Какие ассоциации вызывают у вас такие увлечения, как шитье и вышивка? Сегодня это далеко не про скучное времяпрепровождение с бабушкой на кухне под запах пирогов.
«Бабушкины» хобби обретают все большую популярность среди девушек в возрасте 20-30 лет. А обучающие видео в социальных сетях набирают миллионы просмотров. Как оказалось, в век бесконечного информационного шума и дедлайнов рукоделие может легко заменить медитацию и стать глотком свежего воздуха.
Медитация в мире хаоса
Пандемия 2020 года подтолкнула к основательному изучению двух направлений: кулинарии и рукоделия. Уже спустя год британская розничная сеть супермаркетов Hobbycraft, специализирующаяся на товарах для творчества и рукоделия, выявили, что вязание впервые за 15 лет обогнало рисование по количеству новых участников (читайте также: «2020 год в фотографиях: каким мы его запомним»).
Психологи утверждают, что повторяющиеся движения успокаивают нервную систему, снижая уровень кортизола почти так же эффективно, как дыхательные практики. Мысли человека направлены на состояние «здесь и сейчас». Зачастую в этом процессе анализируются поступки и находятся ответы на вопросы, а в завершении — чувство морального удовлетворения от проделанной работы.
Американские терапевты даже называют рукоделия «mindful stitching», что в переводе «осознанное сшивание».
Как Гарри Стайлз стал амбассадором экологичной моды и… вязания
Мода сыграла немаловажную роль. DIY-сообщества продвигают трехкратное правило S: slow, sustainable, special. Это не просто тенденция, где вещь ценится за уникальность и становится маленьким произведением искусства, это акт экологической ответсвенности. Поэтому вязаные сумки, носки или топы с ручной вышивкой превратились не в «деревенский» стиль, а стали частью трендового гардероба.
JW Anderson вывел на мировую арену вязаный «Harry Styles cardi».
В феврале 2020 года английский певец Гарри Стайлз надел лоскутный кардиган JWAnderson во время выступления на шоу Today. Это вызвало большой ажиотаж среди поклонников певца и сторонников экологичной моды: все начали активно делиться видео с созданием своей версии вязаной вещи.
В ответ на вирусную популярность этого образа среди пользователей TikTok дизайнер Джонатан Андерсон поделился бесплатным руководством по выкройке, которое содержит несколько страниц подробных инструкций, описывающих, как соединить каждую деталь (читайте также: «От товароведа до дизайнера-гения: как Джонатан Андерсон совершил революцию в мире моды»).

«Я так впечатлен и невероятно тронут этой тенденцией и всеми, кто вяжет кардиган. Я действительно хотел выразить нашу признательность, поэтому мы делимся узором со всеми. Так держать!»
В 2024 году, благодаря российской стилистке Лотте Волковой и ее плотному сотрудничеству с брендом Miu Miu на модную арену вновь вышли кардиганы из тонкого трикотажа, которые еще 15 лет назад фешен-стилисты активноназывали антитрендом.
На сегодняшний день Miu Miu сделали трикотаж новой формой сексуальности, а масс-маркет-бренды вдохновляются и создают похожие коллекции.
Камила Кабельо в Miu Miu во время показа женской одежды Весна/Лето 2025 в рамках Недели моды в Париже
Джиджи Хадид посещает показ женской коллекции Miu Miu осень/зима 2024-2025
«Вязальные бары»: рукоделие как способ обрести новый социальный круг
Отправлять друг другу Reels и ходить на летние веранды становится скучно. Куда интереснее пригласить подруг в «вязальные бары», где можно не только выпить вкусный кофе, но и развить навыки, связанные с рукоделием.
Например, в Питере такие встречи проходят по воскресеньям в пространстве «Сообщество». Билет туда стоит недорого и действует в течении всего дня покупки. Ведущая — мастерица бренда Love To Knit Екатерина Щербакова. Клуб подойдет для тех, у кого есть базовые навыки вязания. Необходимые материалы для участия: крючок и пряжа.
Такие сообщества можно найти и среди студентов лучших ВУЗов страны. Например, в Высшей школе экономики молодые ребята создали клуб «Клубок». Они участвуют в Дне открытых дверей и проводят бесплатные мастер-классы как для новичков, так и для продолжающих. В таких местах меньше про моду, больше — про человеческое тепло и взаимопомощь (читайте также: «Москвичи скупают билеты на „кофейные рейвы“ — вечеринки, где никто не пьет алкоголь, но очень весело»).
Больше, чем просто хобби
Как показала практика, традиционно «женские» увлечения переросли в символ независимости, смелости и успеха.
Девушки находят множество способов монетизировать свое хобби: запускают собственные бренды, курсы с PDF-схемами, ведут блоги в социальных сетях и проводят онлайн/офлайн мастер-классы.
Чтобы коммерциализировать свое увлечение, нужно не забывать про личный бренд и подачу: качественные фото и описания, активное взаимодействие с аудиторией, формирование уникального предложения и участие в мероприятиях. Если следовать определенным шагам и непрерывно обучаться своему делу, это точно приведет к чему-то большему, чем просто хобби!
Это настоящая магия — создавать вещи, делать моду честнее и передавать культурные традиции из поколения в поколение. И не забывайте спрашивать советы у своих бабушек. Они с удовольствием поделятся с вами секретами рукоделия.
Фото: социальные сети lovelovetoknit, madewithlovebytomdaley, _hookedbyg, Getty Images