Как режиссура, так и отношение к литературному источнику деспотично скрупулезны, но актеры сохраняют себя и умудряются создавать иллюзию импровизации. Среди ценителей принято ходить в «Мастерскую Фоменко» «на Тюнину» и на этот спектакль. «Гениально» – определение ее игры, встречающееся в сетевых зрительских рецензиях столь часто, что это производит впечатление SEO-оптимизации. Петра Фоменко уже, к сожалению, не назовешь живым классиком. Но пока прошло только шесть лет после его кончины, и стиль режиссера сохраняется без ухода в фантазии на тему.
С 2018 года спектакли «Золотой Маски» стали доступны слабовидящим и незрячим людям. Расширение аудитории стало возможным благодаря приложению «Искусство. Вслух», которое запустил генеральный партнер фестиваля «Сбербанк».
Фото: архивы пресс-служб, Aleksandra Torgushinkova