«Ты что, вступила в секту?» — спрашивает меня муж, видя, как в любую свободную минуту я надеваю наушники, делаю сложное лицо и что-то прослушиваю в телефоне.
Он, кстати, не так уж далек от истины.
Правда, попала я не в секту, а в Семью.
«Дорогая, добро пожаловать в семью!» — я действительно получила email с таким обращением, по заданию редакции зарегистрировавшись на сайте у Милы Левчук (@milalevchuk), одного из самых охватных в русскоязычном онлайн-пространстве блогеров по отношениям. У нее более 1,7 млн подписчиков в Инстаграм (запрещенная в России экстремистская организация), почти полмиллиона — в YouTube, несколько книг, телеграм-канал и онлайн-магазин. И разумеется — ассортимент «инфопродуктов»: онлайн-курсы, марафоны, вебинары, интенсивы. Самый известный — двухмесячный курс за 8900 рублей под названием «Как стать Девушкой-плюс». Он, как написано в рассылке, «изменил жизни более 25 000 девушек».
Но число тех, кто с целью быстрых перемен в душе и теле покупает в соцсетях всевозможные курсы, на самом деле в разы больше. Индустрия экспресс-обучения онлайн в нашей стране сегодня одна из самых быстрорастущих — по данным экспертов GetСourse, одной из самых крупных платформ по продаже онлайн-курсов, в 2018 году оборот рынка инфобизнеса составил не менее 20 млрд рублей, в 2019-м — вырос вдвое, а в ближайшие пять лет увеличится аж в 10 раз. Если раньше у блогеров с большой аудиторией основным заработком была реклама, то буквально за последний год главным источником монетизации стала именно продажа инфопродуктов. И занимаются этим не только блогеры-миллионники, но и микро– и наноинлюэнсеры. Наиболее активные потребители инфо-фастфуда — женская аудитория 18–34 года.
Моя близкая подруга, завотдела во Всемирном банке, поставила свой личный рекорд: между zoom’ами на хоум-офисе она в карантин занималась онлайн балетом, брала уроки танго, коучинг-сессии, консультации у таролога, а еще проходила марафон по личностному росту. Время, по ее словам, летело незаметно. Деньги — тоже. Правда, семьи у моей подруги нет, и она могла себе это позволить. Но есть немало тех, кто за быстрый доступ к «лучшей версии себя» и «изменениям в жизни с космической скоростью» (цитаты из рассылок Милы Левчук) готов отдать последние средства. Онлайн-тренинги и прочий экспресс-«улучшайзинг», по данным Яндекс.Кассы, занимает второе место по доле оплат в кредит, уступая лишь магазинам товаров для дома и сада.
Почему мы так рвемся обучаться у людей, которых в глаза не видели и экспертиза которых порой исчисляется лишь количеством подписчиков? «Мне требовалась срочная подзарядка, пинок, — делится со мной 30-летняя Юля, моя новая подруга в Гамбурге, где я живу последние четыре года. — Я ушла с работы, мы с мужем переехали в новую страну. Марафон желаний пришелся более чем кстати». Юля прошла его у живущей в Сингапуре блогерши с 350 тысячами подписчиков. Марафон стоил 5000 рублей, но Юля убеждена, что дело того стоило: до этого она жила «не своими желаниями, а мужа и родителей». Чего не скажешь о двух марафонах по продвижению в соцсетях, за которые девушка в начале года отдала около 70 000 рублей. Да, ее блог сейчас активно развивается — и, кстати, она сама недавно стала вести инстаграм-марафоны (запрещенная в России экстремистская организация), хотя теперь считает, что всю эту информацию можно было найти и за гораздо меньшие деньги. «Блогеры с кучей подписчиков стали кумирами, мы верим в их экспертность, — продолжает Юля. — Хотя иногда все это сомнительно».
Последнюю неделю я только и делаю, что читаю отзывы, смотрю видео и изучаю Инстаграм (запрещенная в России экстремистская организация) Милы Левчук, оформленный в 50 оттенках розового. Особенно — трепетные посты о прошлогоднем разводе с мужем, благодаря перипетиям отношений с которым уроженка Омска и педагог по образованию пять лет назад и начала вести блог. По его мотивам позже вышли книга «Женское достоинство. Сила притяжения мужчин» (экземпляр стоит около 890 рублей за 240 страниц) и курс-бестселлер «Как стать Девушкой-плюс».
Эксперимента ради решаю купить у Милы Левчук онлайн-марафон «Как не испортить отношения деньгами и увеличить заработок». Он длится месяц и стоит всего 2999 рублей. Одно из первых заданий — вдохновить мужчину на дорогостоящую покупку. Для этого надо найти убедительные аргументы в пользу того, зачем эта покупка нужна ему самому. И далее — изложить их во «вдохновенной речи», используя типаж мужчины: аудиал, визуал или кинестетик.
