Егише Тадевосян, «Портрет Жюстины, жены художника», 1903 | marieclaire.ru
Егише Тадевосян, «Портрет Жюстины, жены художника», 1903

Армянский импрессионизм сформировался как отдельное явление на рубеже XIX-XX веков под влиянием трех художественных направлений: французского импрессионизма, русской художественной школы, а также традиций армянского искусства, уходящего корнями вглубь веков. Истоки армянского импрессионизма нужно искать в России. Многие художники-армяне учились в России, в первую очередь, конечно же, в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (Ваграм Гайфеджян, Мартирос Сарьян). Их преподавателями были Василий Поленов, Валентин Серов и Константин Коровин, виднейший русский художник-импрессионист. В то же время на рубеже веков многие художники-армяне жили во Франции и путешествовали по Европе. Очень многие мастера, представленные на выставке, учились в академии Рудольфа Жюлиана в Париже (Григор Шарбабчан, Рафаэл Шишманян). Оказавшись на родине импрессионизма, армяне образовали сплоченную диаспору.

Французская импрессионистическая палитра оказалась очень близка к традиционному колориту Армении, как художественному, так и географически-природному.  Яркие и жизнеутверждающие краски как нельзя лучше подошли для живописания природы Армении, ее зеленых лугов, величественных гор и цветущих садов. Красота армянской земли, традиционно-уважительное и восхищенное отношение к женщине, зарисовки улочек армянских городов и деревень – все это стало новым источником вдохновения для армянских импрессионистов.

На выставке, организованной Музеем русского импрессионизма (она охватывает временной диапазон с 1898 по 1970 год) представлены 57 работ из собраний Национальной галереи Армении, Музея русского искусства Еревана (коллекция профессора А. Абрамяна) и частных коллекционеров из России и Армении. Познакомимся с некоторыми художниками поближе. 

Вардгес Суренянц

На художественное становление Вардгеса Суренянца повлиял случай. Ему едва исполнилось 7 лет, когда отца перевели с Кавказа в Крым настоятелем армянской церкви в Симферополе. Суренянцы приехали к своим дальним родственникам Айвазовским. Однажды вместе с великим художником священник Акоп Суреньянц ездил в Бахчисарай, взяв с собой совсем еще маленького Вардгеса. В той поездке мальчик делал зарисовки ханского дворца, в которых знаменитый маринист увидел задатки большого таланта (впоследствии Суренянц посвятит свои работы по Бахчисараю именно Айвазовскому), похвалил его и подарил ему набор красок. Этот случай стал началом художнического пути Вардгеса Суренянца. 

Вардгес Суренянц
Вардгес Суренянц
«Портрет А. Г. Идельсон», 1913 (фрагмент)
«Портрет А. Г. Идельсон», 1913 (фрагмент)
Суренянц считается основоположником исторического жанра в армянском искусстве, он же одним из первых, если не первым привнес в национальную живопись влияние модерна и символизма.

Суренянц получил художественное образование сначала в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, а затем в Мюнхенской академии художеств. Он много путешествовал по Европе (в армянском монастыре на острове Сан-Ладзаро-дельи-Армени в Венеции он открыл для себя богатейшее собрание армянских иллюминированных рукописей), присоединился к иранской экспедиции Валентина Жуковского. В поездках по Армении он создал множество этюдов, зарисовок и полотен, проникнутых восхищением красотой и величием страны. Впрочем, сам Суренянц считал себя представителем мировой культуры. Полиглот и известный переводчик, он на персидском декламировал Хафиза и Омара Хайяма, переводил с английского Шекспира и Уайльда, читал доклады на итальянском, писал предисловия к немецким книгам.  С 1892 года Вардгес Суренянц активно участвовал в художественной жизни Москвы и Санкт-Петербурга (в частности, в 22-й выставке Передвижников с картиной «Покинутая»), как театральный художник сотрудничал с Мариинским театром, а в конце жизни расписал церковь Сурб Рипсиме в Ялте. 

