Будущий вундеркинд: 5 упражнений, которые помогут ребенку быстро научиться читать

Лингвист, основатель детской онлайн-школы «Лаборатория чтения «Верные слова» Анна Левинзон рассказала, какие пять упражнений помогут развить фонематический слух.

Обычно, когда мы говорим с детьми, то мы употребляем слово «буква». Так устроены и детские пособия для чтения — буква и картинка, и мы говорим: «на какую букву начинается слово «друг»? Но лучше попробовать говорить ребенку «звук», так он быстрее научится различать эти два понятия и ему будет намного легче осваивать фонетику в школе.

Музыкальная перемена

Вы выбираете звук, включаете быструю музыку, и пока она играет, ребенок должен найти и принести предметы на этот звук. Например, на «л» ребенок может принести ложку и ластик, на «т» — тарелку и тапок. Будет веселее, если и вы тоже включитесь в игру, и тут советуем вам «ошибаться» и приносить вещи на другой звук. Например, если вы с ребенком выбрали звук «б» — принесите подушку, и тогда ребенок должен будет услышать различие «б» и «п» и указать вам на ошибку.

Глухие и звонкие

Вы кидаете ребенку мяч и называете какой-нибудь звонкий звук, а ребенок должен кинуть мяч обратно и назвать парный глухой. Например, вы говорите «д», тогда ребенок должен в ответ сказать «т», Вы говорите «ш», ребенок должен сказать «ж» — последовательность глухих и звонких нужно менять. Важно, чтобы ребенок добился автоматизма, поэтому упражнение лучше делать на скорость — вернуть мяч нужно как можно быстрее.

Поменяй букву

Будущий вундеркинд: 5 упражнений, которые помогут ребенку быстро научиться читать

Это очень важное упражнение: чтобы ребенок хорошо читал, ему нужно уметь манипулировать звуками, то есть добавлять, убавлять и переставлять звуки в словах. Составьте список коротких слов, которые различаются на один звук. Это отдельная интересная игра, к которой можно привлечь, например, старших детей. Задание ребенку — поменять звук в слове. Например, скажи слово «кочка», а теперь поменяй «ч» на «р», скажи слово «будка», а теперь поменяй «д» на «л». Упражнение нужно делать именно устно, на слух, писать и читать слова запрещается. И если вы сами попробуете сделать это упражнение, вы увидите, что оно довольно сложное. Оно требует умения разделить слово на маленькие кусочки и потом вынуть один из этих кусочков и вставить другой.

Загадай по слогам

Для того чтобы ребенок хорошо читал, он должен уметь делить слово на слоги. Для этой игры можно открыть книгу с разными картинками или положить перед собой несколько предметов. Вы говорите «ми» и ребенок должен сообразить, что вы загадали именно плюшевого мишку, а не мышку, которая стоит рядом, или вы говорите «си» и ребенок должен показать на картинку с синицей, а не сорокой. «Продвинутый уровень» этой игры — когда ребенок загадывает вам свои слова, ведь загадать для ребенка бывает сложнее чем угадать. Здесь важно исправлять ребенка, если он поделил слово на слоги неправильно или просто «не догадываться» до тех пор, пока он верно не выделит первый слог (читайте также: «Слышать, а не слушать: как научить детей воспринимать ваши слова»).

Скажем вместе

В этом упражнении вы на пару с ребенком произносите слово по звукам. Вы говорите первый звук, ребенок — второй, вы — третий и так далее. Например, слово «стул»: вы произносите «с», ребенок должен сказать «т», вы — «у» и ребенок — «л». Его важно делать на скорость, а когда вы будете говорить быстро, вы увидите, что это совсем непросто. Мозг тренируется очень быстро «вынимать» нужные звуки, поэтому это упражнение очень полезно не только для обучения чтению, но и для подготовки к письму. Ребенок, который умеет проговаривать по звукам каждое слово, при письме не будет пропускать буквы в словах.

Анна Левинзон
Анна Левинзон

Основатель онлайн-школы «Лаборатория чтения „Верные слова“».

Фото: Shutterstock