Я решаю взять планку повыше — поговорить о покупке квартиры в Москве. Сажусь перед мужем, заглядываю ему в глаза и глажу его по руке (он — кинестетик, то есть лучше всего воспринимает информацию через прикосновения). «Дорогой, надо поговорить». Муж, уловив игру в моем поведении, с некоторым раздражением просит побыстрее перейти к делу. Вдохновенная речь не прошла.
Но марафон, впрочем, только начался — у меня есть шанс попрактиковаться. Каждый день получаю новый подкаст плюс подборку видео с YouTube-канала Милы Левчук, а также «полезности»: чек-листы (например, для анализа негативных и навязанных извне денежных убеждений), глоссарий по финансовой грамотности, плюс подборка книг, фильмов и сериалов на тему денег. Темы подкастов и видеолекций: «Как привлечь деньги», «Как вести бюджет», «Как найти призвание и зарабатывать на любимом деле», «Как начать копить и разобраться с кредитами», «Как создать подушку безопасности», «Как обеспечить себе достойную пенсию», «Пассивный доход», «Финансовые ошибки» и т. д. Часть лекций — от приглашенных финансовых консультантов, часть — от самой Левчук. Последние — смесь прописных истин вроде «Лучше плакать в „мерседесе“, чем в маршрутке» (кто бы спорил!), практических рекомендаций и достаточно маргинальных жизненных историй. Мне, например, в жизни, к счастью, практически не попадались мужчины, которых Мила Левчук называет «диванные типы», полностью живущие за женский счет. К удивлению, я даже получаю варианты ответов на непростые вопросы, которые последние несколько лет, перейдя на фриланс, задаю самой себе. Не стыдно ли зарабатывать намного меньше мужа? Как быть, если привыкла быть «достигатором», а дети тоже требуют внимания?..
Но примерно на второй неделе марафона я начинаю понимать, что многое здесь мне что-то напоминает. Ну конечно! «Правила»! Мировой бестселлер еще 1995 года, который написали две американки Эллен Файн и Шерри Шнайдер, — The Rules: Time-tested Secrets for Capturing the Heart of Mr. Right. Пожалуй, именно от этой книги и пошла в народ вся индустрия тренингов по межличностным отношениям «на коленке», успешно перекочевав со временем в соцсети и мессенджеры. Главная идея — позволить мужчине быть охотником, добиваться вас, спасать, защищать и в идеале — спонсировать. А если мужчина «не звонит-не пишет» и в целом не безумно влюблен — исчезнуть из его жизни, сославшись на занятость (это будет хорошей проверкой его истинных чувств и намерений). Иначе можно так и остаться «девушкой-ноль» или «девушкой-минус», а вокруг будут крутиться лишь «недостойные гады» или «парни ни о чем» (это уже терминология Милы Левчук). В свое время я повстречалась в Нью-Йорке с авторшами «Правил», которые провели со мной экспресс-тренинг на тему «Как притягивать достойных мужчин». После такого репортажа в Marie Claire — а дело было в нулевых, еще до эпохи соцсетей — меня позвали вести курс на эту тему в самую популярную в Москве на тот момент Школу тренингов для женщин. То, что сама я была «сапожником без сапог» — без постоянного мужчины и с багажом странных личных историй, — никого не смущало. Впрочем, Милы Левчук из меня не вышло.
Любопытно, что на марафоне по деньгам, который я прохожу у Левчук (пошла третья неделя — я уже приноровилась делать домашние дела в наушниках), почти на каждой лекции призывают работать над самооценкой. Дело полезное — для этой цели Мила рекомендует саму себя, точнее — свой марафон «Подними самооценку за 10 дней» за дополнительные 600 рублей (параллельно мне предлагают повысить статус участницы до VIP-уровня за 6999 рублей, докупить конспект, продлить доступ к материалам марафона — тоже за деньги, а также приобрести банковские продукты, которыми «пользуется Мила»). Игнорирую.
Телеграм-чат на нашем марафоне разрывается от сообщений. География широка — от Владивостока до Тель-Авива. Контингент — от студенток и мам в декрете до госслужащих и кандидатов наук. В купленном мной пакете «Стандарт» обратной связи нет — лишь куратор, именуемый «Подруга-плюс», периодически дает в чате короткие звуковые напутствия. Впрочем, многие участницы здесь не впервые и к такому формату привыкли. Меня же быстро стало раздражать постоянное пищание телефона, и он давно на беззвучном режиме. В чат я заглядываю все реже, ограничиваясь лишь прослушиванием подкастов, — заплаченные деньги мотивируют пройти марафон до конца.
Оказался ли он в итоге для меня полезным? Не уверена — к заветной квартире в Москве мы с мужем пока так и не приблизились.
