M.C.: Май, Москва, «Черешневый лес» – в некотором смысле это уже синонимы. А какие ассоциации фестиваль вызывает у вас?
Ингеборга Дапкунайте: Как-то мы собрались на попечительский совет, где Михаил Куснирович сказал: «Вообще я продаю пальто, но кроме этого очень хочется прекрасного». Из стремления к «прекрасному» и желания этим поделиться 17 лет назад и возник фестиваль. Может, поэтому у «Черешневого леса» никогда не было жестких рамок или строго заданной темы. Были фестивали с обилием музыки, определявшей тональность программы. Или вдруг на первый план выходил театр, и мы все становились театралами. Или приезжал Франко Дзеффирелли, и фестиваль проходил под знаком его фильмов, выставки эскизов и костюмов к его бесчисленным оперным постановкам. Обязательным «номером программы» оставались лишь субботник с посадкой деревьев и танцы. Самые очаровательные танцы получились когда-то в Парке Горького. Живые, веселые.
Но фестиваль меняется, как погода в мае: то он в Венеции, то в Питере, то снова в Москве...
Первые годы он был домашним, компактным, лимитированным десятью насыщенными днями. Теперь он развернулся. Но при этом сохраняется дух импровизации и дружеской компании. Как и прежде, «Черешневый лес» для многих из нас – прекрасный повод повидаться. Для меня это добрый, радостный праздник. Я помню наш концерт в Петербурге в 2003-м – на ступенях Русского музея под проливным дождем, – который мы вели с Олегом Янковским, укутанные в желтые пледы, под зонтиками. Есть фотографии, где я стою с мокрыми волосами и сизым носом. Было адски холодно, дождь лил не переставая. Но никто не расходился, все досидели до финального аккорда. И дело не только в искусстве, но в самой атмосфере, когда разогнать единомышленников не может даже питерская непогода... А помните первые фестивали в музее А. С. Пушкина, где проходили концерты Башмета, а у входа стояли корзины с черешней?!
Чем еще мне дорога эта идея: в названии фестиваля не случайно есть слово «Открытый». Он старается знакомить зрителя с чем-то новым, пригласить тех, про кого вроде бы все известно, но оказывается – не все.
Про «не все» поподробнее: каких открытий зрителям ждать в сезоне-2017?
С удовольствием вспоминаю совместную с Третьяковской галереей выставку в ГУМе «Русский авангард. ХХI век», которую мы провели в прошлом году. Потом была удивительная ретроспектива Льва Бакста в Пушкинском музее. В этом сезоне мы продолжаем «выставочную» традицию и приглашаем зрителя познакомиться с творчеством Джорджо де Кирико. Такой масштабной выставки его работ в России еще не было.
Будет интересный театрально-музыкальный проект «Черт, Солдат и Скрипка» – это смешение русского и французского искусства. Сочинил историю Шарль Рамю, а сюжет он позаимствовал у Александра Афанасьева из сказки «Беглый солдат и черт». Написал текст по-французски, а Стравинский 100 лет назад сочинил музыку для него, объединив движение и слово. В разное время в этом «читаемом, играемом и танцуемом» представлении принимали участие Жан Кокто, Жан Маре, Питер Устинов, Ванесса Редгрейв, Иэн Маккеллен, Джереми Айронс и Стинг. Перевод на английский Soldier’s Tale сделан Куртом Воннегутом. Мы же в рамках фестиваля хотим показать мировую премьеру новой версии этого сочинения, созданной скрипачом и дирижером Дмитрием Ситковецким на слова Михаила Успенского, написавшего перевод текста Рамю. Кстати, в постановке также участвует теперь уже мой коллега, хореограф Владимир Варнава – будет интересно на него посмотреть.
И, надеюсь, у нас получится спектакль «Цирк» (сценическая версия фильма Григория Александрова 1936 года с Любовью Орловой), который ставит в Театре Наций режиссер Максим Диденко, а я там играю роль Мэри.
Ваш первый совместный проект, спектакль «Идиот», в котором вы сыграли князя Мышкина, оказался сенсацией. Как сейчас работается с Диденко?
Мне близок физический театр Диденко и нравится, что Максим всегда начинает работу с какой-то четкой идеей, которой дает возможность обрастать новыми смыслами и формами. У него всегда есть свое видение, но он дает ему развиваться вместе с командой. А команда у нас потрясающая: движения ставит Владимир Варнава, Маша Трегубова отвечает за декорации и костюмы, Иван Кушнир пишет музыку, сценарий – Константин Федоров. Но с Диденко загадывать невозможно, и в этом весь интерес.
8 must-see фестиваля
- В большой ретроспективе предтечи сюрреализма ДЖОРДЖО ДЕ КИРИКО соберут около 100 работ художника из музейных и частных собраний по всему миру, в том числе из Национальной галереи нового и современного искусства в Риме, Музея Виктории и Альберта в Лондоне и парижского Центра Жоржа Помпиду, и вернут обратно 23 июля.
- С 26 апреля по 31 мая в «Петровском пассаже» вдохновляемся «живописью обнаженной души» 80-летней КАТИ МЕДВЕДЕВОЙ.
- 11 и 12 мая наслаждаемся игрой Ингеборги Дапкунайте в премьере спектакля «ЦИРК» Театра Наций.
- 15 мая в Доме музыки пройдет концерт Национального филармонического оркестра России под управлением ВЛАДИМИРА СПИВАКОВА, с ним выступят юные таланты Даниэль Лозакович и Александр Малофеев.
- В Концертном зале им. П. И. Чайковского 19 мая отмечаем год Стравинского премьерой спектакля «ЧЕРТ, СОЛДАТ и СКРИПКА». В постановке: Владимир Познер, Андрей Макаревич, Дмитрий Ситковецкий, Владимир Варнава.
- Обязательная программа: посадка деревьев – 20 мая на территории спорткомплекса «Лужники».
- 31 мая вручение премии «Творческое открытие» Олега Янковского за самые яркие достижения в разных областях искусства.
- 16 и 17 июля ждем гастролей Санкт-Петербургского государственного театра балета Бориса Эйфмана с мировой премьерой «Русский Гамлет».
Фото: архив пресс-служб