Другое кино: 5 наших любимых фильмов, в которых могло не быть хэппи-энда
Кадр из фильма «Интерстеллар»

«Красотка» (реж. Гэрри Маршалл, 1990 год)

Другое кино: 5 наших любимых фильмов, в которых могло не быть хэппи-энда
Финальные кадры «Красотки»: Эдвард (Ричард Гир), победив акрофобию, поднимается по пожарной лестнице к избраннице с предложением, от которого она уже не сможет отказаться.

Верится с трудом, но премьера «Красотки» была 29 лет назад ─ в США и Канаде она состоялась 23 марта 1990 года. Прошло много времени, но мы продолжаем наслаждаться ее безупречной экранной картинкой и романтической атмосферой, симпатизировать героям и верить в то, что чудеса случаются. Тем удивительнее сейчас звучат откровения создателей незабвенной романтической комедии, окончательно утвердившей Ричарда Гира секс-символом и прославившей неизвестную до того времени Джулию Робертс: в интервью Vanity Fair и New York Post's они заявили, что концовка ленты могла быть совершенно иной. «Я уже не скажу, сколько времени было потрачено съемочной группой на споры о сценарии, ─ говорит Джеффри Катценберг, экс-председатель студии The Walt Disney Company (в ее подразделение входит кинокомпания Touchstone Pictures, занимавшаяся производством фильма). — Серьезно, фильм мог закончиться тем, что Вивьен не выдерживает свалившегося на нее счастья и заканчивает очень печально — умирает от передозировки наркотиков. Вот такой мрачный финал».

Другое кино: 5 наших любимых фильмов, в которых могло не быть хэппи-энда
Оригинальная версия сценария отличалась жестким реализмом: Вивьен (Джулия Робертс) — была не только проституткой, но еще и наркоманкой, которой победить жизненные обстоятельства оказалось не под силу.

Согласитесь, трудно вообразить подобное развитие событий. Но первая черновая версия сценария вообще очень сильно отличалась от ставшего культовым сюжета о девушке с улицы, которую спасает принц на белом (пусть и стальном) коне. По замыслу сценаристов героиня Джулии Робертс Вивьен Уорд была проституткой-наркоманкой, заветной мечтой которой было не изменить жизнь к лучшему, а съездить в парк развлечений «Диснейлэнд». Туда она и должна была отправиться в первом варианте финала фильма, правда, не с Эдвардом Льюисом, а с подругой на автобусе ─ на заработанный за неделю сопровождения красавчика-миллионера гонорар. Немногим более оптимистичный расклад, но, по крайней мере, без летальных исходов. 

Другое кино: 5 наших любимых фильмов, в которых могло не быть хэппи-энда
Гир, заменивший на съемках Аль Пачино, и Робертс, которую изначально в этой роли вообще не хотели видеть «диснеевцы», идеально сработались на площадке. К примеру, сцена, когда Эдвард прищемляет Вивьен пальцы футляром с ожерельем — чистая импровизация, которая понравилась всем настолько, что ее оставили при монтаже.

Решающее слово было за режиссером. Гэрри Маршалл прислушался не только к интуиции, но и к студии Disney (ее руководство вовремя напомнило кинематографистам о том, под чьей эгидой они работают и в каком стиле должны действовать), и сочинил не слишком оригинальный, но непременный для любой сказки хэппи-энд. Драматический, по сути, фильм превратился в волшебную романтическую историю. Время доказало, что это было верное решение. «Красотка» стала самым кассовым диснеевским фильмом категории R (просмотр лицам до 17 лет рекомендован в присутствии взрослого): 4-е место по кассовым сборам в 1990 году в США ($178,4 млн) и 3-е место ─ в мире ($463,4 млн).