Нас «завлекают» на триггеры
Яна Новикова, психолог, гештальт-терапевт проекта «Ответ»:
«Есть несколько причин, почему люди идут на тренинги и марафоны в соцсетях. Во-первых, людям в онлайн-группе бывает проще и безопаснее открыться. Говорить о сложных чувствах непросто, особенно на приеме у психолога «глаза в глаза». Но это мнимая простота, которая может навредить. Некоторые задания в онлайн-группах предполагают глубинное погружение, соприкосновение с болью, внутренней травматикой. Эти техники разбирают тебя. В кабинете психолога рядом специалист, который помогает заново собраться, развернуть и прожить историю, справиться с ней. Люди не всегда могут оценить стабильность своего психического состояния. И с одной стороны, ответственность лежит на человеке, который идет на марафон. Но так как люди самостоятельно не могут определить наличие депрессии или другого расстройства — это может сделать лишь человек со специальной клинической подготовкой, — в массовой онлайн-терапии есть риск усугубления состояния. Во-вторых, цепляющее название «марафон» подразумевает некую дистанцию. Конечно, обещанный «результат через 4 недели» привлекает гораздо больше, чем терапия длиной в пару лет, а изменения, бывает, требуют большого времени.
В-третьих, в описаниях часто используются слова-тригеры, запускающие наш интерес и повышающие уровень доверия. «PRО» нам сразу говорит о ПРОфессионализме, о ПРОдвинутых экспертах, о ПРОдвижении. Слово «БИЗНЕС» тоже подразумевает что-то серьезное, профессиональное.
В-четвертых, многие делают акцент на том, что их курс, тренинг, марафон или вебинар в конечном итоге дешевле, чем психотерапия. Да, онлайн-марафоны действительно дешевле, но это не взаимозаменяемые вещи. Скорее, это вспомогательный способ самопознания или самокоррекции. С рисками для тех людей, чье психическое состояние требует лечения. В целом, я не считаю, что онлайн-продукт — плохая история. Я за любое действие в свою пользу, если это помогает и безопасно.
В нашей стране есть закон о психиатрической помощи, но нет — о психологической. Разговоры ведутся с 90-х годов. Законопроект готовят, но он все еще не принят. Это проблемное место. Действительно, психологом может назваться каждый, кто прошел полугодичный курс. Знаю людей, которые учились полгода на переподготовке из серии психологического консультирования и потом называли себя психологами, не имея ни базового образования, ни должного психотерапевтического образования (от двух лет переподготовки), ни личной психотерапии, ни практики. Существуют определенные требования: например, прежде чем изучать теорию, ты проходишь порядка двухсот часов групповой терапии и обязательно личной. Только потом приступаешь к изучению метода. По-хорошему, специалист должен иметь базовое психологическое образование, переподготовку в психотерапевтическом методе, супервизию и личную терапию».
Моральную компенсацию за марафон отсудить нереально
Екатерина Гордон, юрист, владелица юридической компании «Гордон и сыновья»:
«Вообще, для легализации такой деятельности, как создание и проведение онлайн-курсов/тренингов, организатор должен зарегистрироваться в налоговой либо как ИП, либо как ООО. Если организатор ведет вебинары или иные занятия лично, то лицензия не нужна. Если же мы говорим про организацию, которая ведет образовательную деятельность, в которой кроме самого организатора работают и другие преподаватели, то лицензия обязательна.
Если вы столкнулись с некачественным онлайн-тренингом или курсами, можно, как верно замечено в комментарии Роспотребнадзора, в первую очередь письменно подать в адрес организатора претензию. Я бы добавила: в этой претензии важно подробно указать, какие услуги оказаны некачественно, и расписать, что вы хотите расторгнуть договор. Даже если этот договор устный или в личной переписке, все же это договор. У вас обязательно должны быть скрины переписки и скрин из онлайн-банка об оплате.
В случае, если организатор марафона на претензию не отреагировал, можно подавать иск в суд. Параллельно имеет смысл написать заявление в полицию — организатора, конечно, вряд ли привлекут, но вы таким образом его припугнете, а заодно выясните его точный адрес — важные данные для подачи на него в суд (часто бывает, что у участников онлайн-марафонов адрес нигде не прописан).
В любом случае перечислять деньги за участие на карточки неизвестных вам людей не стоит. Как крайняя мера — при отсутствии договора допустимо отправить оплату на карту тому, кто непосредственно проводит марафон. Так, по крайней мере, мы сможем попробовать взыскать ваши деньги обратно как необоснованное обогащение. Мы говорим лишь о сумме, реально уплаченной за марафон. Практика показывает, что судьи к моральному ущербу относятся скептически. Даже если вы обоснуете, что понесли потери из-за участия в марафоне, это все равно очень сложная, ювелирная работа, и я бы не надеялась на положительный результат».
Фото: Getty Images, Instagram (запрещенная в России экстремистская организация)