Феминизм и Канны: какие роли кинофестиваль отводит женщинам

Ежегодно в мае на французской Ривьере проходит масштабный конкурсный киносмотр, полный блеска, интриг и драматизма. Рассказываем, какие роли на Каннском кинофестивале играют женщины и кто из них уже смог громко заявить о себе.

Фото №1 - Феминизм и Канны: какие роли кинофестиваль отводит женщинам
Джейн Кэмпион, Надин Лабаки, Аличе Рорвахер

«Кинематограф все шире раскрывает свои двери для женщин-режиссеров», утверждает директор Каннского кинофестиваля Тьерри Фремо. Но, как следует из недавнего анонса основной конкурсной программы, в которую вошли 21 картины, на предстоящем конкурсе представлено лишь пять лент, созданных кинематографистками. Разбираемся, как часто женщины действительно играли важную роль в истории одного из самых знаменитых кинофестивалей Европы.

Призеры

В числе 272 кинематографистов, завоевавших самые престижные призы Канн – «Золотая пальмовая ветвь», Гран-при, Приз жюри – только 12 женщин. Причем высшей награды «Золотой пальмовой ветвь» удостоена только одна – Джейн Кэмпион из Новой Зеландии за ее фильм 1993 года «Пианино».

Фото №2 - Феминизм и Канны: какие роли кинофестиваль отводит женщинам
Режиссер Джейн Кэмпион на презентации своего фильма «Пианино», 17 мая 1993 года

Режиссер из Италии Аличе Рорвахер на данный момент является последней женщиной, получившей Гран-при в 2014 году за картину «Чудеса». Ливанская кинематографистка Надин Лабаки получила Приз жюри за фильм «Капернаум» в 2018 году, а единственной леди, завоевавшей два Приза жюри, пока остается режиссер из Ирана Самира Махмальбаф (фильмы «Школьные доски» 2000 года и «В пять часов вечера» 2003 года). Приз за лучшую режиссуру и Приз за лучший сценарий получили пять женщин, причем три награды были вручены за последние два года.

Фото №3 - Феминизм и Канны: какие роли кинофестиваль отводит женщинам
Самира Махмальбаф на Каннском кинофестивале в 2000 году

Номинанты

Среди 1813 режиссеров, чьи фильмы были отобраны на официальном конкурсе с 1946 года, 86 из них были женщинами. Любопытно, что в 2010 и 2012 годах в основном конкурсе вообще не было женских киноработ. Но за последние пять лет доля фильмов, снятых женщинами и попавших в основной конкурс, увеличилась и составляет в среднем «один фильм режиссера-женщины на семь картин от режиссеров-мужчин» (читайте также: Блеснуть эрудицией: интересные факты о Каннском фестивале).

Члены жюри

Гендерный баланс хорошо заметен в составе жюри фестиваля (меняется каждый год). С 1946 по 2018 год из 747 членов жюри 172 были женщинами – почти четверть состава. С 2013 года количество леди в составе жюри из девяти человек выросло и стало составлять почти половину – 4-5 дам. Особенно женскими были фестивали 2009, 2014 и 2018 годов – по шесть дам. Дважды – в 1947 и 1954 годах – женщин среди жюри не было вообще.

Фото №4 - Феминизм и Канны: какие роли кинофестиваль отводит женщинам
Кейт Бланшетт в роли председателя жюри на Каннском кинофестивале в 2018 году

За 71-летнюю историю кинофестиваля 12 раз жюри возглавляли женщины, в частности, в 2018 году главой стала австралийская актриса Кейт Бланшетт. Первой же в истории Канн женщиной-председателем стала в 1962 году актриса Оливия де Хэвилленд. В этом году жюри возглавит мексиканский режиссер Алехандро Гонсалес Иньярриту (читайте также: Канны с перцем: самые громкие курьезы и скандалы в истории кинофестиваля).

Фото №5 - Феминизм и Канны: какие роли кинофестиваль отводит женщинам
Оливия де Хэвилленд и Шарль Буайе на Каннском кинофестивале в 1965 году

Стоит отметить, что руководства Каннского и Венецианского кинофестивалей в прошлом году подверглись ожесточенной критике со стороны активисток движения #MeToo. Тем временем руководство Берлинского кинофестиваля уже постаралось действительно поощрять дам: в этом году 7 из 17 номинантов основного конкурса были женщины, что на 40% больше, чем в Каннах.

Фото: Getty Images