Егише Тадевосян

Детство Егише Тадевосяна прошло в окружении замечательных памятников армянской культуры. В его родном городе Вагаршапате расположен Эчмиадзинский монастырь – престол главы Армянской церкви и сокровищница средневекового искусства, в первую очередь, иллюстрированных рукописей. «Проводником» в глубокое понимание традиционной культуры для Тадевосяна стал живописец и знаток национального искусства Вардгес Суренянц, в семье отца которого Тадевосян жил в Москве (он привил Егише любовь к фольклорным сказаниям, научил копировать орнаменты с древних армянских манускриптов). Главным учителем и близким другом Тадевосяна был Василий Поленов – мастер исторических и пейзажных полотен, страстный пленэрист и наставник многих выдающихся художников. У него Тадевосян учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, в его доме познакомился с Репиным и Суриковым, Левитаном и Виктором Васнецовым, там же встретил свою будущую супругу. 

Егише Тадевосян, «Автопортрет»
Егише Тадевосян, «Автопортрет»
Бюст Егише Тадевосяну в Ереване
Бюст Егише Тадевосяну в Ереване

Мастерство Тадевосяна-пейзажиста раскрылось в поездке с Поленовым в Палестину, Сирию, Египет и Грецию в 1899 году, где некоторые этюды он написал прямо с палубы парохода. На обратном пути из Константинополя Тадевосян впервые оказался в Западной Европе, о которой раньше слышал лишь в рассказах московских коллег. Уже став преподавателем в Тифлисе, на летние каникулы художник отправлялся в Европу – смотреть искусство старых мастеров. Постепенно проникался он и живописными открытиями импрессионистов. Помимо пейзажей, Тадевосян писал портреты (часто его моделью становилась жена Жюстина). Во время путешествий по Европе Тадевосян создал большое количество как полноформатных работ, так и этюдов. Одной из точек притяжения для художника стала Венеция, очаровавшая Тадевосяна своими каналами, гондолами и яркой, средиземноморской атмосферой. Увлеченный исследователь свето-воздушной среды, Тадевосян в своих венецианских этюдах постарался не только отразить праздничный, «открыточный» колорит города, но и описать завораживающую красоту переменчивых вод каналов, многоцветие итальянского неба.

«Канал и гондола», 1905
«Канал и гондола», 1905

Карапет Адамян

Карапет Адамян родился в Османской империи, учился в Италии, но талант его наиболее ярко раскрылся во Франции, где художник был известен под именем Шарль. Он родился в семье константинопольского ювелира и музыканта. Из армянской школы Мхитарян тринадцатилетнего Карапета отправили в гимназию Мурад-Рафаэлян в Венеции, располагавшейся в здании барочного палаццо Ка’Дзенобио. Здесь Адамян брал частные уроки живописи у профессора Антонио Паолетти, затем стал посещать венецианскую Академию изящных искусств. Не окончив Академии, он вернулся в Константинополь, где состоялась его первая выставка. Молодой художник поступил на работу в мастерскую керамики султанского дворца. 

Карапет (Шарль) Адамян
Карапет (Шарль) Адамян
«На пляже»
«На пляже»

В 1897 году Адамян, успешный придворный керамист и живописец, не обделенный и частными заказами, из-за армянских погромов эмигрировал во Францию и в скором времени стал известным мастером плаката. Он также иллюстрировал книги Ги де Мопассана, Рене Базена, Анатоля Франса, сотрудничал с ведущими газетами и журналами (L’Illustration, Le Monde Illustre), оформлял спектакли в театрах Парижа и был одним из основателей общества армянских художников Франции.

«Женщина на берегу моря»
«Женщина на берегу моря»

«Визитной карточкой» Адамяна стали идиллические морские пейзажи с фигурами людей на берегу. Он наполнял полотна светом и прозрачным воздухом, струящимся в вихре мелких, динамичных мазков, зачастую наложенных на холст лопаточкой-мастихином. Силуэты отдыхающих женщин и играющих детей написаны против света, в контражуре, на фоне мерцающей цветовыми отблесками поверхности воды.

Ваграм Гайфеджян

Ваграм Гайфеджян родился в Грузии, в семье священника и учителя армянского языка и литературы. В 12 лет он приехал в Москву, где учился сначала в Лазаревском институте восточных языков, а затем продолжил учебу в Московском университете на медицинском и юридическом факультетах.  Однако склонность к изящным искусствам оказалась сильнее. Еще во время учебы в Лазаревском институте он посещал художественный кружок, а в 1902 году поступил на живописное отделение Московского училища живописи, ваяния и зодчества, где стал учеником Валентина Серова, Константина Коровина, Аполлинария Васнецова и других известных мастеров.

