Что нужно знать о новой выставке «Петергоф. Сокровища российской императрицы» в Государственном Историческом Музее

Портрет императрицы Александры Федоровны. В.А. Голике по оригиналу Дж. Доу. 1830 г. ГИМ

Осенью 2023 года в Историческом музее открылась выставка «Петергоф. Сокровища российской императрицы», посвященная романтичной личности жены императора Николая I. Александра Федоровна, любимая супруга и заботливая мать семерых детей, стала настоящим украшением царского двора. Совместный с Государственным музеем-заповедником «Петергоф» проект позволит всем желающим прикоснуться к истории любви венценосной четы и познакомиться с традициями императорского дома. Рассказываем подробнее, чего ждать от необычной во всех смыслах выставки.

Супружеская пара жила радостно и весело: они совершали поездки в Гатчину и Павловск, участвовали в морских путешествиях в Кронштадт, часто посещали светские празднества и рауты. При Николае I особой популярностью пользовались рыцарские карусели, проходившие в духе знаменитых рыцарских турниров, и публичные маскарады. А потому в преддверии зимних праздников мы сосредоточим ваше внимание на том, как праздновали Новый год и Рождество в царской семье в XIX веке.

Что нужно знать о новой выставке «Петергоф. Сокровища российской императрицы» в Государственном Историческом Музее

Портрет императора Николая I. Мастерская Дж. Доу. 1826 г. ГИМ

Прежде всего следует отметить, что впервые в России ель появилась в 1810 году. Первую детскую елку на Рождество устроила во дворце для пяти своих детей и племянниц императрица Александра Федоровна. Нарядное вечнозеленое дерево в великокняжеских покоях появилось в 1818 году, прямо в канун Рождества. По примеру царской семьи елку на Рождество стали устанавливать и украшать в домах высшей петербургской и московской знати. 

Дети Николая I и Александры Федоровны любили семейные праздники. Традиция справлять Рождество, украшая свое жилище елкой, появилась в царской семье благодаря матери, которая с детства обожала радостный праздник. Тогда ее супрун впервые приказал установить в Аничковом дворце великолепно украшенную елку — специально для своей возлюбленной. 

Мария Фредерикс писала: «Накануне Рождества Христова, в сочельник, после всенощной, у императрицы была елка для ее августейших детей, и вся свита приглашалась на этот семейный праздник. Государь и царские дети имели каждый свой стол с елкой, убранной разными подарками, а когда кончалась раздача подарков самой императрицей, тогда входили в другую залу, где был приготовлен большой, длинный стол, украшенный разными фарфоровыми изящными вещами с императорской Александровской мануфактуры. Тут разыгрывалась лотерея между всей свитой, государь обыкновенно выкрикивал карту, выигравший подходил к ее величеству и получал свой выигрыш-подарок из ее рук».  

Уже в 1840-х годах вместо небольшой елочки в центре зала начали ставить высокую елку с густой хвоей, что позволяло детям прятаться под ней и веселиться, водить вокруг нее хороводы. Под деревом раскладывали подарки, которые заворачивал в строгом секрете. Интересно, что елочными украшениями не только любовались — ими можно было полакомиться: с каждой ветки свисали красивые яблоки, кисти винограда, конфеты, пряники и крохотные пирожные в форме животных. Грецкие орехи заворачивали в золоченую бумагу или окунали в золотую или серебряную краску, как и сосновые шишки, а потом развешивали по веткам. Чем больше свечей было на елке — белых, красных, зелёных — тем красивей она выглядела.

Предлагаем вам ненадолго перенестись в XIX век и представить, что вы оказались на новогоднем балу, устроенном императорской семьей. Предметы с выставки «Петергоф. Сокровища российской императрицы» помогут визуализировать торжественную атмосферу.

Место, где гости оказываются в первую очередь — просторный зал. Для проведения праздничного бала всегда выбирали свободное помещение, в центре которого располагается новогодняя высокая, пышная елка, вокруг которой гости танцуют под оркестр вальс или мазурку. Помимо зала для танцев необходимы гостиные, комнаты для курения, дамские уборные и зал для ужина, — там вы окажетесь чуть позже. Бальные залы часто украшают цветочными композициями, благодаря чему нежный аромат «преследует» гостей повсюду: в курильницах, настольных и напольных вазах-ароматницах, специальных фонтанчиках, создавая тем самым мечтательное, праздничное настроение. Роскошный зал освещают тысячи восковых свечей, расположенные в стенных подсвечниках или хрустальных люстрах. Хрустальные люстры, подобно каскадам драгоценных камней, излучают таинственный свет, усиливая атмосферу волшебства.

