«Мы, танцоры, отдаемся в руки молодых хореографов и помогаем им развивать собственный язык. Они – рискующие, мыслящие, со своим актуальным посылом. С каждым есть возможность раскрыться», – говорит мне Анастасия Медведева. Явно уставшая, но с горящими глазами, выдающими удовольствие от процесса работы над новой постановкой, Настя после семичасовой репетиции встречает меня на пороге здания театра. У «Нового балета» 2 мая состоялась большая премьера в МТЮЗе. Это программа из двух одноактных спектаклей: по сюжету «Превращения» Франца Кафки в постановке члена труппы барселонского Corella Ballet Кирилла Радева, где Медведева исполняет одну из главных ролей, и история ветров «Унесенные» петербуржца Константина Кейхеля. Понятно, что до конца мая, пока идут спектакли, Анастасия будет, по сути, жить в театре. Как было до этого, в апреле, когда труппа участвовала в постановке церемонии «Золотая Маска» и давала спектакли в «Новой опере» (пока площадки приходится арендовать). Кстати, в августе, с началом нового сезона, «Новый балет» вернется сюда с той самой нашумевшей Fortuna vis Lucem от звезды европейской хореографии Франческо Вентрильи.
«Басманная – наша репетиционная база, дом, где кипит жизнь нашей небольшой (15 человек, не считая приглашенных артистов), но дружной семьи. В балетном мире это нечасто встречается. Сейчас работы особенно много, только пресловутое “плечом к плечу” и спасает. Оттачиваем репертуар с хореографами и постановщиками шесть дней в неделю. Вы не против слегка прогуляться? Я знаю отличное место, которое открыли три композитора...»
Мы пьем кофе в маленьком ресторанчике недалеко от театра, фоном играет пианист. «Трио» – одно из немногих мест в городе, где еще чудом сохранился дух старой Москвы. Жаль, имен тех самых композиторов здесь никто не помнит. «Я пришла в труппу три года назад, – продолжает Настя. – Как раз в это время Франческо, который уже успел прогреметь в Большом и Мариинке, миланском “Ла Скала” и Гранд Театре Женевы, ставил для “Нового балета” свою Fortuna vis Lucem. Он объединил мощнейшую “Кармину Бурана” Карла Орфа и “Болеро” Мориса Равеля. Благодаря директору Павлу Нестратову началась эта дружба и особая, новая история театра».
После более чем удачного старта Fortuna vis Lucem (чего стоит успех летом 2015-го в Каннах на Фестивале российского искусства!) Павел Нестратов продолжает делать ставку на молодую балетмейстерскую кровь.
У Анастасии – классическое образование, моисеевская школа-студия народного танца, и вдруг... современная хореография. Но, как она объясняет, у всех современных исполнителей и хореографов классическая база.
«Возьмите, например, труппу Нидерландского театра танца – это виртуозы, которые владеют совершенно полярными техниками на высочайшем уровне. Но не имея основы, это сделать невозможно. Моим кумиром всегда была Пина Бауш, я смотрела записи и понимала, что это божество на сцене, своим телом она могла рассказать любую историю. Я мечтала попасть к ней в труппу. Но она уже ушла из жизни, когда объявили о кастинге. Потом я узнала, что “Новый балет” набирает танцовщиков для “Кармины Бураны”, выучила все движения по видео за неделю, и в сентябре 2014-го уже вышла на сцену. Было экстремально: ведь я до этого работала в кардинально другой технике, но смогла быстро влиться. Помню, как подошла к Франческо за напутственным советом перед его отъездом, он посмотрел на меня своими жгучими карими глазами и сказал на русском просто – “Давай!”».
«Когда понятно, о чем искусство говорит со зрителем, мне это по духу»
Следующей большой постановкой театра, уже через год, стал спектакль по мотивам «Соловья и розы» Оскара Уайльда – «Зимняя роза» Константина Кейхеля, у которого тоже очень самобытная хореография. Я спрашиваю про его подход к артистам, и Настя тут же загорается.
«Костя наполненный человек, много ездил по миру и вобрал в себя и европейскую школу, и русскую. Он занимался с нами каждый день и перед основной репетицией давал полуторачасовые классы contemporary dance и йоги, готовя наши тела к своей лексике. Там нет пустого движения, очень сильная энергетика... Когда в Европе говорят “русский хореограф”, все думают о классике. Но у нас есть своя линия развития современного танца. Кейхель, Варнава, Радев, Кайдановский, Семенов и другие постепенно завоевывают балетный мир».
Современный танец – он про здесь и сейчас. Когда понятно, о чем искусство говорит со зрителем, мне это по духу, – подчеркивает Настя. – Пусть сюжет из XVIII века, вроде «Соловья и розы», но эта притча абсолютно созвучна сегодняшнему дню».
Работа над «Превращением» была настоящим вызовом. Попытаться переложить на язык современного танца совсем непростого Кафку – задача не из легких, да и музыку хореграф выбрал сложную, впервые соединив известного абсурдиста c темами Моисея Вайнберга. «Вайнберг – психологический композитор, требуется время, чтобы понять его музыку и раскрыть заложенный в ней смысл. Но это стопроцентное попадание в Кафку».
При этом Радев за свободу, он задает только основной вектор, остальное доверяет артистам. Говорит, что историю нужно пережить и наполнить собой. Настя признается, что такая хореография ей близка: «Его пластика экспрессивная, гротескная, оправданно жесткая – движения бьют четко в зрителя. Мы видим цинизм со стороны семьи главного героя, но он продолжает бороться, пока не сломается, – Кирилл точно создает эту атмосферу и погружает в нее полностью».
Про злободневность сюжета не поспоришь. Настя уверена, что поднимать актуальные вопросы – и есть главная задача современного танцтеатра. Ради чего еще выходить на сцену? «Помните фразу из монолога балерины у Ефремова: “Жертвы – упрямство – фанатизм – и труд каторжника”. Думаю, наше существование в професии имеет смысл тогда, когда у нас есть возможность выразить мысль. Говорить о важном, о героях, в которых мы узнаем себя, живущих в этой реальности, в этом темпе, со всеми проблемами сегодняшнего общества, и той внутренней силе, способной все изменить».
Фото: архив пресс-служб