Распределение бюджета — задачка со звездочкой даже для взрослых, которые посвятили работе большую часть своей жизни. Что говорить о зумерах — молодежь только-только вступает на путь «осознанности». В эпоху мирового кризиса иметь сбережения — настоящая роскошь, однако зумеры решили переписать правила бюджетирования.
Не секрет, что жить в сегодняшнем мире — неоправданно дорого. И речь не о роскоши и излишествах: большинство людей с трудом могут обеспечить себе так называемый «базовый минимум». Продукты, медицина, одежда, жилье, — цены на все это и не только практически в 10 раз превышают привычную норму. При этом уровень заработной платы расти, кажется, не собирается, поэтому многие вынуждены совмещать несколько должностей и работ. Навык грамотного распределения финансов и учет всех доходов и расходов помогают оставаться на плаву. Однако зумеры не готовы жертвовать развлечениями ради правильного питания и квартиры в центре города, поэтому предпочитают экономить по-своему. Всем представителям поколения альфа и миллениалам советуем приготовиться, ведь новые правила распределения бюджета, которым следует молодежь, вас могут шокировать — и неспроста (читайте также: Что такое поливоркинг, или почему зумеры выбирают несколько работ сразу).
Новая иерархия приоритетов
Исследования показывают, что зумеры очень легко относятся к так называемым «б/у» вещам: они активно покупают одежду и технику с рук, предпочитают винтажные магазины массмаркетам. При этом отказываться от сферы развлечений молодежь не готова: значительная часть дохода уходит на оплату подписок на сервисы с музыкой, кино и сериалами (читайте также: От Москвы до Казани: где купить лучшую винтажную одежду в России).
Решающий «удар» по бюджету молодого покления наносят спонтанные покупки. Культура маркетплейсов и постоянная реклама в социальных сетях подталкивают зумеров на необдуманные траты. Мелочами для дома и «излишками» гардероба они пытаются решить личные проблемы и прекратить стресс, который вынуждены испытывать из-за общей ситуации в мире.
Зато с невероятной легкостью зумеры умеют закрывать глаза на такую базовую потребность, как качественное питание. Хорошие продукты стоят дорого, и к тому же их приходится готовить самостоятельно — ресурса, желания и времени у молодежи на это не остается, поэтому они предпочитают пользоваться сервисами доставки готовой еды. Несмотря на то, что на блюда, которые нужно только разогреть, уходит очень много денег, отказаться от удобства молодежь не готова.
Как поколение зумеров переписывает правила распределения бюджета
Уже сейчас понятно, что финансовые привычки и приоритеты зумеров настолько уникальны, что однозначно требуют внимания. Очень вероятно, что их опыт способен научить чему-то ценному и старших. Предлагаем рассмотреть основные особенности распределения бюджета.
1. Приоритет на качество жизни и впечатления сейчас, а не на долгосрочные накопления
Зумеры склонны к так называемым «мягким сбережениям» — они предпочитают тратить деньги на сиюминутные удовольствия и опыт, а не копить исключительно ради гарантированной в будущем пенсии или крупных приобретений вроде недвижимости или автомобилей.
2. Активное планирование расходов
Почти половина зумеров регулярно планируют свои траты. Стоит отметить, что этот показатель выше, чем у многих других поколений. При этом 34% планируют расходы иногда, а 22% — регулярно.
3. Импульсивные покупки и активное использование онлайн-шопинга
Зумеры часто совершают импульсивные покупки, причем 95% представителей поколения полностью перешло на онлайн-шоппинг: от продуктов питания до одежды и техники. Статистика показывает, что каждый третий совершает от 3 до 6 покупок в неделю, а каждый второй — хотя бы 1 (читайте также: Эффект приманки: почему нас провоцируют тратить больше).
4. Инвестиции и сбережения
Несмотря на акцент на текущие траты, многие зумеры откладывают деньги: по данным банков, 67% делают это регулярно или время от времени, часто копят на квартиру. При этом они склонны использовать более рискованные финансовые инструменты, такие, как цифровые активы и криптовалюта. Старшие поколения предпочитают держаться от этих вопросов в стороне.
5. Поиск дополнительных источников дохода
В условиях высокой стоимости жизни и экономических вызовов 45% зумеров имеют подработку, а 37% работают более, чем в одной компании.
6. Финансовые вызовы, связанные с образованием
Оплата обучения — одна из значимых статей расходов, особенно в США, где студенческие кредиты достигают рекордных сумм. В России оплату образования в большинстве случаев на себя берут родители, однако студенты вынуждены с первых курсов стараться самостоятельно обеспечить себе питание и проживание, так как полностью зависеть от родителей могут себе позволить лишь дети из очень обеспеченных семей.
7. Отношение к деньгам как к средству реализации мечт и свободы
Для зумеров деньги — не только средство закрытия базовых нужд, но и способ организовать досуг, поддержать семью, ощущать стабильность и в крайнем случае иметь возможность не работать. Молодежь стремится к балансу всех сфер жизни, поэтому не готова «впахивать» 24/7 и ставить свои мечты на второй план (читайте также: Поколение уставших: как и почему зумеры массово выходят на микропенсию).
А что на практике?
Несмотря на то, что современный мир приготовил для зумеров много ловушек, он так же и обеспечил их большим количеством ресурсов, которые помогают отслеживать доходы и расходы. Удобные сервисы, доступные консультации, — мы выяснили, что помогает зумерам удержаться на плаву:
Использование мобильных приложений и онлайн-банкинга
Контроль счетов, совершение платежей и переводы в любое время и из любого места. Это позволяет зумерам оперативно управлять финансами без необходимости посещать банк;Планирование и анализ расходов через специальные приложения
Многие зумеры применяют приложения для ведения бюджета, которые помогают отслеживать траты и планировать накопления, что способствует более осознанному расходованию средств;Отказ от импульсивных покупок путем осознанного потребления
Несмотря на склонность к спонтанным тратам, многие зумеры стараются контролировать эмоции и участвуют в таких трендах, как «год без покупок», чтобы улучшить финансовое положение;Использование подписных сервисов и омниканального шопинга
Зумеры предпочитают удобство и разнообразие каналов, что помогает им рационально распределять бюджет между онлайн и офлайн-покупками.
Если вы думали, что поколение зумеров — главные транжиры, то сегодня мы окончательно развеяли этот миф. Молодежи важно иметь почву под ногами и уметь спасти себя в случае кризисной ситуации. Конечно, многие до сих пор мечтают о собственном жилье и регулярных путешествиях, однако пока мировая ситуация лишает их этой возможности, они находят пути для грамотных вложений. Кажется, настало время перестать осуждать покупку подписки на музыку за 2000 рублей и научиться у зумеров выжимать максимум из того, что вы имеете.
Фото: социальные сети @lunaparadaa, @raboesyofficial, @itsmaaarina, @marinagomezlopezlopez, @chelseajordan, @irisloveunicorns, @mayashabann