Что нужно знать о новой выставке «Петергоф. Сокровища российской императрицы» в Государственном Историческом Музее

Ваза. Западная Европа. Середина XIX в. ГМЗ «Петергоф»

Что нужно знать о новой выставке «Петергоф. Сокровища российской императрицы» в Государственном Историческом Музее

Подставка. Россия (?). 1830–1840 гг. ГМЗ «Петергоф»

На представленной выше бронзовой подставке стояла столовая карсельская лампа, поступившая в Царицын павильон по высочайшему повелению императрицы Александры Федоровны из «мызы Знаменской» в 1845 году. 

Особую нарядность балу придавали зеркала. В них отражался свет от многочисленных свечей в люстрах и канделябрах, зрительно расширяя пространство. Зеркала создавали некий эффект присутствия портала, который переносил всех желающих с холодной снежной улицы в новогоднюю сказку. 

Что нужно знать о новой выставке «Петергоф. Сокровища российской императрицы» в Государственном Историческом Музее

Зеркало настольное. Италия. 1830-е гг. ГМЗ «Петергоф». Фото: Алексей Мощенков

Обратим свои взоры к гостям бала. Специально к празднику, а именно к Новому году, шилась самая изысканная одежда. Платья дам обязательно должны были открывать шею и руки. Для своего первого бала девушки шили легкие, светлые, простые платья, а волосы украшали маргариткой или розой, иногда модницы использовали нить из жемчуга в качестве шейного украшения. Бальные туфельки представляли собой тапочки из атласа без каблука, украшенные вышивкой, бисером, стразами или лентами. Обязательным аксессуаром были белые перчатки, их носили и дамы, и господа, так как касаться друг друга обнаженными руками было недопустимо. 

Что нужно знать о новой выставке «Петергоф. Сокровища российской императрицы» в Государственном Историческом Музее

Костюм придворный парадный. Санкт-Петербург. Вторая половина XIX в. ГМЗ «Петергоф»

В 1834 году специальным указом императора Николая I были введены единообразные наряды для дам, имеющих право присутствовать на торжественных мероприятиях высочайшего двора. Этим документом строго определялись покрой, фактура, цвет ткани и декор. Для придания наряду национального колорита использовались детали, присущие русскому костюму: длинные откидные рукава, вертикальная планка переда, подчеркнутая вышивкой и ажурными металлическими пуговицами, как на русском сарафане, кокошник с вуалью. Костюм состоял из верхнего распашного платья со шлейфом, большим декольте, длинными откидными рукавами и открытой проймой, которое надевалось на нижнее платье из корсажа с короткими пышными рукавами и широкой юбки из белого атласа. Цвет ткани, особенности и материал шитья, длина шлейфа регламентировались в соответствии с положением, занимаемым дамой или ее мужем при дворе. Характер придворного платья сохранялся вплоть до 1917 года, менялись лишь детали.

Ювелирные украшения — неотъемлемый атрибут праздничного костюма. В начале XIX века считалось дурным тоном надевать на бал много драгоценностей. Во всем царили строгость и сдержанность, девушки отказывались от золота, серебра, драгоценных камней, и отдавали предпочтение украшениям из стали. Самыми излюбленными драгоценностями у дам были серьги, кольца, перстни и браслеты. С 1830 года в моду вошли парные браслеты, которые надевали поверх белоснежных перчаток. 