«Интерстеллар» (реж. Кристофер Нолан, 2014 год)

Другое кино: 5 наших любимых фильмов, в которых могло не быть хэппи-энда

Над «Интерстелларом» работали два брата Нолана ─ маститый Кристофер («Престиж», «Темный рыцарь», «Начало») и его младший брат Джонотан. Второй предложил простую, но более логичную концовку фильма с лейтмотивом самопожертвования во имя глобальной цели спасения человечества. Путешествие героя Мэтью МакКонахи в черную дыру Гаргантюа не подразумевало обратного билета: после передачи необходимых данных из глубин космической аномалии пространственно-временной проход закрывался, не оставляя шансов на возвращение. Нолан-старший переиграл сюжет, не только усложнив его манипуляциями со временем и пятимерными кубами, но и увенчав хэппи-эндом — возвращением Купера из «кротовой норы» на космическую станцию вблизи Сатурна, его встречей с пусть и постаревшей, но еще живой дочерью Мерф и отлетом к светлому будущему на новой планете Эдмундс. Да, возможно, не слишком научно, зато позитивно ─ достойное вознаграждение за проведенные перед экраном 169 минут.  

«Бойцовский клуб» (реж. Дэвид Финчер, 1999 год)

Другое кино: 5 наших любимых фильмов, в которых могло не быть хэппи-энда

Снимая «Бойцовский клуб» по одноименному произведению Чака Паланика, Финчер четко следовал первоисточнику и изменил только концовку. В книге детонаторы не срабатывают, а главный герой оказывается в психушке в окружении фанатиков-санитаров, жаждущих продолжить войну против общества потребителей. Финчер пошел другим путем: он «убивает» альтер-эго Рассказчика выстрелом в затылок, возвращая ему единство сознания. Он остается на месте и с подругой Марлой наблюдает за взрывами и крушением американских высоток, которое символизирует падение прежнего мира. Жуткая красота — пожалуй, самое точное определение этой сцены. Кстати, сам Паланик после выхода фильма признавался, что режиссерский финал понравился ему больше своего собственного. 

«Форрест Гамп» (реж. Роберт Земекис, 1994 год)

Другое кино: 5 наших любимых фильмов, в которых могло не быть хэппи-энда

«Оскароносный» «Форрест Гамп» (в 1994 году фильм унес с церемонии вручения премии 6 статуэток) тоже был снят по мотивам книги ─ одноименного романа Уинстона Грума. Сценарист Эрик Рот добавил умеренную порцию ванили в повествование, чтобы получить умеренно-идеальную картинку, заслужившую такое признание. Да, финал его «Форреста Гампа» образцовым не назовешь: возлюбленная главного героя умирает от неизвестного вируса, от которого нет лекарства, и он воспитывает их сына в одиночку. Но даже такая, весьма умеренная для Голливуда трактовка, ужасно не понравилась автору оригинального «Гампа» Груму. Это неудивительно, ведь его роман куда реалистичнее, сатиричнее и в чем-то даже циничнее: в бумажной версии подруга Форреста Дженни остается живой-здоровой, но выходит замуж за другого, поэтому наблюдать за взрослением собственного сына он вынужден на расстоянии. 

«Завтрак у Тиффани» (реж. Блейк Эдвардс, 1961 год)

Другое кино: 5 наших любимых фильмов, в которых могло не быть хэппи-энда

Еще один режиссер, перетянувший одеяло в экранизации литературного произведения на себя — Блейк Эдвардс. Кинематографическую версию романа Трумена Капоте, разумеется, тоже украсил хэппи-энд: в финале фильма Холли Голайтли и Пол Варжак, стоя под проливным дождем, сливаются в страстном поцелуе (в книге главная героиня «теряется» в прямом и переносном смысле, и ни о какой «лав стори» речи не идет). Возможно, он пошел на такой ход, потому что история о любви альфонса с зачатками литературных данных и девушкой легкого поведения и с «тяжелой» головой не обещала внушительных кассовых сборов. Но покорили зрителей и неподражаемая Одри Хепборн, и изумительный вечерний туалет, созданный специально для нее Юбером де Живанши, и проникновенный саундтрек, взявший в 1962-м «Оскара», Moon River, и милейший рыжий кот… Сказать по правде, сегодня мы вряд ли можем представить себе другой финал этой истории. 

Фото: Getty Images, Кинопоиск, IMDb, архивы пресс-служб