Беременность — новый тренд: как социальные сети неосознанно поднимают демографию | marieclaire.ru

Когда в 1991 году беременная Деми Мур появилась на обложке Vanity Fair, это вызвало резонанс. Никогда до этого знаменитости не объявляли о пополнении в семье столь откровенными снимками. В 2010 традицию продолжила Клаудия Шиффер, украсившая обложку немецкого Vogue, в 2014 — Кортни Кардашьян, а в 2021 — Джиджи Хадид. Со временем «интересное положение» официально стало модным. Мы наблюдаем за главной trad wife Нарой Смит, рассматриваем провокационные выходы Рианны и с нетерпением ждем, кто же будет следующей pregnant icon.

Мы проследили, как беременность из одной из табуированных и интимных тем превратилась в эстетику, которой сегодня хотят следовать даже те, кто не планировал ребенка. Получается, что социальные сети неосознанно (или не совсем?) поднимают демографию? Почему консервативные идеалы сегодня продают успешнее, чем другие механизмы продвижения — разбираемся в материале (читайте также: Tradwife: почему работать женой резко стало модным).

Порочное доказательство сексуальной активности

В ранней современной истории основными функциями женщины считали абсолютное послушание мужа и плодородие. Швейцарский психиатр Карл Юнг утверждал, что материнский архетип проникал в человеческое «коллективное бессознательное» на протяжении веков во многих культурах. Фигура женщины-матери олицетворяла силы природы — луну, море и землю, воплощала институты власти — церковь или государство.

Несмотря на то, что материнская символика глубоко укоренилась в человеческой психике, женская субъективность и реалии беременности долгое время были окутаны тайной. Культура поощряла фертильность, но в то же время порицала сексуальную активность. Секс подрывал авторитет женского целомудрия и чистоты, а значит говорить о периоде ожидания ребенка так, как об этом стоит сказать, было невозможно.

Художники «скрывали» беременность Девы Марии тяжелыми одеждами. Все тициановские женщины обладали крепкими телами и мясистыми животами — тогда именно такой тип фигур считался стандартом красоты — поэтому отличить девушку в положении было практически невозможно.

Беременность считали неприличной и неуместной для публичной демонстрации. Окружающие могли испытать неприязнь, поэтому в эпоху Возрождения женщин, вступивших в третий триместр ожидания малыша, запирали в домах. В Викторианскую эпоху беременные были полностью изолированы от общества, но даже в отдаленных сельских местностях барышням приходилось носить специальные корсеты, чтобы как можно дольше скрывать округлившийся живот.

Революция образа беременной женщины

Вплоть до 20 века беременность воспринималась не как счастливый период, а как тяжкое бремя. Переломным моментом в изменении общественного сознания стала обложка журнала Vanity Fair в 1991 году, снятая Энни Лейбовиц. Деми Мур, находящаяся на 7 месяце беременности, позировала фотографу обнаженной. Это вызвало такое возмущение, что некоторые магазины отказались продавать выпуск, а другие спрятали его в специальную оболочку, предназначенную для порнографических материалов.

Деми Мур в фотосессии для Энни Лейбовиц и Vanity Fair, 1991 год

Деми Мур в фотосессии для Энни Лейбовиц и Vanity Fair, 1991 год

Деми Мур в фотосессии для Энни Лейбовиц и Vanity Fair, 1991 год

Деми Мур в фотосессии для Энни Лейбовиц и Vanity Fair, 1991 год

Тем не менее аудитория журнала увеличилась на 75 000 человек, а выпуск превысил прогнозы продаж на 500 000 экземпляров. Это стало первым показателем — нарушение табу о показательной беременности востребовано на рынке. Издание The Guardian подтверждает: «Беременность, материнство и фертильность рассматриваются знаменитостями, как еще один способ продажи».

Эстетика в духе Нары Смит

Сегодня оголенные животы и честный разговор об ожидании ребенка не просто нормализованы, но даже возведены в культ. Беременный стиль Рианны стал отдельной темой для обсуждения в мире моды — кульминацией стала обложка певицы в журнале Homme girls.

