Грета Гарбо
Номинации на «Оскар»: нет
Почетный Оскар: 1955 год
Уважаемый американский журнал «Premiere» поместил Гарбо на восьмое место в списке самых великих кинозвёзд всех времен, а по версии Американского института кино она одна из пяти самых выдающихся легенд киноэкрана. Сложно поверить, что эта одна из величайших актрис кинематографа ни разу не удостоилась даже номинации на «Оскар». И это несмотря на то, что после появления премии в 1929 году с участием Гарбо вышли такие фильмы как «Гранд Отель» (1932), «Королева Кристина» (1933), «Дама с камелиями» (1936) и «Ниночка» (1939). Отметим, что почетный «Оскар» ей вручили с формулировкой «за незабываемые образы, созданные ею на киноэкране».
Микеланджело Антониони
Номинации на «Оскар»: Лучший режиссер и Лучший оригинальный сценарий («Фотоувеличение») 1967 год
Почётный Оскар: 1995 год
«Поэт отчуждения» — так любят называть Антониони кинокритики. Его взгляд на мир полон если не тоски, то некоторой меланхолии, а главной темой фильмов так или иначе всегда становилось одиночество. Его работы всегда отличаются поэтчным взяглдом на реальность, он всегда красиво и тонко показывают окружающий нероев мир. В одном из последних интервью он признался, что очень боится публики и критиков: «Я бы хотел предупредить их, объяснить им некоторые вещи, прежде чем они пойдут смотреть фильм. Кто-то сказал, что книги (а значит, и фильмы, добавлю я) должны представать перед судом присяжных как преступники и выслушивать обвинение и защиту. Конечно, этот кто-то был бесконечно прав». За свою карьеру на «Оскар» он был наминирован лишь однажды. Тогда победа ушла к Фреду Циннеману как лучшему режиссеру за фильм «Человек на все времена» и Клоду Лелушу с Пьером Юйттерхувеном за сценарий киноленты «Мужчина и женщина». К счастью, в 1995 году киноакадемия опомнилась и вручила заслуженную награду режиссеру.
Кирк Дуглас
Номинации на «Оскар»: Лучшая мужская роль («Чемпион») 1950 год, Лучшая мужская роль («Злые и красивые») 1953 год, Лучшая мужская роль («Жажда жизни») 1957 год
Почётный Оскар: 1996 год
Дуглас — один из последних ныне живущих звёзд «золотой эры» Голливуда. Его взгляд исподлобья и ямочка на подбородке сводили с ума миллионы женщин по обе стороны океана. Его путь к славе был тернист, но именно это и укрепило в нем силу духа. «Я говорю сыновьям, что у меня в детстве были преимущества, которых они лишены. Я родился в самой ужасной нищете. Мне некуда было двигаться, кроме как вверх», — вспоминает Дуглас о своем прошлом. Что до настоящего, то сейчас Кирку 94 года, и он активно пользуется социальными сетями, что делает его самым пожилым блогером-знаменитостью в мире (по утруждению «Википедии»).
Сидни Люмет
Номинации на «Оскар»: Лучший режиссер («12 разгневанных мужчин») 1958 год, Лучший режиссер («Собачий полдень») 1976 год, Лучший режиссер («Телесеть») 1977 год, Лучший адаптированный сценарий («Принц города») 1982 год, Лучший режиссер («Вердикт») 1983 год
Почётный Оскар: 2005 год
Пять номинаций и ни одной победы. Даже такая классика кино, как «12 разгневанных мужчин» не удостоилась приза Киноакадемии, меж тем в истории кино, особенно американского, он значит очень многое. Правда, откровенно говоря, в тот год конкуренция была нешуточная. За звание лучший режиссер с Люметом боролись Дэвид Лин с фильмом «Мост через реку Квай», Джошуа Логан с «Сайонарой», Марк Робсон с «Пэйтон Плейс» и Билли Уайлдер с «Свидетелем обвинения». Выиграл, как мы помним, первый. Режиссера отличала удивительная плодовитость — в течение полувека своей карьеры он в среднем снимал более одного фильма в год.
Роберт Олтмен
Номинации на «Оскар»: Лучший режиссер («Военно-полевой госпиталь М.Э.Ш.») 1971 год, Лучший фильм и Лучший режиссер («Нэшвилл») 1976 год, Лучший режиссер («Игрок») 1993 год, Лучший режиссер («Короткий монтаж») 1994 год, Лучший фильм и Лучший режиссер («Госфорд парк») 2002 год.
Почётный Оскар: 2006 год
Олтмен — один из крупнейших и величайших режиссеров современности. Он единственный в США обладатель главных наград фестивалей большой тройки — «Золотой пальмовой ветви», «Золотого льва» и «Золотого медведя». По его фильмам учатся сегодняшние студенты киноучилищ. Несмотря на то, что в кинематограф он пришел поздно даже по режиссерским меркам, за годы работы он успел снять немало прекрасных фильмов. Мировую славу и первую награду ему принес фильм «Военно-полевой госпиталь». Олтмену было тогда 45 лет, и по сути это был его первое полноценное режиссёрское высказывание. Пожалуй, лучше всего такой поздний старт объясняется словами самого же режиссера: «Я никогда не знал точно, чего хочу. Знал только одно: что я этого еще не видел».
Лорен Бэколл
Номинации на «Оскар»: Лучшая женская роль второго плана («У зеркала два лица») 1997 год
Почётный Оскар: 2010 год
Она начинала как фотомодель и уже в 19 лет сыскала невероятную славу, которая и проложила ей дорогу в кино. Ее дебютом стала лента «Иметь и не иметь», где Бэколл снималась вместе со своим будущим мужем Хамфри Богартом. Спустя годы работы Американский институт кино признал ее одной из величайших кинозвезд в истории Голливуда. Помимо выдающегося актерского таланта, в ее арсенале была и неземная красота, за которую она была признана главной красавицей Голливуда. Бэколл продолжала сниматься в кино даже в пожилом возрасте. По ее признанию, это доставляло ей невероятно удовольствие и позволяло чувствовать себя живой.
Жан-Люк Годар
Номинации на «Оскар»: нет
Почётный Оскар: 2011 год
Жан-Люк Годар стоял у истоков французской новой волны. Ему принадлежат такие фильмы, как «Мужское-женское», «На последнем дыхании», «Жить своей жизнью», «Банда аутсайдеров». Годара любят за неординарный подход к киноязыку и предельный профессионализм. За свою карьеру он снял 190 фильмов, и практически каждый из них классика кино. Сам же о кинематографе он отзывается так: «Я всегда сочувствовал французскому кино, потому что у него нет денег, и я сочувствую американскому кино, потому что у него нет идей».
Илай Уоллак
Номинации на «Оскар»: нет
Почётный Оскар: 2011 год
Уоллак получил свой «Оскар», когда ему было уже 95 лет. Сказать, что киноакадемия запоздала с чествованием — не сказать ничего. Среди его самых известных киноработ — фильмы «Хороший, плохой, злой» Серджио Леоне, «Великолепная семерка» Джона Стёрджеса, «Крестный отец 3» Фрэнсиса Форда Копполы. И это лишь самая малая часть его известных ролей. Лауреат премий BAFTA, «Тони» и «Эмми» и похже почетного «Оскара» за достижения на протяжении всей кинокарьеры, он, кажется, не особо жаловал критиков. Про них он всегда говорил с легким пренебрежением: «Позволить критикам превозносить тебя — это то же самое, что позволить палачу восхищаться твоей шеей».
Фото: Getty Images