Что нужно знать о новой выставке «Петергоф. Сокровища российской императрицы» в Государственном Историческом Музее

Браслет. Англия (?). 1840–1850-е гг. ГМЗ «Петергоф»

А вы чувствуете аромат праздника? Традиция пользования парфюмами берет начало еще в глубокой древности. Тогда еще не существовало разделения на женские и мужские ароматы, а самыми модными запахами были сделаны из розового масла и цедры лимона. Милые миниатюрные флакончики для духов и ароматники дамы носили в виде подвески на шее или на груди. Многие гости пользовались портбуке — маленьким футлярчиком с цветочком, умещавшимся в кармашек фрака или цеплявшимся к женскому платью. В огромной зале смешивались нежные нотки роз с пряными ароматами жасмина. Чуть позже духи начали наносить не только на тело, но и на белье, носовые платочки и перчатки. 

Что нужно знать о новой выставке «Петергоф. Сокровища российской императрицы» в Государственном Историческом Музее

Флаконы парные для одеколона на подставках. Южная Богемия, Георгенталь или Сильверберг. 1820-е гг. ГМЗ «Петергоф»

Также с древности люди пользовались румянами. В XVIII–XIX веках дамы всех сословий, от простых крестьянок до княгинь, пользовались румянами. Белоснежная кожа считалась признаком красоты, здоровья и аристократического происхождения. Белила помогали добиться этого эффекта, а румяна усиливали его, создавая чуть ли не гротескный контраст. И только с начала XIX века румяна начали накладывать едва видимым слоем, подчеркивая скулы. Благодаря пудре лицо приобретало здоровый и естественный вид. 

Что нужно знать о новой выставке «Петергоф. Сокровища российской императрицы» в Государственном Историческом Музее

Пудреница. Западная Европа. Первая половина XIX в. ГМЗ «Петергоф»

На крышке пудреницы с фото выше изображена сцена гадания по руке, на дне изображены два воина в античных одеждах на фоне лагеря. Вся боковая поверхность пудреницы расписана пейзажами, внутренняя вызололчена. 

А что мы видим, если приглядимся к кавалерам бала? С начала XIX века стало модным носить так называемые фрачники или фрачные ордена — миниатюрные копии подлинных наград. Их прикрепляли к лацкану парадных фраков, в которых молодые люди щеголяли на балу. Фрачники ввинчивались, привешивались на ленточку или крепились на цепочке. Маленькую цепочку с небольшим количеством наград могли носить даже на галстуке. Заказывали фрачники в ювелирных мастерских, поскольку их изготовление требовало высокого уровня мастерства при нанесении мельчайших деталей и элементов.

Что нужно знать о новой выставке «Петергоф. Сокровища российской императрицы» в Государственном Историческом Музее

Наградной знак «Ордена Розы». И. Хоссауэр по эскизу императрицы Александры Федоровны. Берлин. 1829 г. ГМЗ «Петергоф»

Перед вами «Орден Розы» — особый знак отличия, который получили рыцари, участвовавшие в турнире во время праздника «Волшебство Белой Розы». Александра Федоровна заказала у королевского ювелира Хоссауэра 127 экземпляров «ордена Розы» для награждения «рыцарей Розы». В записной книжке ювелира она собственноручно набросала его эскиз. Носить серебряный «орден» следовало на шее на белой шелковой ленте.

Время идет, и после танцев гостям необходимо отдохнуть и подкрепиться. Чуть ниже можно увидеть огромный стол, который накрыт хрустальным сервизом и уже ждет своего часа. Хрусталь всегда придает празднику сказочность, торжественность, и именно поэтому в XVIII–XIX веках эти сервизы приобрели неслыханную популярность. Огромным спросом пользовались хрустальные вазы, блюда, кубки, светильники с подвесками. На петербургском Императорском стеклянном заводе мастера виртуозно владели всеми способами огранки хрусталя. Самой любимой была красивая и сложная огранка, получившая впоследствии название «русский камень». Хрусталь мог быть и разноцветным: красным, синим, зеленым, фиолетовым, бирюзовым, желтым и даже черным. Великий русский ученый Михаил Ломоносов в 1750-х — 1760-х годах провел около четырех тысяч опытов и составил более шестидесяти рецептов «цветной материи».

Что нужно знать о новой выставке «Петергоф. Сокровища российской императрицы» в Государственном Историческом Музее

Дворец «Коттедж». Столовая.