Ваграм Гайфеджян
Ваграм Гайфеджян
«Май», 1915
«Май», 1915

Закончив учебу, молодой художник некоторое время работал в Москве (копировал произведения русских и европейских художников, участвовал  в оформлении спектаклей в Императорском Большом  театре), но затем вернулся на родину в Грузию. Грузинский город Ахалцих становится для художника «духовной родиной», подобной тому, что искали Поль Гоген на Таити. После переезда из Грузии в Армению Гайфеджян долгие годы проработал в художественном училище, совмещая преподавание и творчество. Разносторонне развитый интеллектуал, он был блестящим педагогом. Важную роль он сыграл и в развитии армянской художественной критики и искусствоведения, став автором ряда научно-критических и теоретических статей и монографий. 

«Прогулка», 1920
«Прогулка», 1920

Мартирос Сарьян

Путь Мартироса Сарьяна в искусстве начался с курьеза. В нахичеванской городской конторе по распространению журналов и газет, куда после гимназии устроился пятнадцатилетний Мартирос, его внимание захватили журнальные иллюстрации и зарисовки колоритных городских типажей. Как-то раз Сарьян нарисовал старика, который на следующий же день заболел. Причиной болезни назвали сарьяновский рисунок и из суеверия его сожгли. Оценив «силу искусства» Мартироса, старший брат Сарьяна помог поступить ему в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.

Мартирос Сарьян
Мартирос Сарьян
Мартирос Сарьян, «Автопортрет»
Мартирос Сарьян, «Автопортрет»

В Москве его любимыми профессорами были Валентин Серов и Константин Коровин. В их портретной мастерской Сарьян продолжал работать даже закончив училище. В летние каникулы 1901 года Сарьян впервые посетил историческую родину, Армению, и с того момента ясно осознал цель своего творчества – «< em>Выразить сущность загадочного Востока». 

«Домик в саду, холст», 1935
«Домик в саду, холст», 1935

В 1926 году Мартирос Сарьян оказался в Париже, где жил и активно работал два года. Там он основательно изучил и использовал художественные принципы импрессионизма, что послужило обновлению его цветовой палитры и восприятия света… И 7 января 1928 года в знаменитой парижской галерее Шарля Огюста Жерара открылась персональная выставка художника, имевшая успех у критиков и любителей искусства. Экспонировалось около сорока картин, созданных художником в Париже. Сегодня их, увы, не увидишь: < em>«Французский пароход «Фрижи», который вёз мои картины, должен был погрузить в Новороссийском порту яйца и с этой целью забрал с собой древесные опилки. Ящики с картинами были уложены как раз на этих опилках… В Константинопольском порту на корабле по случайной причине, или преднамеренно, возник пожар – загорелись опилки – и… от моих сорока картин остался лишь небольшой клочок холста». Уцелели только те полотна, которые были проданы Сарьяном в Париже, а также несколько этюдов, которые он вез с собой (среди них «Горы. Котайк», «К роднику», «Газели», «Уголок кавказского города», «На  берегу Марны. Париж», «Из окна мастерской»). 

На изобразительную манеру Сарьяна оказало влияние творчество Гогена и Матисса, проявившееся в ярком локальном цвете его полотен и обостренном линейном ритме («На берегу Марны», 1927)
На изобразительную манеру Сарьяна оказало влияние творчество Гогена и Матисса, проявившееся в ярком локальном цвете его полотен и обостренном линейном ритме («На берегу Марны», 1927)
В искусстве Сарьяна сплелись воедино знойное солнце Востока и новейшие методы западного искусства. Его творчество стало своеобразным символом Армении.

После октябрьской революции 1917, с переездом на историческую родину, эти красочные легенды обретают подчеркнуто национально-романтичный характер: «сны о Востоке» превращаются в «сны об Армении». Дар обобщения позволял Сарьяну трансформировать образы родной природы в синтетические изображения мира, его сотворения, постоянной  изменчивости, размышлениям о роли человека в природе. По сути, в искусстве Сарьяна сплелись воедино знойное солнце Востока и новейшие творческие подходы и методы западного искусства. 

Фото: Getty Images, архивы пресс-служб