Всеобщее восхищение за смелые выходы получили и другие знаменитости. Модель Адвоа Абоа обнажила живот на Met Gala 2024, а актриса и модель Сиена Миллер объявила о второй беременности в 41 год на Vogue World в Лондоне (читайте также: «Оскар» мира моды: 10 культовых нарядов Met Gala и одна большая провокация).

Адвоа Абоа на Met Gala 2024

Адвоа Абоа на Met Gala 2024

Сиена Миллер на Vogue World в Лондоне, 2023

Сиена Миллер на Vogue World в Лондоне, 2023

Консультант стратегического развития брендов Юджин Хили заявляет, что наличие детей сегодня вновь стало показателем статуса и роскоши. Независимо от того, одеты ли знаменитости в нестандартный подиумный образ или предпочитают «домашний шик» в стиле популярных инфлюенсеров, беременность рассматривается, как аксессуар к жизни матери. Хили заканчивает свое видео шуткой: «Я решил проблему снижения рождаемости — просто делайте это круто!».

Высокая мода поднимает демографию

В России 2025 год был объявлен годом семьи. Чтобы повысить уровень рождаемости, власти увеличили материнский капитал: 690 000 рублей на первого ребенка, 912 000 рублей на второго. В США молодым матерям выдают «бонус» в размере 5000 долларов, а для многодетных матерей придумали национальные медали. Мир пытается бороться с экономическим кризисом, климатической нестабильностью и выматывающими графиками работы, уверяя, что рожать детей — все еще безопасно и важно.

Однако мир моды и социальных сетей делает это еще эффективнее. Консервативные идеалы красоты все больше доминируют в наших лентах, телах и лицах. Визажисты делятся советами по достижению желанного «беременного glow up» для тех, кто на самом деле не находится в положении, а инфлюенсеры активно рассказывают об уходе за телом и специальных процедурах (читайте также: Break Up Glow Up: почему резко похорошеть после расставания чревато глубоким кризисом).

Почему картинка умалчивает правду?

Сегодня беременная женщина красива, потому что она выполняет свою «естественную» роль изящной жены и матери. И это действительно так, однако идеальная гламурная картинка очень редко соответствует суровой правде жизни. У влиятельных людей есть возможность поддерживать молодость и сияние кожи, рассчитывать на регулярную помощь и сопровождение партнера и, надевая самое экстремально мини, выглядеть сногсшибательно.

TikTok тренд «belly only pregnancy» фокусируется на красоте растущего живота, но упускает из виду такие серьезные проблемы, как гормональная экзема, волосы на животе, растяжки и выделения из груди. А ведь именно с этим приходится сталкиваться большинству женщин — в такие моменты, пожалуй, совсем не до стильных луков.

Соучредитель популярной американской платформы о материнстве Амрит Тиец говорит: «Нас постоянно бомбардируют нереалистичными западными стандартами красоты, которые не останавливаются на сложностях беременности и послеродовом периоде. Это гламурно настолько, что нереалистично для жизни. Беременность прекрасна, но она также может быть трудной и подавляющий общий эмоциональный фон женщины».

Консервативные нормы красоты, доминирующие в наших лентах, оставляют мало места для беременности, которая является чем угодно, но точно не изящным животом на худом и спортивном теле. Ожидание ребенка — действительно уникальный и абсолютно прекрасный период в жизни женщины. Насмотревшись на Нару Смит и Рианну, обычные девушки зачастую чувствую себя уязвимыми. Иметь неидеальное тело, не находить в себе силы, чтобы выглядеть, как с обложки — абсолютно нормально. Помимо красоты беременность может привнести в нашу жизнь кардинальные эмоциональные, гормональные и физиологические изменения — и именно поэтому беременность никак нельзя превращать в культ.

Фото: Legion Media, социальные сети @eugbrandstrat, @hommegirls, @naraaziza, @gigihadid