В 1830-х для дворца «Коттедж» на Императорском стеклянном заводе по рисункам Ивана Иванова был исполнен изысканный хрустальный сервиз на 24 персоны — его можно увидеть на фото выше. В комплект входили графины для воды и вина, рюмки для вина нескольких видов, рюмки для шампанского, стаканы, кружки для мороженого, полоскательницы из кобальтового и молочного стекла, сахарницы, геридоны, компотницы и флаконы для специй на подставках из карельской березы с обрамлением из позолоченной бронзы. Позже ассортимент сервиза пополнился новыми формами — рюмками с розовым надцветом для игристого вина (кремана) и рюмками из зеленого хрусталя для белого рейнского вина. Все предметы отмечены росписью с изображением герба Александрии.

Торжественный ужин — обязательная часть новогоднего вечера. Изысканные яства и прекрасное вино располагали гостей к непринужденному общению. Праздничный стол сервировали дорогой посудой, украшали цветами. Необыкновенные блюда демонстрировали богатство, прихоть хозяина и искусство поваров. Зимой на ужин предлагались экзотические тогда в России ананасы, редкие в зимнее время виноград, персики, клубника. На десерт подавали мороженое. По воспоминаниям жены английского посла оно подносилось и «подавалось в вазах изо льда — они казались сделанными из литого стекла и были очень красивой формы». 

Что нужно знать о новой выставке «Петергоф. Сокровища российской императрицы» в Государственном Историческом Музее

Сервиз чайно-кофейный из приданного великой княжны Ольги Николаевны. Г. Лонг, К. Тегельстен. Санкт-Петербург. 1839-1840

Что нужно знать о новой выставке «Петергоф. Сокровища российской императрицы» в Государственном Историческом Музее

Кувшин. Франция. Начало 1840-х гг. ГМЗ «Петергоф»

В художественном решении кувшинов (кувшины парные), созданных в эпоху историзма, прослеживается обращение к искусству Средних веков и Возрождения. Поверхность сосудов украшена гротесковыми фигурами, маскаронами, свисающими на цепочках медальонами. На ножках размещены горельефные головки Фауста, Мефистофеля, Маргариты и Валентина — персонажей трагедии Гете «Фауст».

После званого ужина и праздничных танцев, по знаку императора, устраивавшего бал, музыка смолкает, и гости направляются к экипажам, ожидавшим своих хозяев. В транспортном средстве можно было вздохнуть с облегчением — бал удался. Мастера каретных дел неустанно заботились о том, чтобы в этом средстве передвижения сочетались комфорт, красота и надежность. Через боковые окошки экипажа можно рассматривать улицы, прохожих, а через переднее — общаться с кучером. Внутри кареты находятся мягкие сидения, ковры или мех, а снаружи по бокам — фонари. 

Что нужно знать о новой выставке «Петергоф. Сокровища российской императрицы» в Государственном Историческом Музее

Детская коляска великой княжны Марии Александровны. Россия. Санкт-Петербург (?). 1850-е гг. ГИМ. Фото: Алексей Мощенков

Коляска на фото выше является образцом повседневного придворного экипажа середины XIX века и в точности повторяет модные для того времени транспортные средства для взрослых. Она выполнена в соответствии с новейшими достижениями экипажного строительства тех лет и оснащена поворотным кругом, пластинчатыми эллиптическими рессорами, мягкими шинами, обеспечивавшими пассажиру максимальный комфорт и покой. Для удобства размещения в коляске с обеих сторон кузова сооружены подножки. Широкие кожаные крылья защищали от летящей из-под колес грязи. Спереди установлены два свечных фонаря. Широкое, почти двухместное сиденье предназначалось для одного пассажира, который сам управлял экипажем, отчего такой тип колясок получил название «эгоистка». Коляска принадлежала младшей дочери императора Александра II, внучке императора Николая I и императрицы Александры Федоровны, великой княжне Марии Александровне. Подобные экипажи использовались для развлечения детей из императорской семьи, которые могли кататься в них по аллеям парка. Запряженных в карету низкорослых лошадок обычно вели под уздцы слуги.

Теперь вы знаете, как праздновали Новый год и Рождество в императорском доме. Полностью погрузиться в атмосферу XIX века можно на выставке «Петергоф. Сокровища российской императрицы» — культурное времяпрепровождение гарантирует отличное настроение перед новогодними праздниками.

Фото: архивы пресс-служб